Приемка товаров в обязательствах по выполнению работ и оказанию услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Порядок получения товара от органов транспорта регулируется транспортными уставами и кодексами, а также правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Здесь надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством.

В случаях, когда груз выдается с участием перевозчика, надлежит помнить о необходимости составления коммерческого акта (на автомобильном транспорте - проставления записи в товарно-транспортной накладной) для удостоверения несохранности груза, соблюдать порядок обжалования отказа в составлении такого акта.[38]

Приемка товара, непосредственно передаваемого продавцом покупателю либо получаемого от органа транспорта без участия представителя перевозчика, осуществляется в одинаковом режиме, по общим правилам.

Пункт 2 ст. 513 ГК РФ устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.

Доставленный перевозчиком груз выдается получателю, указанному в транспортной накладной (коносаменте). Получатель вправе отказаться от принятия груза, если только законом не предусмотрена обязанность его принятия. Так, на автомобильном транспорте при городских и пригородных перевозках получатель вправе отказаться от принятия груза, не соответствующего договору или не предусмотренного договором. При междугородней перевозке получатель обязан принять доставленный в его адрес груз. Вместе с тем перевозчик лишен возможности понудить грузополучателя взять предназначенный ему груз.

При морской перевозке груз выдается портом назначения получателю, указанному в именном коносаменте, либо в обмен на экземпляр ордерного или предъявительского коносамента, пересланного отправителем получателю. Одновременно утрачивают силу все остальные экземпляры коносамента. В пункте назначения груз выдается получателю в том же порядке, в каком он был принят к перевозке.

На железной дороге груз выдается с обязательным участием работника станции в проверке количества и состояния груза в случаях:

- прибытия его в неисправном вагоне или контейнере;

- поступления с нарушенными пломбами отправителя или неясными оттисками пломб;

- погрузки или выгрузки груза перевозчиком;

- наличия признаков несохранности при перевозке груза на открытом подвижном составе и в других установленных случаях (ст. 41 УЖТ).

Тарные и штучные грузы выдаются во всех случаях по числу мест без проверки веса и лишь на воздушном транспорте - с проверкой общего веса (массы) груза. Сохранность содержимого проверяется только в поврежденных местах.

На автомобильном транспорте груз, доставленный в исправных закрытых автомобилях и контейнерах за ненарушенными пломбами отправителя, выдается шофером без проверки. В остальных случаях шофер и получатель проверяют совместно вес грузов, перевозимых навалом и насыпью, взвешивая автомобиль с грузом и затем после выгрузки. Тарные и штучные грузы сдаются по счету мест.

Перевозка за пломбами грузоотправителя, когда станция или шофер не участвуют в проверке груза и не несут ответственности за его сохранность, создает возможности для злоупотреблений. В случае поступления груза за пломбой важно уметь проверять исправность вагона, контейнера или автомобиля, отсутствие признаков доступа к грузу и повреждений. Пломбы от транспортного средства следует сохранять в запечатанном виде с указанием номера накладной, даты и фамилий лиц, участвовавших в проверке груза, для возможности передачи пломбы на экспертизу.

Открытое акционерное общество "Димитровградский автоагрегатный завод" обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "АвтоВАЗ" о взыскании 43 326,56 руб. долга за поставленную продукцию и 2441 руб. 18 коп. пени.

Недостача товара поставленного истцом ответчику с февраля по октябрь 2007 года на сумму 43 326 руб. 56 коп. подтверждена истцом актами экспертизы: от 20.02.2007 N 03-00426/1, от 19.02.2007 N 03-00417/1, года, 03-01567/3 от 05.07.2007, 03-02082/1 от 06.09.2007, 03-02288/3 от 02.10.2007, 03-02297/2 от 03.10.2007, 03-02364/4 от 11.10.2007, 03-02408/5 от 17.10.2007 составленными представителями ответчика и экспертом ООО Независимая экспертная организация "Тольяттиэкспертиза".

Пунктом 4.1 Приложения N 1 к договору N 8672 согласованных сторонами Общих условий поставки товара ОАО "АвтоВАЗ" предусмотрена приемка товара в соответствии с порядком, установленным Инструкцией о приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 года (Инструкция П-6). При этом стороны согласовали участие в приемке независимой экспертной организации, которая в своей деятельности руководствуется Инструкцией о порядке проведения экспертиз экспертами Торгово-промышленной палаты РФ.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о нарушении ответчиком при приемке продукции требований подпункта "н" п. 25 Инструкции П-6, так как в акте о недостаче не указан общий вес продукции - фактический и по документам, допущены также нарушения п. 25 Инструкции: не указана даты отправления со склада отправителя, дата и время прибытия товара в место назначения, не проведена поверка измерительных приборов, не указана стоимость недостающей продукции. В нарушение п. 13 Инструкции П-6 ответчик произвел приемку продукции не по весу брутто (как указано в сопроводительных документах), а по количеству изделий, в товарно-транспортных накладных отсутствуют подписи шоферов-экспедиторов о получении груза с недостачей, что судом квалифицировано как нарушение ст. 157 УАТ РСФСР и п. 3 ст. 10 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом.

