Международные стандарты ИСО серии 9000 могут использоваться как методический материал для разработки и совершенствования системы качества, а также обязательны к использованию, если организация сертифицирует свою систему качества с целью выхода на международный уровень.
Необходимо отметить, что ряд положений и требований стандартов ИСО 9000 соответствует отечественной идеологии и практике управления качеством продукции. Некоторые же положения применяются частично или вообще не применяются. Не следует упускать из виду самое главное: стандарты ИСО серии 9000 разработаны для организаций, работающих в условиях рыночной экономики, где все производство подчинено задаче выпуска качественной продукции с целью обеспечения максимальной прибыльности организации. Таким образом, данные стандарты привносят ряд новых концептуальных положений, имеющих принципиальное значение для перестройки работы по повышению качества отечественных предприятий и организаций в условиях перехода к рыночным методам хозяйствования.
Разработка, внедрение, сертификация системы качества на базе МС ИСО серии 9000 является первым, в значительной мере формальным, шагом на пути выживаемости и последующего устойчивого развития организаций в условиях рыночной экономики.
Следует отметить, что стандарты ИСО серии 9000 носят рекомендательный характер и устанавливают требования к системе качества в форме «что надо сделать», но при этом не указывают конкретно «как надо сделать». Это означает, что стандарты ориентированы на высокий накопленный совокупный интеллект руководителей организации, специалистов и рабочих.
Приступая к разработке системы качества необходимо четко представлять ответы на следующие вопросы:
- когда создается система качества?
- что она собой представляет?
- каковы принципы, последовательность, продолжительность ее построения?
- кто в организации должен заниматься разработкой, внедрением и в дальнейшем поддержанием в рабочем состоянии системы качества?
- каков эффект от внедрения системы качества?
- что может помешать внедрению системы качества?
Блок-схема процесса построение системы качества на базе МС ИСО серии 9000 представлена в Приложении 4.
Что касается системы качества, существующей на рассматриваемом нами предприятии с точки зрения ее соответствия модели системы качества, предлагаемой ISO 9000, то прежде всего необходимо отметить, что основой управления качеством на АО “Синар” является комплексная система управления качеством (КСУКП) внедренная в середине 70-х годов. С переходом к рыночным отношениям данная система видоизменилась, но не на столько, на сколько этого требует современная ситуация на рынке.
Как уже упоминалось выше, ответственность за качество выпускаемой продукции распределена по функциональному принципу в пределах тех целей и задач, которые закреплены за подразделением предприятия.
Отдела качества, как такового, не существует, что является явным несоответствием требованиям ISO 9000. При построении на предприятии системы качества на базе МС ИСО серии 9000 необходимым и неотъемлемым требованием к организационной структуре является выделение отдела качества, как самостоятельной организационной единицы, а начальник отдела качества должен находиться в прямом подчинении у генерального директора. В настоящее время ответственное за качество должностное лицо (начальник отдела ОТК) подчинено заместителю генерального директора по производству и инженерному обеспечению. Это говорит о том, что проблемы управления качеством не являются сегодня общефирменными приоритетами на АО “Синар”.
Эффективность управления качеством на предприятии оценивается по результатам опроса потребителей (в основном из оптово-розничной сети), объемам продаж, заявкам и претензиям от покупателей.
Анализ результатов деятельности предприятия в области качества проводится ежеквартально и по году. Регламентированной процедуры процесса организации анализа нет.
Специальной подготовки в области управления качеством руководство не имеет. Считается, что повышение квалификации осуществляется на специальных совещаниях по разработке мероприятий в области повышения качества продукции. Генеральный директор и руководители блоков управления проводят специальные совещания по проблемам повышения качества, как правило, по итогам поездок на международные и Московские выставки, на другие предприятия. Руководители среднего уровня участвуют в днях качества, в аттестационных комиссиях по присвоению разрядов и категорий.
