Согласно требованиям ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, и основным положениям ГОСТов 4-ой системы «Система показателей качества» - комплексную оценку уровня качества выпускаемых товаров проводят по следующим этапам:
1. Определение номенклатуры показателей качества товара (продукции), обеспечивающих возможность оценки его уровня и построение иерархической структуры свойств.
2. Определение коэффициентов весомостей показателей качества.
3. Выбор базовых показателей свойств для сравнения.
4. Измерение показателей качества и приведение их к сопоставимому виду (определение относительных показателей качества).
5. Выбор метода и расчет комплексного показателя уровня качества.
1) Определим номенклатуру показателей качества товара.
Номенклатура показателей качества товаров состоит из трех блоков:
1. Функциональные показатели – прочность на разрыв; стойкость поверхности к истиранию; усадка при мокрых обработках; растяжимость; усадка при химчистке; остаточная деформация при носке.
2. Гигиенические показатели – гигроскопичность; воздухопроницаемость; паропроницаемость; теплопроводность; электризуемость.
3. Эстетические показатели – соответствие моде; оригинальность модели и конструктивно-декоративных линий; художественно-колористическое оформление; целостность композиции; совершенство производственного исполнения.
2) Определим коэффициенты весомости показателей качества трикотажных изделий. (см. табл. 2).
1. Функциональный показатель качества трикотажных изделий: прочность на разрыв показатель весомости – 1,00; стойкость поверхности к истиранию показатель весомости– 0,50; усадка при мокрых обработках показатель – 0,20; растяжимость показатель весомости -0,33; усадка при химчистке показатель весомости – 0,25; остаточная деформация при носке показатель – 0,16.
2. Гигиенический показатель качества в следующих вариациях: гигроскопичность показатель весомости 1,00; воздухопроницаемость показатель весомости – 0,50; паропроницаемость показатель весомости – 0,25; теплопроводность показатель – 0,33; электризуемость показатель весомости – 0,20.
3. Эстетический показатель качества по опросу выглядит так: соответствие моде показатель весомости 1,00; оригинальность модели и конструктивно-декоративных линий показатель весомости 0,50; художественно- колористическое оформление показатель 0,33; целостность композиции показатель весомости 0,25; совершенство производственного исполнения показатель 0,20.
3) Выбор базовых показателей свойств для сравнения.
При выборе базовых показателей качества необходимо руководствоваться следующими принципами: совокупность показателей качества базового образца должна устанавливаться, исходя из целей оценки уровня качества (см табл. 3); должна быть реально достижимой; по номенклатуре и методам определения должна быть идентичной оцениваемой продукции; должна характеризовать оптимальный уровень качества, обеспечивающий максимальное удовлетворение потребностей в товаре при минимуме затрат на его создание и эксплуатацию.
Таблица 3 – Выбор базовых показателей качества
Цель оценки уровня качества | Базовые показатели |
1. Контроль качества 2. Сертификация качества 3. Выбор варианта продукции 4. Анализ динамики уровня качества продукции | Нормативные показатели Эталонные показатели/средний или высший отечественный или мировой уровень качества/ Показатели, записанные в техническом задании Показатели предыдущего периода |
4) Измерение показателей качества и приведение их к сопоставимому виду (определение относительных показателей качества).
При том что единичные показатели качества товара, определяемые измерительным и расчетными методами, имеют разную размерность. Для расчета комплексного показателя их приводят к сопоставимому виду путем расчета относительных показателей " qi " качества по формулам:
или , (1)
где Рi – значение единичного /i-го/ показателя качества оцениваемой продукции:
РiБАЗ – значение единичного базового показателя качества.
Эти формулы применяют при наличии линейной зависимости q от Pi (у нас такой зависимости не имеется). При отсутствии таковой вид функциональной зависимости устанавливается экспертным методом или специальными исследованиями, либо рекомендуется перевод размерных показателей в безразмерные по специальным формулам.
5) Выбор метода и расчет комплексного показателя уровня качества.
Обобщенный показатель качества определим по методу расчета средневзвешенного арифметического показателя. Расчет обобщенного показателя качества произведем по следующей формуле:
(2)
Уровень качества определяют как отношение:
Kур = (3)
Таблица 4 - Типовая номенклатура показателей качества
Комплексные показатели 1-го уровня | Комплексные показатели 2-го уровня |
Социальное значение | Социальный адрес и потребительский класс /типаж/ товаров Соответствие товаров оптимальному ассортименту Моральное старение |
Функциональные | Совершенство выполнения основной функции Универсальность применения Совершенство выполнения вспомогательных операций |
Надежность в потреблении | Безотказность Долговечность Ремонтопригодность Сохраняемость |
Эргономические | Удобство пользования изделием при выполнении основной функции и вспомогательных операций Удобство управления технически сложным изделием Соответствие изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим, психологическим требованиям Легкость освоения потребителем действий, выполняемых с изделием |
Эстетические | Художественная выразительность Рациональность организации формы Целостность композиции Совершенство производственного исполнения и стабильности товарного вида |
Безопасность потребления | Механическая безопасность Физическая безопасность Пожаро- и взрывобезопасность |
Экологические | Особенности воздействия изделия на природную среду Особенности воздействия изделия на предметно-пространственную среду |
Таблица 5 – Комплексные показатели качества трикотажных изделий
Номер п/п | Показатели и размерность | Значение показателя | Относительный показатель уровня качества, qi | |
оцениваемого изделия, Рi | базового образца, Рiбаз | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Прочность на разрыв, Н/см2 Стойкость поверхности к истиранию, баллы Усадка при мокрых обработках, баллы Усадка при химчистке, % Остаточная деформация при носке, баллы Устойчивость окраски к свету, светопогоде, баллы | 100 3,5 3,5 3,0 4,0 4,0 | 120 4,0 4,0 3,5 4,0 5,0 | 1.2 1,14 1,14 1,16 1 1,25 |
Таким образом комплексный показатель составил – 6,89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной курсовой работе была исследована тема «Оценка потребительских свойств и показателей качества товара», в процессе исследования в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовано понятие оценки качества и уровня качества товаров.
