ПОНЯТИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….……3

1. ПОНЯТИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА.…....5

2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА………..……9

3. ВЫБОР НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЫ ТОВАРОВ…………………………...…………10

4. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ВЕСОМОСТИ………………..…..…….…19

5. РАСЧЕТ КОМПЛЕКСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ………………….…….……24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……….……29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………….………31



ВВЕДЕНИЕ

 

В современной рыночной экономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции (товаров).

Качество продукции (товаров) – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары (продукция) для соответствия своему истинному назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия (продукции, товаров), которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, а также в технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.

Следует отметить, что в современной литературе понятие качества товаров (продукции) трактуется по-разному, причем основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик – так, в условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя, а в условиях рыночной экономики качество продукции трактуется исключительно с позиции потребителя.

Для оценки качества товаров современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств товаров, которые и дают показатели их качества. В настоящее время для оценки качества товаров применяют следующие показатели: показатели назначения товара, показатели надежности, показатели стандартизации и унификации, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели транспортабельности, патентно-правовые показатели, экологические показатели, показатели безопасности и другие показатели

В представленной курсовой работе будет исследована следующая тема – «Оценка потребительских свойств и показателей качества товара».

Цель работы – исследовать оценку потребительских свойств и показателей качества товара с современной точки зрения. В соответствии с этим в представленной курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

0. Исследовать понятие оценки качества и уровня качества товаров.

1. Изучить последовательность оценки уровня качества.

2. Осуществить выбор номенклатуры показателей качества группы товаров.

3. Произвести расчет коэффициентов весомости.

4. Рассмотреть комплексные показатели и осуществить их расчет.

5. Сформулировать выводы и предложения по проделанной работе.

Объектом исследования представленной курсовой работы является качество товаров. Предметом исследования данной курсовой работы выступают оценка потребительских свойств и показателей качества товара.

Методы исследования и изучения, используемые при исследовании:

· всеобщие методы познания (диалектический метод познания);

· общенаучные средства (структурно-функциональный метод, системный метод, метод формально-логического исследования, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, метод обобщения и т.п.);

· частнонаучные средства (метод сравнительного изучения) и т.п.

Теоретической основой представленной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению оценки потребительских качеств и показателей качества товара с современной точки зрения. Это такие авторы как П. Баренбойм, А.Г. Калпин, А.И. Масляев и др.

Законодательной и нормативной основой представленной работы выступают международные правовые акты, федеральные законы Российской Федерации, государственные и международные стандарты, и другие нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения в Российской Федерации.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы. Работа изложена на 31 страницt, для написания было использовано 15 научных источников.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В представленной курсовой работе была исследована тема «Оценка потребительских свойств и показателей качества товара», в процессе исследования в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. Исследовано понятие оценки качества и уровня качества товаров.

2. Изучена последовательность оценки уровня качества.

3. Осуществлен выбор номенклатуры показателей качества группы товаров.

4. Произведен расчет коэффициентов весомости.

5. Рассмотрены комплексные показатели и осуществлен их расчет.

По итогам исследований и изучений можно сделать следующие выводы.

Качество товаров – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинному назначению. Качество товаров оценивается на основе количественного измерения определяющих его свойств. В настоящее время выработана система количественной оценки потребительских свойств товаров, которые и дают конечные показатели качества. Достаточно широко распространена оценка свойств товаров по группам, которые дают соответствующие показатели качества: показатели назначения товаров; показатели надежности товаров; показатели стандартизации и унификации товаров; эргономические показатели товаров; эстетические показатели товаров; показатели транспортабельности товаров; патентно-правовые показатели товаров; экологические показатели товаров; а также показатели безопасности товаров.

С помощью указанных показателей качества можно определить уровень качества товара, по результатам которого в организации будет осуществляться управление качеством выпускаемых товаров. Управление качеством товаров требует осуществления периодической оценки потребительских свойств и показателей качества товаров. При этом уровень качества товаров выступает основной мерой их потребительной стоимости. Как правило, необходимость оценки потребительских свойств и показателей качества товаров возникает: при сертификации товаров; при выборе наилучшего варианта товаров; при планировании повышения уровня качества товаров; при контроле качества товаров; а также при обосновании мер стимулирования улучшения качества товаров.

