Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений

1.1 Содержание понятия «пайщик»

1.2 Правовое положение пайщика в потребительском обществе

Глава 2. Реализация социальной миссии пайщиков через потребительские организации

Состояние мировой потребительской кооперации

2.2 Состояние и перспективы развития отношений между пайщиками и организациями потребительской кооперации в России

Роль пайщиков в потребительских организациях

Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ

Заключение

Библиографический список

 



Введение

 

Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.

Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.

Данное исследование имеет своей целью рассмотреть пайщика с точки зрения его социальной значимости для потребительской кооперации.

Задачи, поставленные для решения указанной цели следующие:

- раскрыть понятие «пайщик», его права и обязанности в потребительском обществе;

- выяснить состояние мировой потребительской кооперации и место в ней пайщика;

- выяснить состояние российской потребительской кооперации и ее структуру;

- рассмотреть роль пайщика в структуре российской потребительской кооперации;

- изучить виды взаимодействия между пайщиками и потребительскими обществами;

- рассмотреть механизмы стимулирования экономического участия пайщиков в потребительском обществе.

Данное исследование актуально, потому как пайщики являются основателями любого потребительского общества. Необходимо учитывать важную роль каждого пайщика в деятельности кооперативных организаций потому как потребительская кооперация строится на принципе «Один пайщик – один голос», а потому каждый пайщик в равной степени имеет право голоса в решении вопросов, касающихся деятельности кооператива, в котором он состоит. Социальная миссия потребительской кооперации реализует посредством именно деятельности пайщиков. Правильная организация и стимулирование пайщиков позволяет более активно развивать кооперативное движение и расширять границы развития потребительской кооперации не только в России, но и в мире.

 


 


Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений

Содержание понятия «пайщик»

 

Паевые отношения строятся между пайщиками внутри потребительских обществ. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) РФ» дает следующее определение Пайщику: «гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами»[1].

В любом потребительском обществе работает одно правило «Один пай – один голос». Этот принцип лежит в основе паевых отношений между пайщиками в потребительских обществах. На основе этого принципа достигается равенство между всеми пайщиками в независимости от количества внесенных паев. Равенство пайщиков - один из главных принципов потребительских обществ[6, c.37-41].

Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.

Во многих кооперативных организациях наблюдается тенденция сокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.

Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах, не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом.

Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции - пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.

 

Заключение

 

Таким образом, пайщик является социальной и экономической основой потребительской кооперации. Такое место пайщика в кооперативах закреплено за ним законодательно. Право голоса подкрепляется экономическим участием пайщика в потребительском обществе.

Социальная заинтересованность пайщиков в развитии потребительской кооперации реализуется в виде развития таких секторов экономики стран, как сельскохозяйственный, лесной, банковский, торговля и др. Рост доли участия потребительских обществ в данных отраслях говорит о заинтересованности пайщиков в их развитии.

Современная система потребительской кооперации стремится соответствовать потребностям своих пайщиков, потому как именно за счет пайщиков существует каждое отдельно взятое кооперативное предприятие. Экономическая и организационная заинтересованность пайщика является залогом полноценного развития предприятий потребительской сферы.

Существует несколько видов стимулирования экономического участия пайщиков:

- За экономическое участие в кооперативной организации

- За участие в управлении кооперативной организацией

- За эффективное трудовое участие пайщиков-рабочих.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пайщик является социальной основой потребительской кооперации. Этот принцип реализуется в виде развития социальных сторон жизни многих государств, в частности России. Именно социальная направленность деятельности пайщиков, объединенных в потребительские общества, дает потребительской кооперации преимущество в условиях развития рыночной экономики.

 


 


Библиографический список

 

1. Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) РФ» (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

2. Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010 год. // Центросоюз РФ 2001 г.

3. Вахитов К.И. Паевые отношения в потребительских обществах//К.И. Вахитов: - Проблема развития потребительской кооперации в условиях формирования рынка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1994 г.

4. Вильямский В.С., Кондратьев Л.В. Основы организации деятельности потребительской кооперации России.// В.С. Вильямский, Л.В. Кондратьев: - Учебное пособие 2008 г.

5. Крашенинников А. И. Кооперация в современном мире// А.И. Крашенинников: - М., Экономика, 2007.

6. Наговицина Л.П. Увеличение численности пайщиков - основной итог социальной работы и главный резерв экономического развития кооперативной организации// Газета СибУПК «Кооператор Сибири».

7. Сухова Л. Ф., Любенкова Е. П. Система экономических показателей оценки социальной миссии потребительской кооперации./ Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика».- 2005.- №1. -С.102..

8. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие/ Л.Е. Теплова: - Вита-Пресс 2001 г., 190c.

9. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации.// М.И. Туган-Барановский: - М., 1989.

10. Рябов В.А. Кооперативная система союзник государства в переходе к инновационному социально ориентированному типу развития. Потребкооперация системы РОСЭВ: «В ЕДИНЕНИИ – СИЛА»// В.А. Рябов:- <http://sojuzrus.ru/images/documents/01.04.09/conceptpk.pdf>

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений

1.1 Содержание понятия «пайщик»

1.2 Правовое положение пайщика в потребительском обществе

Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.