Методологические аспекты формирования информации в бухгалтерском балансе
Бухгалтерский баланс - документ бухгалтерского учета, который в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии дел фирмы на определенную дату. В основу любого бухгалтерского баланса положено основное управление учета, показывающее взаимосвязь между активами, обязательствами организации (пассивами) и собственным капиталом. В Российской Федерации применяется горизонтальная структура баланса, при которой актив (имущество) располагается слева, а пассив (капитал и обязательства) – справа.
Актив баланса показывает денежную оценку всех активов организации на определенную дату, т.е. актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы организации. В актив включаются статьи, сгруппированные по степени их ликвидности (возможности обращения их в наличные средства).
Так же, в актив баланса включаются статьи, представляющие собой определенные элементы хозяйственного оборота, сгруппированные по степени их ликвидности. Ликвидность актива определяется возможным сроком смены формы актива на денежную форму. Чем выше ликвидность, тем меньше времени требуется для смены актива. Именно это обстоятельство положено в группировку статей в разделы актива баланса «Внеоборотные активы».
При этом следует отметить, что группировка активов по степени их ликвидности носит достаточно условных характер, так как ликвидность актива определяется ситуацией, сложившейся на рынке. Так, например, во время финансового кризиса 1998 года в Российской Федерации денежные средства многих организаций, находившиеся на счетах в банках, были временно заблокированы, в то время как материальные ресурсы являлись объектом повышенного спроса.
Пассив баланса имеет другое значение. Он показывает величину вложений в хозяйственную деятельность собственного капитала и форму участия в создании имущественной массы предприятия. В соответствии с этим пассивы подразделяются на собственный капитал и обязательства. Под обязательствами понимают вероятные будущие потери экономических выгод, вытекающие из существующих у конкретной организации в настоящий момент обязательств по передаче активов или предоставлению услуг.
Техника составления бухгалтерского баланса
Под техникой составления баланса понимают совокупность всех необходимых работ и мероприятий, проводимых при составлении бухгалтерского баланса. Эти работы включают в себя инвентаризацию, разграничение отдельных статей (доходов и расходов) между отдельными отчетными периодами, отражение списания стоимости имущества, закрытие счетов и подведение итогов соответствующих учетных регистрах.
Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи в регистрах, которые подтверждены оправдательными документами (счет, счет-фактура, товарная накладная). Обороты и остатки по всем счетам, сверяются с данными аналитического учета. Бухгалтерский баланс составляется на основании оборотно-сальдовой ведомости и состоит из пяти разделов, два из которых в активе и три в пассиве. (См Приложение №1 и № 2).
Отчет о прибылях и убытках
Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках. Отчет включает в себя информацию о формировании финансовых результатов по всем видам деятельности. Кроме того, данная форма отчетности является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлым. Иначе говоря между бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель отчетности - финансовый результат хозяйственной деятельности организации.
Прирост активов баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница между которыми квалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве баланса как увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышения доходов над расходами. Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.
Представление показателей различается по структуре отчета. Формирование информации в отчете о прибылях и убытках может осуществляться различными способами. В первую очередь представление показателей различается по структуре отчета. Она может быть двухсторонней или последовательной. В последние годы используется последовательная структура, предусматривающая последовательное отражение доходов, расходов и разницы между ними. Использование данной структуры отчета предусматривает два способа группировки его статей.
Первый – связан с объединением все доходов в одну группу, а расходов в другую. Разница представляет собой конечный финансовый результат деятельности организации. Форма отчета о прибылях и убытках, используемая в Российской Федерации составляется в последовательной структуре, многошаговым способом, который порождает промежуточные итоги. Необходимость формирования промежуточных итогов вызывается стремлением предоставить оценочные показатели пользователям бухгалтерской отчетности по видам деятельности организации.
Второй – поэтапный, предусматривает группировку доходов и расходов на основе выбранного квалифицированного признака. В этом случае возникают промежуточные итоги, которые характеризуют определенный вид деятельности. Представление информации о финансовых результатах, независимо от структуры и способов группировки показателей отчета, осуществляется определением доходов по моменту, по которому объект считается проданным. Устанавливая этот момент, собственники предопределяют, что подлежит включению в отчет о финансовых результатах, а что должно капитализироваться и резервироваться в балансе.
Раскрытие и содержание отчета о прибылях и убытках и рассмотрение технических аспектов формирования проведем на основе сравнительного анализа двух систем показателей, рекомендуемых приказами Министерства Финансов Российской Федерации от 13 января 2000г. №4н и от 22 июля 2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации». Данный закон закрепил порядок формирования доходов и расходов предприятия в учете.
В первом разделе «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» представляются важные оценочные показатели. К доходам по обычным видам деятельности относится выручка от продажи продукции и товаров, признанная организацией. При этом предприятиям предоставлено право самостоятельного определения доходов, которые могут быть признаны доходами по обычным видам деятельности. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 « Расходы организации» выделяются четыре предмета деятельности, которые могут быть признаны организацией как обычные.
К таким предметам деятельности относятся:
- производство и продажа продукции и товаров;
-предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды;
- предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения;
- участие в уставных капиталах других организаций.
Принципы заполнения отчета о прибылях и убытках на основе приказа приведены в Приложение № 3.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 256.