Введение
Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах [1].
Исходным моментом в создании подлинного унитарного демократического социального правового государства является обеспечение верховенства закона и единства законности, защиты граждан от произвола. В любом обществе соблюдение законности является главным условием сохранения государства, реального обеспечения прав и свобод граждан. Только при наличии четкой правовой базы и отлаженного механизма обеспечения законов государство может реально гарантировать, что право будет на стороне справедливости, а не на стороне силы.
Когда речь идет о формировании правового государства необходимо иметь ввиду, что одно из важных мест занимает такой орган, как прокуратура, деятельность которой направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей.
Общепризнанно, что различают следующие направления (виды) прокурорского надзора:
– надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами (Общий надзор);
– надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, при производстве предварительного следствия и дознания;
– надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
– надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Направления прокурорского надзора не изолированы друг от друга, а неразрывно связаны между собой, представляя лишь различные виды единой прокурорской деятельности, через которые на практике реализуется и осуществляется конституционная функция прокуратуры – надзор за точным и единообразным исполнением законов.
Прокуратура выполняет различные функции. Одной из них является правильная организация стадий в уголовном процессе, в том числе судебное разбирательство, кассационное производство, исполнение приговора, надзорное производство, возобновление уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам и осуществление прокурорского надзора на них представляет собой одну из существенных гарантий постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
В республике сложилась, на наш взгляд, довольно широкая, демократическая правовая база для того, чтобы прокурор имел возможность эффективно осуществлять возложенные на него законом функции по надзору.
До сих пор остаётся актуальной проблемой выполнение прокурорами задач по усилению надзора за строжайшим соблюдением законности при рассмотрении уголовных дел во всех судебных инстанциях. Прокуроры должны успешно выполнять свои обязанности по раскрытию преступлений, изобличению виновных с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и в то же время не допускать привлечения к уголовной ответственности и осуждения ни одного невиновного, что и в настоящее время не соблюдается на практике.
Зачастую во время судебного следствия в зале суда не выполняются обычные требования закона, это происходит из-за низкой правовой культуры и элементарного несоблюдения юридической этики участниками уголовного процесса, недопустимо также пренебрежительное отношение прокурора к подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, свидетелем.
Для того чтобы судебный процесс достиг своего предупредительного и воспитательного воздействия нужно, чтобы любое судебное дело, каждый судебный процесс проходил при тщательном исследовании доказательств и строгом соблюдении процессуальных норм и юридической этики.
В связи с изложенным выше, проблема правильной организации прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам является весьма актуальной и сложной, но разрешимой в нашей республике.
Этой теме посвятили свои работы такие авторы как Максимов Л.Г., Кеник А.А., Басков В.И. и многие другие специалисты.
Цель данной курсовой работы – показать какое важное место занимает прокурорский надзор за соответствием закону судебных решений по уголовным делам.
Наши задачи состоят в следующем, выяснить, в чем заключается:
– процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве по уголовным делам;
– прокурорский надзор в суде первой инстанции;
– прокурорский надзор на стадии кассационного производства;
– прокурорский надзор на стадии надзорного производства;
– прокурорский надзор по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам.
Уяснение сущности данных вопросов сократило бы до минимума ошибки, которые допускают органы прокуратуры и органы правосудия.
Заключение
Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное укрепление и поддержание законности и правопорядка в стране и имеет задачей охрану от всяких посягательств на них. Причем ныне, в связи со строительством правового демократического государства, центр тяжести в этой работе переносится на защиту прав, свобод и законом охраняемых интересов личности – главной и высшей ценности государства, как утверждается в Конституции – Основном Законе страны.
Таким образом, закон Республики Беларусь «О прокуратуре» наделяет прокуроров следующими полномочиями при осуществлении надзора с тем, чтобы:
– обеспечивалась защита личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств;
– исполнялся предусмотренный законом порядок разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, расследовании преступных действий, приостановлении и прекращении производства по уголовным делам, а также соблюдались сроки проведения расследования и содержания под стражей;
– не допускалось незаконное привлечение граждан к уголовной ответственности: при расследовании преступлений неукоснительно соблюдалось требование закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, которые изобличают обвиняемого, смягчают и отягчают его ответственность;
– строго охранялись права и законные интересы участников процесса и иных граждан;
– осуществлялись меры по предупреждению преступлений, устранению причин условий, которые способствуют их совершению.
