Проблема личности преступника является одной из наиболее сложных в науке криминологии. Существует множество определений понятия личности преступника. Наиболее распространено следующее - под личностью преступника понимается совокупность социальных и социально значимых свойств, признаков, связей и отношений, характеризующих лицо, виновно нарушающее уголовный закон, и в сочетании с иными (неличностными) условиями и обстоятельствами, влияющими на его антиобщественное поведение.
При этом, личность преступника - военнослужащего - специфический феномен, аккумулирующий отрицательные воздействия, формирующие данный тип правонарушителя, и включающие в себя криминогенные обстоятельства допризывного периода его жизни и специфические криминогенные армейские условия.
Для определения механизма совершения преступления и предупреждения дезертирства необходимо проанализировать комплекс данных обстоятельств и выделить наиболее значимые из них, непосредственно детерминирующие данный вид правонарушений. Эти детерминанты и являются непосредственными объектами предупредительного воздействия уполномоченных объектов.
Как известно, наиболее значимыми в криминогенном аспекте структурными составляющими личности преступника являются его социально-демографические и нравственно-психологические характеристики, определяющие содержательную часть его преступного поведения. Социально-демографическая характеристика включает в себя пол, возраст, образование, социальное и семейное положения, воинский статус, год и место службы и т.п.
Общей для Российской Федерации является высокая криминогенная активность мужчин молодого возраста. Эта закономерность, применительно к военнослужащим срочной службы, является определяющей. При этом, данная составляющая структура проявляет себя тем активнее, чем ниже уровень его подготовки к прохождению службы.
Как показали исследования, уровень образования указанной категории правонарушителей в целом ниже среднего уровня образования населения данной возрастной группы. В частности, уровень образования осужденных дезертиров срочной службы характеризуется следующими показателями: неполное среднее - 6%; среднее - 52%; среднее специальное - 38%; неоконченное высшее - 0%; высшее образование - 4%.
При этом, наибольшее число дезертирств совершили военнослужащие первого года службы - 54%, второго - 46%. [7, С.13-15]
Совершенно очевидно, что социально-демографические признаки личности правонарушителя характеризуют лишь ее объективную, внешнюю составляющую.
Внутреннее содержание личности составляют, как известно, ее социальные ориентиры, потребности, интересы, привычки и другие социально-значимые характеристики, лежащие в основе мотивации противоправного поведения. Применительно к объекту нашего исследования наиболее значимыми из этих характеристик являются: отношение к военной службе, воинскому долгу, правопорядку, сослуживцам и самому себе. Ядром внутренней структуры механизма противоправного поведения является его мотивационная составляющая, предопределяющая выбор соответствующего типа поведения во взаимосвязи с соответствующей жизненной ситуацией, выступающей в нашем случае в качестве криминогенной. Общей характеристикой данной сферы личности изучаемой категории правонарушителей является явное, по сравнению с законопослушной частью сослуживцев, преобладание потребностей материального и биологического свойств. У большинства отсутствуют устойчивые социально-позитивные связи и отношения. При анализе мотивационной сферы исследуемой категории преступников было установлено наличие ее существенных сдвигов указанного свойства, прямо детерминирующее правонарушающее поведение.
Особое внимание заслуживает проблема пограничных психофизиологических состояний не исключающих вменяемости, например, олигофрении. Существующая система комплектования войск не позволяет в полной мере обеспечить отсев от призыва лиц имеющих аномалии такого типа. Данное состояние напрямую детерминирует определенный тип правонарушающего поведения, в частности, как показало исследование, они склонны к самовольному оставлению части и дезертирству.
Для криминологического изучения преступников и разработки мер индивидуального предупредительного характера применяют метод их классификации и типологизации. Наиболее распространенными классификационными основаниями являются, как известно, глубина и стойкость антиобщественной личностной деформации, ее последовательность, проявляющаяся в противоправном поведении и "тяготение" к определенному его типу и т.п. Наиболее перспективной является классификация ранее обозначенной категории правонарушителей в соответствии с таким классификационным основанием, как степень психологической устойчивости личности во взаимосвязи с уголовно-правовыми характеристиками совершенных деяний.
Можно выделить из данной категории правонарушителей следующие типы преступников:
1) случайный - впервые совершивший дезертирство, но ранее характеризовавшийся положительно;
2) ситуационно-неустойчивый - совершивший дезертирство впервые, но ранее допускавший правонарушения и дисциплинарные проступки и совершивший преступление под воздействием неблагоприятных обстоятельств;
3) злостный - совершивший дезертирство в силу устойчивых антиобщественных взглядов и установок, ранее неоднократно привлекавшийся к уголовной ответственности.
Приведенная классификация, хотя и достаточна условна, позволяет дифференцированно подходить к различным категориям военнослужащих при организации индивидуально-профилактической работы, в том числе и при предупреждении дезертирства.
В целом, военнослужащие, совершившие дезертирство, характеризуются как лица, у которых доминируют такие черты, как скудность духовных потребностей и интересов, искаженность правосознания и неспособность оценить характер совершаемых им противоправных действий и их последствий. Кроме того, для них типично искажение ценностных ориентиров, когда наиболее значимыми становятся не интеллектуальные характеристики личности, а сила и умение постоять за себя.
Таким образом, необходимо выделить наиболее криминогенно значимые характеристики личности военнослужащего-дезертира. В частности, это:
1. Неустойчивая психика в сочетании с наиболее криминогенно - активным возрастом.
2. Неблагополучное социальное происхождение и положение.
3. Низкий общий образовательный уровень.
4. Серьезный сдвиг мотивационной составляющей и невозможность обеспечивать критическую самооценку собственного отключающегося поведения.
5. Неразвитость правосознания.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 231.