На основании оценки потребительских свойств и показателей качества товаров в организации просто необходимо осуществлять такой процесс, как управление качеством выпускаемых товаров. Система управления качеством товаров представляет собой некую совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

В качестве предложений и рекомендаций хотелось бы предложить следующее. Чтобы выпускаемы товары (продукция) были хорошего качества и соответствовали стандартам, система управления качеством должна включать:

1.Задачи руководства в области качества товаров (политика, организация)

2. Соответствующую систему документации и планирования качества.

3. Специальную документацию требований качества и их выполнимость.

4. Контроль и целесообразность требований качества во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат).

5. Контроль качества во время закупок (документация, контроль).

6. Обозначение изделий и возможность контроля их качества.

7. Контроль качества во время производства, выпуска товаров, продукции (планирование процесса, инструкции, квалификация, контроль).

8. Проверка качества выпущенных товаров (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).

9. Контроль качества при хранении, перемещении, упаковке, отправке.

10. Документирование качества выпускаемых товаров.

11.Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.

12. Анализ качества выпускаемых товаров и систем принимаемых мер.

И только при выполнении всей этой программы управления качеством в организации – качество товаров станет тем важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, который обеспечивает конкурентоспособность товара и фирмы.



Список использованной литературы

 

1.Оформление курсовых и выпускных квалификационных работ: метод. указания / Краснояр. гос. торг. – экон. ин-т; сост. Р.В. Трофимова, О.Ю. Дягель, Э.А. Батраева, Т.В. Вашко, Т.В. Федюкевич. – Красноярск, 2007. – 28 с.

3.Агбаш В.Н. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник для экон. фак.торг. вузов. – М.: Экономика, 1989.

4.Бобровников Г.Н. и др. Качество продукции и научно-технический прогресс. – М.: Издательство стандартов, 1988.

5. Иванникова Л.И. Современные формы кодирования товаров. Учеб. пособие для студентов торгового-экономических Вузов по курсу «Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров.»

6.Литвинов О. Информация о товарах для потребителей в торговой сети./Стандарты и качество. – 2002 - №5. – С.70-75.

7. Дурнев В. Д. Товароведение промышленных материалов. Учебник./ Дурнев В.Д., Сапунов С.В., Федюкин В. К. М.:Информационно – издательский дом «Филинъ», 2002. – 536с.

8. Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 283с.

9.Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством: Учеб. для Вузов / Под ред. Акад. Н.С. Соломенко. – М.: издательство стандартов, 1990. – 342 с.

10.Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 1732 «Тов. и орг. торговли непрод. тов. «/ Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И., - М.: Экономика, 1988. – 295с.

11. Барчекова В.И. Основы товароведения непродовольственных товарове: Учеб. Ред. М.А. Кутенова. – М.: Экономика, 19901. – 319 с.

12. Жиряева Е. В. Товароведение / Е. В. Жиряева. – СПб. : Питер, 2002. –

416 с.

13. Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы

 непродовольственных товаров : учебник / Ф. А. Петрище. – М. : Дашков и К, 2004. – 512 с.

14. Окрепилов В. В. Управление качеством / В. В. Окрепилов. – СПб. :

Наука. Ленингр. отд-ние, 2000. – 210 с.

15. Коммерческое товароведение : учебник для вузов / В. И. Теплов,  

М. В. Сероштан, В. А. Панасенко. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2001. – 620 с.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Кафедра товароведения и экспертизы непродовольственных товаров

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теоретические основы товароведения»

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….……3

1. ПОНЯТИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА.…....5

2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА………..……9

3. ВЫБОР НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЫ ТОВАРОВ…………………………...…………10

4. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ВЕСОМОСТИ………………..…..…….…19

5. РАСЧЕТ КОМПЛЕКСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ………………….…….……24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……….……29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………….………31



ВВЕДЕНИЕ

 

В современной рыночной экономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции (товаров).