Достижение указанных задач осложняется наличием ряда существенных недостатков в рассматриваемой сфере: формальное выполнение надзорных функций, часто встречается несвоевременность надзорной деятельности, нарушение сроков, недостаточное и неполное использование предусмотренных законом методов прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения, что существенно влияет на законность вынесения судебных решений по уголовным делам.
Также немало важная проблема заключается в то что нужно повысить качество поддержания обвинения и улучшить правовую и общую культуру судебных процессов.
Несмотря на вышеперечисленные недостатки, необходимо отметить, что в настоящее время сложился довольно четкий механизм прокурорского надзора. На передний план выдвигаются задачи по дальнейшему совершенствованию прокурорского надзора, повышению его эффективности, действенности, результативности, улучшению стиля и методов руководства и управления, усилению контроля за деятельностью нижестоящих органов, улучшению исполнительской дисциплины.
Новые, более сложные задачи требуют от прокуроров организации качественно нового надзора, отвечающего требованиям происходящих в стране изменений.
Говоря об эффективности надзора, необходимо отметить, что он должен быть не созерцательным, а принципиальным, наступательным. Каждое действие прокурора должно быть результативным по своим социальным и правовым последствиям.
В соответствии с содержанием настоящей работы прокуратура наделена широким спектром полномочий, она осуществляет надзорную деятельность, расследование преступлений, прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, поддерживают государственное обвинение. Мы полагаем, что довольно тяжело объективно осуществлять вышеперечисленные функции одновременно. Целесообразно было бы отграничить следствие и надзор, что позволило бы облегчить работу органов прокуратуры, а главное, более качественно и объективно осуществлять надзор.
И в заключении хотелось бы отметить, будущее прокуратуры, ее роль в обеспечении законности в современных условиях всецело зависят сейчас от того, насколько сумеет она вписаться в происходящие в республике процессы демократизации общества, его обновление на основах подлинной социальной справедливости. С позиций современных реалий следует осмыслить ее назначение и пути совершенствования работы прокуратуры.
Список источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.): принята на респ. реф. 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.: офиц. текст. - Мн.: Амалфея, 2005.-48 с.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. №295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Республики 30 июня 1999 г.-Мн.: Право и экономика, 2005.-256 с.
3. О прокуратуре Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г., №2139-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. – №10. – С.
4. Кодекс Республики Беларусь О судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. №139-З: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Республики 16 июня 2006 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – №2/1236. – С.
5. Басков В.И. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для ВУЗов/ В.И. Басков. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 546 с.
6. Басков, В.И. Прокурорский надзор [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: Зерцало, 1997. – 84 с.
7. Басков В.И. Прокурорский надзор в СССР [Текст]: учебник/ В.И. Басков. – М.: Издательство МГУ, 1991. – 304 с.
8. Басков В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах [Текст]: учебник/ В.И. Басков. – 2-е изд-во. - М.: Юрид. лит., 1986.-288 с.
9. Божъев В.П. Уголовный процесс [Текст]: учебник/ В.П. Божьев.-М.: Спартак, 1998. – 184 с.
10. Вандышев В.В. Уголовный процесс [Текст]: курс лекций / В.В. Вандышев. – СПб: Питер, 2002. – 528 с.
12. Глушков А.И. Уголовный процесс [Текст]: учебное пособие / А.И. Глушков. – М.: Издательский центр «Академия», «Мастерство», Высшая школа, 2000. – 264 с.
13. Голустьян О.А. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для ВУЗов / О.А. Голустьян. – М.: Юнити – Дона, Закон и право, 2004. – 256 с.
14. Емельянов С.Л. Прокуроский надзор [Текст]: тексты лекций для студентов юрид. специальности/ С.Л. Емельянов. – УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2005. – 159 с.
15. Кеник А.А. Прокурорский надзор [Текст]: учебное пособие / А.А. Кеник. – Мн.: Амалфея, 2005. – 512 с.
16. Кобликов А.С. Учебник уголовного процесса [Текст]: учебник/ А.С. Колбиков. – М.: Фирма «Спарк», 1995. – 264 с.
17. Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть [Текст]: учебное пособие / Л.П. Кукреш. – Мн.: Тесей, 2000. – 272 с.
18. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право [Текст]: учебник/ П.А. Лупинская. – М.: Юристъ, 1997. – 292 с.
19. Максимов Л.Г. Прокурорский надзор [Текст]: практическое пособие / Л.Г. Максимов. – Мн.: МНО, 2001. – 196 с.
20. Сухарева А.Я. Прокурорский надзор [Текст]: учебное пособие / А.Я. Сухарева. – М.: Норма, 2004. – 472 с.
21. Рыжакова А.П. Краткий курс уголовного процесса [Текст]: учебное пособие / А.П. Рыжакова. – М.: 1998. – 240 с.
22. Таранова Т.С. Полномочия прокурора. Устройство прокуратуры в правовом государстве [Текст] // Отдел кадров. – 2002, – №6. – С. 72 – 78.
23. Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. №33. // Приказы, указания, распоряжение Генерального прокурора Республики Беларусь, инструкции положения 2001–2004 гг. // Мн., 2004. – с. 252–256.
Введение
Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах [1].
Исходным моментом в создании подлинного унитарного демократического социального правового государства является обеспечение верховенства закона и единства законности, защиты граждан от произвола. В любом обществе соблюдение законности является главным условием сохранения государства, реального обеспечения прав и свобод граждан. Только при наличии четкой правовой базы и отлаженного механизма обеспечения законов государство может реально гарантировать, что право будет на стороне справедливости, а не на стороне силы.
Когда речь идет о формировании правового государства необходимо иметь ввиду, что одно из важных мест занимает такой орган, как прокуратура, деятельность которой направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей.
Общепризнанно, что различают следующие направления (виды) прокурорского надзора:
– надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами (Общий надзор);
– надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, при производстве предварительного следствия и дознания;
– надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
– надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Направления прокурорского надзора не изолированы друг от друга, а неразрывно связаны между собой, представляя лишь различные виды единой прокурорской деятельности, через которые на практике реализуется и осуществляется конституционная функция прокуратуры – надзор за точным и единообразным исполнением законов.
Прокуратура выполняет различные функции. Одной из них является правильная организация стадий в уголовном процессе, в том числе судебное разбирательство, кассационное производство, исполнение приговора, надзорное производство, возобновление уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам и осуществление прокурорского надзора на них представляет собой одну из существенных гарантий постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
В республике сложилась, на наш взгляд, довольно широкая, демократическая правовая база для того, чтобы прокурор имел возможность эффективно осуществлять возложенные на него законом функции по надзору.
До сих пор остаётся актуальной проблемой выполнение прокурорами задач по усилению надзора за строжайшим соблюдением законности при рассмотрении уголовных дел во всех судебных инстанциях. Прокуроры должны успешно выполнять свои обязанности по раскрытию преступлений, изобличению виновных с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и в то же время не допускать привлечения к уголовной ответственности и осуждения ни одного невиновного, что и в настоящее время не соблюдается на практике.
Зачастую во время судебного следствия в зале суда не выполняются обычные требования закона, это происходит из-за низкой правовой культуры и элементарного несоблюдения юридической этики участниками уголовного процесса, недопустимо также пренебрежительное отношение прокурора к подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, свидетелем.
Для того чтобы судебный процесс достиг своего предупредительного и воспитательного воздействия нужно, чтобы любое судебное дело, каждый судебный процесс проходил при тщательном исследовании доказательств и строгом соблюдении процессуальных норм и юридической этики.
В связи с изложенным выше, проблема правильной организации прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам является весьма актуальной и сложной, но разрешимой в нашей республике.
Этой теме посвятили свои работы такие авторы как Максимов Л.Г., Кеник А.А., Басков В.И. и многие другие специалисты.
Цель данной курсовой работы – показать какое важное место занимает прокурорский надзор за соответствием закону судебных решений по уголовным делам.
Наши задачи состоят в следующем, выяснить, в чем заключается:
– процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве по уголовным делам;
– прокурорский надзор в суде первой инстанции;
– прокурорский надзор на стадии кассационного производства;
– прокурорский надзор на стадии надзорного производства;
– прокурорский надзор по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам.
Уяснение сущности данных вопросов сократило бы до минимума ошибки, которые допускают органы прокуратуры и органы правосудия.
Прокурорский надзор за соответствием закону судебных решений по уголовным делам
Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.