Процесс управления инновациями на предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс управления инновациями на предприятии

Введение

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Многообразие инновационных процессов, их сложность и разнообразие условий осуществления чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов управления ими или их регламентации.

Содержание процесса управления инновациями на предприятии

Планирование как функция управления инновациями

Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках. Значение планирования инноваций состоит в том, что в ходе плановых расчетов обеспечивается: детализация целей ИП и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей; установление состава реализуемых проектов; распределение заданий по участникам инновационных проектов; определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и создание условий для выполнения заданий, установленных на каждый период времени.[13, с. 177]

Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности организаций в современных условиях связаны с расширением масштабов и усложнением инновационных проектов; многовариантностью и вероятностным характером инновационных процессов; развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере; расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности организаций за результаты инновационной деятельности. Все перечисленное объективно требует проведения тщательной плановой проработки управленческих решений в инновациях. Этот вывод относится в равной степени как к малым ИП, для которых успешная реализация запланированных проектов служит гарантией их жизнеспособности, так и к крупным ИП, для которых инновационные проекты выступают важным фактором стратегического успеха. В рамках целостной системы инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:

- структуризацию целей инновационной деятельности и доведение их до отдельных исполнителей;

- формирование программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития;

- временною и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;

- оценку материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;

- регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам. [9, с. 120]

Структура и методы планирования инноваций должны учитывать такие специфические черты этой сферы деятельности, как вероятностный характер содержания и результатов инноваций, масштабность последствий их реализации в народном хозяйстве, перспективность и долговременный характер последствий инноваций, длительный цикл работ, большое число участников и высокая сложность работ. Многообразие задач планирования в инновационном менеджменте предопределяет необходимость формирования в организациях целостных систем планирования, объединяющих различные виды планов в единый комплекс. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования. Реализация плановых заданий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, организации их согласованной деятельности. [8, с. 101]

Заключение

Инновационное развитие вносит свои особенности в установлении целей и стратегическое видение направления развития компании, модифицирует задачи, стоящие перед управленческим аппаратом. Высокий риск инновационного предпринимательства, сокращение жизненных циклов продукции, отказ от крупносерийного производства накладывают особые обязательства на инновационного менеджера. В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании.

Рассмотренные основные функции управления инновациями и порядок их осуществления отражают общую технологическую схему инновационного менеджмента. Они в одинаковой степени необходимы и в рамках стратегического, и в рамках оперативного менеджмента. Каждая пара взаимосвязанных предметных функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «цель—средство». В первом контуре «цель—планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, безусловно, обеспечивают достижение установленных целей развития. В противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития. На втором этапе в контуре «планирование — организация» осуществляется поиск таких организационных решений, которые обеспечили бы безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий. В третьем контуре «организация — контроль» в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих расхождений.

В 2008 году продолжается строительство новой технологической линии «сухого способа» производства клинкера. Проводятся работы по модернизации карьерного оборудования. Серьёзное внимание уделяется проблемам комплексной автоматизации производственных процессов и экологической составляющей деятельности ОАО «».

В ОАО «» для оплаты труда работников действует сдельно-премиальная и повременно-премиальная системы оплаты труда, стимулирующие рост производительности труда и повышение качества выпускаемой продукции.

Совершенствование контроля в производстве на ОАО «» новшеств выдвигает ряд условий: наличие организационных структур контроля, формирование исполнительных органов и служб, специальную подготовку кадров, разработку методов анализа и форм контроля, расширение нормативной, методологической и информационной базы.

Весь комплекс выполненных и планируемых мероприятий направлен на увеличение объединением объемов производства продукции, улучшение качества и снижение ее себестоимости.

Рубеж в производстве цемента, взятый ОАО «» в 2008 году, стал очередным этапом целенаправленной работы, конечным результатом которой уже в 2010 году станет увеличение производственных мощностей предприятия до 6, 5 – 7 миллионов тонн цемента в год.

Список литературы

Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 2004. – 365 с.

Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник длявузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 321 с.

Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 114 с.

Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия. - М.: Инфа-М, 2003. – 234 с.

Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие/Под ред. Ю. В. Яковца. — М.: Издательство РАГС, 2008 – 562 с.

Инновационный менеджмент: Учебник/С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. - М: ЮНИТИ, 2007 – 365 с.

Инновационный менеджмент: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2005 – 456 с.

Инновационный менеджмент: Учебное пособие/Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. - СПб.: Наука, 2006 – 256 с.

Коробейников О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом.-2003.-№ 4. – 47 с.

Круглава Н. Ю. Инновационный менеджмент/Под науч. ред. Д. С. Львова. —М.': Ступень, 2006 – 356 с.

Крылов Э. И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 98 с.

Менеджмент систем качества: Учебное пособие/М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. — М.: Издательство стандартов, 2007 – 364 с.

Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 451 с.

Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 518 с.

Управление организацией: Учебник/Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцева, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008 – 287 с.

 

Процесс управления инновациями на предприятии

Введение

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Многообразие инновационных процессов, их сложность и разнообразие условий осуществления чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов управления ими или их регламентации.

Содержание процесса управления инновациями на предприятии

Дата: 2019-07-30, просмотров: 160.