Посчитав факт недостачи товара недоказанным вследствие допущенных при приемке товара нарушений требований Инструкции П-6, УАТ РСФСР и Общих правил перевозки груза автомобильным транспортом, суд удовлетворил иск о взыскании стоимости поставленной истцом продукции, в части взыскания пени прекратил производство по делу в связи с отказом от них истца.

Как следует из представленных в материалы дела актов экспертизы и установлено судами, в товарно-транспортных и товарных накладных на продукцию, поступившую с февраля по октябрь 2007 года через автомобильного перевозчика, были указаны только количество тарных мест и общий вес брутто всех тарных мест (с разбивкой по товарным накладным), продукция поступила в технически исправных контейнерах за исправными пломбами, произведены в соответствии с п. 4.1. Приложения N 1 к договору N 8672.

В силу ст. 65 действовавшего на момент приемки груза УАТ РСФСР грузы, прибывшие в исправных автомобилях и контейнерах с неповрежденными пломбами грузоотправителя выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест. Следовательно, при приемке груза у перевозчика отсутствовала необходимость как проверки веса брутто, так и составления акта либо указания в накладных о недостаче, так как контейнер и пломбы грузоотправителя находились в исправном состоянии, при этом и количество грузовых мест в товарно-транспортной накладной соответствовало фактическому. При таких обстоятельствах коммерческий акт или акт о недостаче не составляется (п. 5 Инструкции П-6).

В товарных накладных от 18.02.2007 N 30777, от 19.02.2007 N 30802, от 04.07.2007 N 32940, от 06.09.2007 N 34037, от 02.10.2007 N 34443, от 03.10.2007 N 34463, от 11.10.2007 N 34639, от 17.10.2007 N 34758, а также в тарных и упаковочных ярлыках и описи сведения о весе товара (как брутто, так нетто) поставщик не указал, в данных документах указано только наименование и количество каждого поставленного изделия.

Поэтому приемка изделий от поставщика правомерно произведена ответчиком по количеству изделий с сопоставлением результата со сведениями, указанными в товарных накладных и тарных и упаковочных ярлыках, что соответствует требованиям п. 13 Инструкции П-6. Кроме того, в спецификации N 1 являющейся неотъемлемой частью договора N 8672 от 05.12.2006 предусмотрена поставка товара в тысячах штуках, а не весом, таким образом, ответчик принял товар путем 100% пересчета количества тарных мест и находящихся в них изделий в соответствии с условиями договора.

В связи этим вывод суда о нарушении ответчиком требований Инструкции П-6, выразившийся в отсутствии в акте сведений о весе брутто поступившего груза, не соответствует установленным судом обстоятельствам дела и п. 13 Инструкции П-6.

Составленное по результатам приемки продукции по количеству заключение, подписанное представителями ответчика и экспертом, в целом соответствует требованиям п. 25 Инструкции П-6, при этом, вследствие отсутствия оснований для приемки груза по весу брутто (нетто) не имеется оснований для признания недоказанности факта недостачи по основаниям отсутствия в заключении сведений о весе каждого тарного места.

Таким образом, выводы апелляционного суда о недоказанности ответчиком факта поступления от истца продукции по накладным 18.02.2007 N 30777, от 19.02.2007 N 30802, от 04.07.2007 N 32940, от 06.09.2007 N 34037, от 02.10.2007 N 34443, от 03.10.2007 N 34463, от 11.10.2007 N 34639, от 17.10.2007 N 34758, года с недостачей на сумму 43 326,56 рублей не основаны на установленных судом обстоятельствах дела и нормах материального права, что является основанием для отмены решения и постановления в силу ст. 288 АПК РФ[39].

Практика показывает, что участие представителя транспортной организации в приеме и выдаче груза способствует снижению числа хищений. Сейчас ст. 784 и 793 ГК РФ предусматривают возможность заключения соглашений между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком, направленных на повышение ответственности за сохранность груза, в том числе об обязанности участия перевозчика в проверке выдаваемого груза. Однако на практике такие соглашения встречаются редко.[40]

Факт несохранности груза удостоверяется коммерческим актом, составляемым станцией, портом, авиаперевозчиком. Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленного образца, подписывается должностными лицами транспортной организации и заверяется ее штампом. Грузополучатель подписывает коммерческий акт, если он участвовал в его составлении. О составлении коммерческого акта делается запись в перевозочном документе.

При отказе в составлении коммерческого акта или несогласии с его содержанием подается жалоба: на железной дороге - руководителю филиала дороги, на других видах транспорта - руководителю транспортной организации. Жалоба подается до вывоза груза и не позднее трех дней с момента обнаружения соответствующих обстоятельств, а по скоропортящимся грузам - в суточный срок. В ней указываются характер нарушения и размер ущерба. Надлежаще поданная жалоба приравнивается к коммерческому акту, заменяет его. Коммерческий акт составляет только для удостоверения несохранности груза: недостачи, порчи, повреждения. Остальные нарушения удостоверяются актами общей формы, составляемыми перевозчиком с участием или без участия клиента.