2. Изучена последовательность оценки уровня качества.
3. Осуществлен выбор номенклатуры показателей качества группы товаров.
4. Произведен расчет коэффициентов весомости.
5. Рассмотрены комплексные показатели и осуществлен их расчет.
По итогам исследований и изучений можно сделать следующие выводы.
Качество товаров – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинному назначению. Качество товаров оценивается на основе количественного измерения определяющих его свойств. В настоящее время выработана система количественной оценки потребительских свойств товаров, которые и дают конечные показатели качества. Достаточно широко распространена оценка свойств товаров по группам, которые дают соответствующие показатели качества: показатели назначения товаров; показатели надежности товаров; показатели стандартизации и унификации товаров; эргономические показатели товаров; эстетические показатели товаров; показатели транспортабельности товаров; патентно-правовые показатели товаров; экологические показатели товаров; а также показатели безопасности товаров.
С помощью указанных показателей качества можно определить уровень качества товара, по результатам которого в организации будет осуществляться управление качеством выпускаемых товаров. Управление качеством товаров требует осуществления периодической оценки потребительских свойств и показателей качества товаров. При этом уровень качества товаров выступает основной мерой их потребительной стоимости. Как правило, необходимость оценки потребительских свойств и показателей качества товаров возникает: при сертификации товаров; при выборе наилучшего варианта товаров; при планировании повышения уровня качества товаров; при контроле качества товаров; а также при обосновании мер стимулирования улучшения качества товаров.
На основании оценки потребительских свойств и показателей качества товаров в организации просто необходимо осуществлять такой процесс, как управление качеством выпускаемых товаров. Система управления качеством товаров представляет собой некую совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
В качестве предложений и рекомендаций хотелось бы предложить следующее. Чтобы выпускаемы товары (продукция) были хорошего качества и соответствовали стандартам, система управления качеством должна включать:
1.Задачи руководства в области качества товаров (политика, организация)
2. Соответствующую систему документации и планирования качества.
3. Специальную документацию требований качества и их выполнимость.
4. Контроль и целесообразность требований качества во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат).
5. Контроль качества во время закупок (документация, контроль).
6. Обозначение изделий и возможность контроля их качества.
7. Контроль качества во время производства, выпуска товаров, продукции (планирование процесса, инструкции, квалификация, контроль).
8. Проверка качества выпущенных товаров (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).
9. Контроль качества при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
10. Документирование качества выпускаемых товаров.
11.Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.
12. Анализ качества выпускаемых товаров и систем принимаемых мер.
И только при выполнении всей этой программы управления качеством в организации – качество товаров станет тем важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, который обеспечивает конкурентоспособность товара и фирмы.
Список использованной литературы
1.Оформление курсовых и выпускных квалификационных работ: метод. указания / Краснояр. гос. торг. – экон. ин-т; сост. Р.В. Трофимова, О.Ю. Дягель, Э.А. Батраева, Т.В. Вашко, Т.В. Федюкевич. – Красноярск, 2007. – 28 с.
3.Агбаш В.Н. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник для экон. фак.торг. вузов. – М.: Экономика, 1989.
4.Бобровников Г.Н. и др. Качество продукции и научно-технический прогресс. – М.: Издательство стандартов, 1988.
5. Иванникова Л.И. Современные формы кодирования товаров. Учеб. пособие для студентов торгового-экономических Вузов по курсу «Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров.»
6.Литвинов О. Информация о товарах для потребителей в торговой сети./Стандарты и качество. – 2002 - №5. – С.70-75.
7. Дурнев В. Д. Товароведение промышленных материалов. Учебник./ Дурнев В.Д., Сапунов С.В., Федюкин В. К. М.:Информационно – издательский дом «Филинъ», 2002. – 536с.
8. Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 283с.
9.Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством: Учеб. для Вузов / Под ред. Акад. Н.С. Соломенко. – М.: издательство стандартов, 1990. – 342 с.
10.Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 1732 «Тов. и орг. торговли непрод. тов. «/ Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И., - М.: Экономика, 1988. – 295с.
11. Барчекова В.И. Основы товароведения непродовольственных товарове: Учеб. Ред. М.А. Кутенова. – М.: Экономика, 19901. – 319 с.
12. Жиряева Е. В. Товароведение / Е. В. Жиряева. – СПб. : Питер, 2002. –
416 с.
13. Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы
непродовольственных товаров : учебник / Ф. А. Петрище. – М. : Дашков и К, 2004. – 512 с.
14. Окрепилов В. В. Управление качеством / В. В. Окрепилов. – СПб. :
Наука. Ленингр. отд-ние, 2000. – 210 с.
15. Коммерческое товароведение : учебник для вузов / В. И. Теплов,
М. В. Сероштан, В. А. Панасенко. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2001. – 620 с.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра товароведения и экспертизы непродовольственных товаров
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теоретические основы товароведения»
Дата: 2019-07-30, просмотров: 181.