Качество продукции (товаров) – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары (продукция) для соответствия своему истинному назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия (продукции, товаров), которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, а также в технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.

Следует отметить, что в современной литературе понятие качества товаров (продукции) трактуется по-разному, причем основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик – так, в условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя, а в условиях рыночной экономики качество продукции трактуется исключительно с позиции потребителя.

Для оценки качества товаров современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств товаров, которые и дают показатели их качества. В настоящее время для оценки качества товаров применяют следующие показатели: показатели назначения товара, показатели надежности, показатели стандартизации и унификации, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели транспортабельности, патентно-правовые показатели, экологические показатели, показатели безопасности и другие показатели

В представленной курсовой работе будет исследована следующая тема – «Оценка потребительских свойств и показателей качества товара».

Цель работы – исследовать оценку потребительских свойств и показателей качества товара с современной точки зрения. В соответствии с этим в представленной курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

0. Исследовать понятие оценки качества и уровня качества товаров.

1. Изучить последовательность оценки уровня качества.

2. Осуществить выбор номенклатуры показателей качества группы товаров.

3. Произвести расчет коэффициентов весомости.

4. Рассмотреть комплексные показатели и осуществить их расчет.

5. Сформулировать выводы и предложения по проделанной работе.

Объектом исследования представленной курсовой работы является качество товаров. Предметом исследования данной курсовой работы выступают оценка потребительских свойств и показателей качества товара.

Методы исследования и изучения, используемые при исследовании:

· всеобщие методы познания (диалектический метод познания);

· общенаучные средства (структурно-функциональный метод, системный метод, метод формально-логического исследования, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, метод обобщения и т.п.);

· частнонаучные средства (метод сравнительного изучения) и т.п.

Теоретической основой представленной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению оценки потребительских качеств и показателей качества товара с современной точки зрения. Это такие авторы как П. Баренбойм, А.Г. Калпин, А.И. Масляев и др.

Законодательной и нормативной основой представленной работы выступают международные правовые акты, федеральные законы Российской Федерации, государственные и международные стандарты, и другие нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения в Российской Федерации.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы. Работа изложена на 31 страницt, для написания было использовано 15 научных источников.



ПОНЯТИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА

 

Качество товаров – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинному назначению. В настоящее время сформировалось концептуальное видение качества, в том числе и качества товаров, как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и всего общества.

Следует отметить, что в настоящее время основным терминологическим документом в области оценки и управления качества товаров (продукции, работ) является международный стандарт ISO (ИСО) 8402:1994 (E/F/R) «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь», который максимально поясняет и стандартизирует термины по качеству товаров (продукции, работ, услуг) и то, как они применяются в области управления качеством продукции.

В общедоступном употреблении само слово «качество» означает разные понятия: качество – это соответствие требованиям; и качество – это степень превосходства. В соответствии же с положениями ISO 8402:1994 понятие «соответствие требованиям» как раз и означает непосредственно «качество», а «степень превосходства» - это «градация (класс, сорт)». Таким образом, качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Так, объектом может быть, например, деятельность или процесс; продукция; организация, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них.

Что касается градации качества, то это категория или определенный разряд, присвоенные определенным объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но несколько различные требования к качеству. Требования к качеству – это выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам некоторых объектов, чтобы дать возможность их дальнейшей реализации и проверки. При этом требования к качеству обязательно должны быть выражены в функциональных терминах, а также документально оформлены.

Продукция (выпускаемый товар) – это конечный результат производственной и иных видов деятельности или процессов. В настоящее время целесообразно определять четыре общие категории продукции (товаров): а) оборудование (технические средства); б) программное обеспечение (средства); в) перерабатываемые материалы; г) услуги. Следует отметить, что указанные категории продукции охватывают почти все виды продукции, поставляемые организациями. В соответствии со сказанным выпускаемые товары (продукция) могут:

· включать в свой состав услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или различные комбинации из них;

· быть материальной (например, узлы или перерабатываемые материалы) или нематериальной (информация или понятия), или комбинацией из них;

· быть намеренной (например, предложение, осуществляемое потребителям) или ненамеренной (например, отходы горного предприятия и т.п.).