На автомобильном транспорте любая несохранность груза (недостача, порча, повреждение) удостоверяется записью в трех экземплярах товарно-транспортной накладной за подписями шофера и получателя. При необходимости подробного описания составляется совместный акт с отметкой о его составлении в накладных, подписываемых сторонами.[41]

На получение доставленного груза (кроме получения от автомобильного транспорта) представитель организации-получателя должен иметь доверенность, составленную по правилам ст. 185 ГК РФ за подписью руководителя организации с приложением печати, а для государственной и муниципальной организации - также за подписью главного бухгалтера.

На железнодорожном и речном транспорте выдача груза оформляется путем заполнения получателем дорожной ведомости. Она является четвертым документом из комплекта перевозочных документов. В дорожной ведомости указываются наименование организации, выдавшей доверенность, номер и дата доверенности, паспортные данные представителя. Представитель грузополучателя расписывается в дорожной ведомости. Доверенность хранится вместе с дорожной ведомостью.

При перевозке автомобильным транспортом доверенности на получение груза не требуется.

Получение груза удостоверяется подписью работника организации-получателя, заверенной печатью или штампом организации, во всех трех экземплярах товарно-транспортной накладной. Один экземпляр накладной остается у получателя, а два отдаются шоферу. Несоблюдение грузополучателем правил приемки товара от транспортной организации может повлечь отказ в удовлетворении иска о взыскании убытков от недостачи груза.

Это нашло отражение в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки" и в материалах конкретных судебных дел.

Показательным в этом плане является Постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.99 по делу N 707/98[42].

На основании договора поставки металлургическому комбинату отгружен уголь.

При выдаче угля масса груза железной дорогой не проверялась. При проверке ее грузополучателем обнаружена недостача, что явилось основанием для предъявления иска к поставщику.

При пересмотре дела в порядке надзора установлено, что комбинат, получив от железной дороги вагоны массой меньше, чем указано в маршрутной железнодорожной накладной, не потребовал от железной дороги в установленном порядке проверки массы и составления коммерческих актов. В железнодорожных накладных на маршрут вагонов отсутствуют отметки, свидетельствующие об отцепке вагонов в пути следования и составлении соответствующих документов. В п. 15 Постановления Высшего Арбитражного Суда N18 от 22.10.97 указано, что при наличии бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику.



Заключение

Проделанная работа позволила автору сделать ряд выводов о существенных особенностях приемки товаров.

Порядок приемки товаров регламентирован ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также Положениями о приемке товаров по количеству и качеству. Нормы вышеуказанного Положения применяются при приемке товара по количеству и качеству по договорам купли-продажи, поставки, контрактации, когда актами законодательства, нормативно-технической документацией и договором между продавцом и покупателем не установлен иной порядок приемки.

Субъектами отношений по приемке товара являются лица, профессионально осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с производством товаров, либо их реализацией (коммерческие организации и индивидуальные предприниматели), либо их перемещением.

Обязанность покупателя принять товар включает необходимость осмотреть его в момент приемки (проверить количество и качество товаров) и о выявленных несоответствиях или недостатках незамедлительно уведомить поставщика (ст. 513 ГК РФ).

Своевременная и правильная организация приемки товаров по количеству и качеству имеет важное значение, поскольку надлежащее исполнение покупателем этой обязанности является одним из основных условий последующего удовлетворения требований, связанных с недостачей или недоброкачественностью полученных товаров.

В зависимости от вида обязательства и способа доставки различают приемку товаров от транспортных организаций и без их участия.

Порядок приемки товаров от транспортной организации определяется правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта, а также нормами транспортных уставов и кодексов. Приемка товаров с участием перевозчика в большинстве случаев предшествует приемке товаров от поставщика. Такая приемка связана в первую очередь с процессом выгрузки товара из транспортного средства. На этом этапе основной обязанностью получателя является проверка сохранности груза при перевозке. В частности, проверяется наличие на транспортном средстве (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, контейнере, автофургоне и т.п.) пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), исправность пломб, оттиски на них, состояние транспортных средств, наличие защитной маркировки груза и исправность тары. Получатель также должен проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки данным, указанным в транспортном документе. Необходимо проверить соблюдение правил перевозки, обеспечивающих предохранение груза от повреждения и порчи, сроки доставки, а также осмотреть груз.

Порядок выдачи и приемки грузов от транспортных организаций зависит от того, как груз был принят от отправителя и чьими силами и средствами проведена его погрузка. Поэтому груз может быть выдан как с проверкой, так и без проверки веса, количества мест и состояния груза. Результаты приемки товаров подтверждаются актом.

Оформить фактическое состояние поступившей продукции и отступлений от договорных условий покупатель может:

· по форме Актом, определенном Инструкциями N П-6, П-7;

· по согласованной сторонами договора поставки форме;

· по принятой у покупателя форме;

· по форме N ТОРГ-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132.

В акте приемки по качеству каждое слово и фраза имеют свое значение. Впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора поставщик любую неточную формулировку в акте может трактовать в свою пользу.



Список использованной литературы

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 283.