ИТР цехов принимают участие в “Днях качества”, где готовятся и обсуждаются предложения по улучшению качества, сокращению затрат. ИТР задействованы при подготовке и принятии решений в планах по повышению эффективности производства и повышению качества.
Требования к персоналу определены тарифно-квалификационными справочниками, Положениями об отделах и структурных подразделениях, должностными и рабочими инструкциями.
При приеме на работу, расстановке и использовании сотрудников, кадровая политика учитывает цели и задачи предприятия в области качества. Большое внимание при приеме на работу уделяется подготовке и обучению кадров на рабочих местах с последующей аттестацией, а также практика приема на стажировку. Оплата труда учитывает степень квалификации, а также результаты аттестации, в том числе после обучения.
Непрерывное обучение сотрудникам фирмы не обеспечивается. В перспективном плане развития до 2003 года по отдельным категориям работников этот принцип предполагается ввести.
На предприятии существует система мотивации и стимулирования, которая построена на следующих видах поощрения:
а) материальные поощрения:
- текущее премирование по результатам работы за месяц;
- специальные премии за реализацию продукции (пользующейся повышенным спросом);
- единовременные премии за участие в специальных проектах по аккордному выполнению работ (перепланировке потоков), плана мероприятий по повышению качества и снижению затрат;
- повышение дневных тарифных ставок и окладов по результатам аттестации;
б) моральные поощрения:
- присвоение знака Почета “Синар”;
- благодарственное письмо “Синар”;
- правительственные награды и поощрения районной, городской, областной Администрации к юбилейным датам.
На предприятии существуют следующие формы и способы оценки усилий и достижений персонала в области управления качеством:
а) на основе опроса потребителей определяется качество моделей, недостатки по качеству продукции и соответственно оценка усилий ОМиС, ЭТЦ, основного производства в области управления качеством;
б) на основе оценки качественных показателей продукции (сортность, отсутствие возвратов, процент сдачи продукции с первого предъявления) базируется система и формы материального и морального стимулирования рабочих в цехах основного производства;
в) на основе оценки результатов аттестации, в том числе при оценке знаний и умений в области качества при выполнении должностных обязанностей изменяются тарифные разряды рабочих и оклады специалистов;
г) на основе оценки характера и степени участия персонала в деятельности по улучшению качества и снижению затрат регулируются индивидуально премии, как форма материального поощрения;
д) на основе протоколов по “Дням качества” руководители принимают решения о депремировании.
Необходимо отметить, что на предприятии существует достаточно серьезная система социальной защиты персонала. Это несомненно является дополнительным стимулом к более ответственному отношению сотрудников АО “Синар” к своим обязанностям.
Для соответствия ИСО 9000 предприятию необходимо сформулировать четкие требования к квалификации специалистов и документировать их. Также следует провести объективную оценку уровня компетенции и уровня квалификации специалистов (в том числе в области управления качеством) для обоснования направлений повышения квалификации.
Средством реализации политики в области качества является эффективный мотивационный механизм обеспечения качества труда. Этот механизм включает два взаимосвязанных аспекта:
– методы оценки качества труда различных категорий работников;
– набор средств экономического и морального стимулирования[8].
В соответствии с этим необходимо: отработать и документировать процедуру оценки и поощрения усилий и достижений работников в области управления качеством; разработать современную и более эффективную систему стимулирования и мотивации. Существующая система не нацелена на конкретную цель – повышение качества продукции. Лишь в производственных цехах половина премии зависит от качественных показателей работы, во всех остальных случаях материальные и моральные поощрения зависят от количественных показателей (например, от степени выполнения плана, от количества реализованной продукции).
Система целей и задач в области качества в соответствии с ИСО 9000 должна быть наглядно представлена во всех подразделениях, чтобы каждый работник четко понимал свое место и осознавал свой вклад в повышение качества выпускаемой предприятием продукции.