Количественно или качественно установленные требования к характеристикам (основным и дополнительным свойствам) объекта (товара), дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества.

Качество продукции (товаров) оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. В настоящее время современная наука и практика выработали систему количественной оценки потребительских свойств товаров (продукции), которые и дают конечные показатели качества. Достаточно широко распространена оценка свойств предметов (товаров, продукции) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества: [11]

· показатели назначения товаров (продукции);

· показатели надежности товаров (продукции);

· показатели стандартизации и унификации товаров;

· эргономические показатели товаров (продукции);

· эстетические показатели товаров (продукции);

· показатели транспортабельности товаров (продукции);

· патентно-правовые показатели товаров (продукции);

· экологические показатели товаров (продукции);

· показатели безопасности товаров (продукции).

С помощью указанных показателей качества можно определить уровень качества определенного товара. При этом под уровнем качества товаров (продукции) понимается относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества товара (продукции) с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей. Определение уровня качества товара производится при помощи специальных методов оценки, которых в настоящее время насчитывают три – это дифференциальный метод, комплексный метод и смешанный метод Причем важно отметить, что метод оценки уровня качества по каждому конкретному виду однородной продукции установлен в соответствующих нормативны документах

Все методы оценки уровня качества товаров основаны на сравнении совокупности показателей качества с совокупностью базовых показателей. Согласно ГОСТ 2.116-84 базовым образцом называется образец товара (продукции), принятый для сравнения при оценке ее технического уровня и качества, характеризующий передовые научно-технические достижения на установленный период. Совокупность базовых значений показателей должна характеризовать оптимальный уровень качества товара (продукции) на заданный период времени. При этом выбор базовых образцов товара (продукции) производится соответствующими отраслевыми НИИ (Научно-исследовательскими институтами), центрами, головными и базовыми организациями по стандартизации.

Срок действия базового образца определенного вида товаров устанавливается ведущей организацией по данному виду товаров (продукции) в зависимости от специфики оцениваемого товара (продукции) с учетом потребности в том товаре (продукции) народного хозяйства Российской Федерации, длительности периода ее разработки, изготовления и эксплуатации или конечного потребления, а также планируемого срока замены моделей данного вида товара (продукции) на внутреннем и внешнем рынках Российской Федерации. [5]

1. Дифференциальный метод оценки уровня качества товара (продукции) – это метод оценки качества продукции, основанный на сопоставлении единичных показателей ее качества. Уровень качества товаров (продукции) оценивается сопоставлением совокупностей относительных показателей качества базового и оцениваемого образцов товара, при этом уровень качества оцениваемого образца считается ниже базового, если хотя бы один из них ниже единицы.

2. Комплексный метод оценки уровня качества продукции – это метод оценки уровня качества товара, основанный на сопоставлении комплексных показателей качества оцениваемого и базового образцов товара При этом количество рассматриваемых единичных показателей устанавливается требованиями нормативных документов – стандартами номенклатуры показателей качества. Оценка уровня качества комплексным методом может быть произведена с использованием в качестве коэффициентов весомости: технико-экономических показателей; средневзвешенных показателей; стоимостных показателей.

3) Смешенный метод оценки уровня качества товара – это метод основанный на совместном применении единичных и комплексных показателей качества: часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой определяют комплексный (групповой) показатель, особо важные показатели применяют как единичные. Уровень качества товара оценивают по эмпирическим формулам на основе совокупностей комплексных показателей качества. [9]

Для выражения превосходной степени в сравнительном или в количественном смысле при проведении технических оценок термин «качество» используется в совокупности со следующими качественными прилагательными:

· относительное качество – это ситуация, когда объекты оценки (продукция, товары) классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле (данное понятие не следует путать с градацией);

· уровень качества – данное прилагательное (как и сам показатель - уровень качества) используется при количественной статистической оценке;

· мера качества – данное выражение используется в том случае, когда проводятся точные технические оценки товаров (некоторых видов продукции).



Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.