II Практическая деятельность социального педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данной главе рассмотрим несколько направлений деятельности социального педагога-психолога в системе социальной работы. Это работа с детьми-сиротами, с детьми группы риска и работа с семьей.

2.1. Социально-педагогическая и психологическая деятельность в учреждениях государственного попечения

По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждениях государственного попечения, между тем потребность в такого рода социальной защите и помощи в России испытывают сегодня около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для школьников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома. Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским фондом им. В.И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 года «О создании детских домов семейного типа».

Детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома. Основными задачами детских домов являются:

· создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

· обеспечение охраны здоровья детей;

· обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

· охрана интересов и прав воспитанников;

· освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

· формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;

· формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

· создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

В государственной системе попечения детей-сирот существует особый тип учреждения — приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты — возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.

Изменение социально-экономической ситуации в стране требует принципиально новых подходов к решению многих проблем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационных проблем.

Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходимость в социально- педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широко спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

Рассматривая социально-педагогическую деятельность вновь определим цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности.' Цель деятельности — социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физической культуре, администрация детского дома. Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом

Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно исследованы учеными М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, Е.О. Смирновой и др.

Для детей дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развить Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых.

Особенно заметные отличия в развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании.

Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей. Для воспитанников младшего школьного возраста характеры ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Ученые обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность — задержка психического развития ребенка. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др.Н

Наряду с этими медико-психолого-педагогическими проблемами в детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем: личные — получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников, и их дальнейшее профессиональное образование.

2.2. Социально-педагогическая работа по социализации детей "группы риска" в общеобразовательном учреждении

Руководствуясь принципами государственной политики в области образования, которые изложены в Законе Российской Федерации об образовании, а в частности, принципом общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, сегодня идет качественная перестройка системы образования.

В настоящее время 1,6 миллиона детей России нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. 45% из этого количества интегрированы в общеобразовательную среду. Такое положение ставит перед системой образования задачи, требующие новых средств их решения.

В этой связи особо важное место принадлежит младшему школьному возрасту - начальному этапу формирования учебной деятельности и навыков чтения, письма, счета.

Категорию детей "группы риска" составляют школьники с сохранным интеллектом, не имеющие противопоказаний для обучения по общеобразовательным программам. Для детей данной категории создаются классы компенсирующего обучения (ККО) или классы коррекционно-развивающего обучения (КРО). В этих классах дети учатся год в год со своими сверстниками из обычных классов, что позволяет, в случае необходимости, переводить ребенка из класса компенсирующего обучения в обычный и наоборот.

Коррекционно-развивающая работа с детьми "группы риска" проводится учителями, психологами, социальными педагогами, логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших группах за счет школьного компонента базисного учебного плана и консультативных часов групп продленного дня, организации разнообразной развивающей деятельности в различных кружках эстетической, прикладной и профессиональной направленности.

Состав детей "группы риска" далеко неоднороден, и причины трудностей неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

1) педагогической запущенностью

2) социальной запущенностью

3) отклонениями в состоянии здоровья

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других - их сочетания, комплекса.

Совместные усилия специалистов, работающих с детьми "группы риска", направлены на организацию таких условий обучения и воспитания детей, которые способствовали бы более эффективной адаптации их к школьной жизни, интеллектуальному развитию, развитию психических процессов и т.д.

Целью работы социального педагога в классах КРО является преодоление трудностей обучения ребенка в реальной социальной ситуации и возвращение его к нормальному процессу развития. Работа социального педагога с детьми данной категории непосредственно направлена на создание условий для эффективной адаптации школьника к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных отношений в семье, с учителями, сверстниками.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 174.