Принципы, ранее заложенные в основу политики и стратегии предприятия в области качества в системе КСУКП, были взяты за основу для разработки системы качества на предприятии:
* политика в области качества ориентирована на потребителя (что в принципе соответствует требованиям ИСО 9000);
* процессный подход (оценка рынка и влияние процесса на потребителей);
* постоянные улучшения (формирование потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении качества продукции, процессов и системы в целом);
* метод принятия решений основанный на фактах;
* взаимовыгодные отношение с поставщиками;
* ответственность руководителей.
Стратегическое и перспективное планирование в области качества определяется бизнес-планом, тактическое планирование содержится в формах плана ТЭСР. Цели и задачи предприятия, отраженные в этих документах присутствуют в основном, в планах работ по качеству ОТК.
Процедура планирования работ по качеству не документирована.
До подразделений и персонала цели в области качества доводятся следующим образом:
– до руководителей отделов цехов политика и планы по качеству доводятся на оперативных совещаниях и на специальных тематических совещаниях проводимых на уровне генерального директора и на уровне заместителей генерального директора;
– в цехах и подразделениях планы доводятся до рядовых сотрудников на рабочих собраниях и в разъяснениях мастеров, технологов, руководителей.
Наиболее подробно планы развертываются на уровне структурных подразделений, на уровне бригад и рабочих мест действуют оперативные указания.
Осведомленность персонала о политике и планах в области качества низкая (чем ниже должность, тем хуже осведомленность). Оценивается осведомленность частично и очень редко при аттестации.
Анализ и оценка эффективности конкретных планов по повышению качества продукции проводится ответственными исполнителями и руководителями блоков на уровне генерального директора. Конкретной процедуры оценки и анализа политики, стратегии и планов по качеству нет.
Таким образом, в основу политики в области качества заложены важные и правильные принципы, во многом соответствующие ИСО 9000, но на предприятии эти принципы соблюдаются далеко не всегда. Необходимо более четко в стандартах предприятия документировать процедуры планирования в целом и раздел по планированию в области качества в частности.
Не отработана процедура доведения целей и задач предприятия в области качества до персонала, особенно с уровня руководителя подразделения до рабочих. Необходимо эту процедуру документировать.
Методика выбора поставщиков основана на анализе наличия и способностей поставщика предоставить добротное сырье и материалы в соответствии с жесткими требованиями по цене и качеству.
Отдел закупок ведет анализ и формирует базы данных по постоянным поставщикам и проводит оценку потенциальных поставщиков.
С постоянными поставщиками ведется целевая работа по улучшению качества – вызов представителя на разбраковку, встречи на ярмарках, командировки. Постоянно ведется переписка, где выдаются рекомендации по улучшению качества и внешнего вида, отделке, современному дизайну, высылаются образцы импортных тканей для подбора аналогов отечественными производителями.
Важнейшим ключевым процессом, который влияет на качество продукции является маркетинг. Отдел маркетинга – это отдел, наиболее тесно взаимодействующий с потребителем. Он должен определять тенденции и выявлять потребности, перерабатывая их в идеи и принимая затем активное участие в планировании и разработке новой продукции. Отдел маркетинга непосредственно несет ответственность за подготовку плана разработки новой продукции, отвечающей требованиям потребителей. Таким образом, отдел маркетинга, где все зарождается и претворяется в жизнь при тесном взаимодействии с потребителем, имеет определяющее значение с точки зрения управления качеством. Последующим технологическим этапом, который будет основываться на результатах предыдущего, является разработка коллекции.
Удовлетворенность потребителей – это наиболее важный критерий оценки качества продукции.
Удовлетворенность конечных потребителей женского пальто и мужского костюма производства фирмы «Синар» находится на низком уровне: 3,93 балла и 3,86 балла соответственно (по 5-ти балльной шкале). Удовлетворенность клиентов из оптовой и розничной сети выше, чем у конечных потребителей, и составляет 4,11 балла.
При разработке управленческих решений в области качества продукции на предприятии вес мнения специалистов фирмы составляет 50%, вес мнения клиентов оптовой и розничной сети – 40% и вес мнения конечных потребителей – 10%. Результаты опросов подтвердили, что политика предприятия в области качества нацелена на клиентов из оптовой и розничной сети, а не на конечных покупателей.
Продукция АО “Синар” – это товары народного потребления, поэтому политику в области качества, маркетинговую деятельность необходимо в первую очередь ориентировать на конечных покупателей.
Соответствие качества стандартам предприятия достигается почти в полной мере: в 2000 году фактические показатели качества превысили плановые на 1-2%. Качество товаров АО «Синар» находится на более высоком уровне, чем у фирм-конкурентов, находящихся на территории от Урала до Дальнего Востока. По некоторым показателям качества, продукция АО «Синар» уступает товарам, произведенным фирмами из центральной части России. Однако, в целом, конкурентоспособность новосибирской фирмы оценивается выше, чем у производителей товаров-аналогов, за счет более низкой цены.
Удовлетворенность конечных потребителей продукции АО «Синар» находится на низком уровне. Это может быть обусловлено плохой осведомленностью о запросах и потребностях конечных покупателей, так как политика фирмы больше ориентирована на удовлетворение оптовых покупателей, а не конечных.
Заключение
Доброкачественные ткани по внешнему виду должны соответствовать утвержденным эталонам, а по гигиеническим свойствам — нормам стандартов и ТУ. В зависимости от наличия дефектов внешнего вида, отклонений от установленных норм по физико-механическим показателям и прочности окраски хлопковые, льняные и шерстяные ткани бывают 1-го и 2-го сортов, шелковые — 1, 2 и 3-го.
Контроль качества. При приемке тканей в торговой сети проверяют правильность упаковки и маркировки, соответствие полученных разновидностей тканей по массе, артикулу, отделке, длине и ширине кусков документам заказа и сопровождения.
Сорт ткани проверяют внешним осмотром. При осмотре оценивают внешний вид тканей и определяют наличие дефектов пряжи, ткачества и отделки.
Дефекты внешнего вида подразделяют на местные — узелки, близны (обрыв одной-двух нитей), недосеки (разреженные полосы по утку), пятна, помарки и другие, распространенные по всему куску ткани — засоренность, шишковатость, разнооттеночность и др.
Оценивают сортность всех тканей, кроме льняных, по балльной системе. Для льняных тканей при определении сортности принята система допусков. Определяют сорт по суммарной балльной оценке дефектов (местных и распространенных) и отклонений от установленных физико-механических показателей.
В каждом сорте допускается определенное число баллов, пересчитанных на кусок установленной длины[9].
Список литературы
1. ГОСТ 12566-81 «Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности».
2. ГОСТ 4103-82 «Изделия швейные. Методы контроля качества».
3. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения. М.: Экономика, 1988.
4. Исаев Л.К., Малиновский В.Д. Обеспечение качества. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Издательство «Прогресс», 1990.
6. Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
7. Лифиц И.М. Исследование непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988.
8. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт-Издат, 2004.
9. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М.: Издательство НОРМА, 2000.
10. Окрепилов В.В. Управление качеством. Учебник. М.: Экономика, 1998.
11. Пособие для продавца: Учебное пособие / Под ред. Г.Г. Памбухчиянц, Л.М. Данилова, П.Ф. Понаморева, В.В. Лазаренко. М.: Экономика, 1987.
12. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001.
[1] Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 115.
[2] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 128.
[3] Пособие для продавца: Учебное пособие / Под ред. Г.Г. Памбухчиянц, Л.М. Данилова, П.Ф. Понаморева, В.В. Лазаренко. М.: Экономика, 1987. С. 214.
[4] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 115.
[5] Пособие для продавца: Учебное пособие / Под ред. Г.Г. Памбухчиянц, Л.М. Данилова, П.Ф. Понаморева, В.В. Лазаренко. М.: Экономика, 1987. С. 206.
[6] Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения. М.: Экономика, 1988. С. 112-115.
[7] Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 152.
[8] Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Издательство «Прогресс», 1990. С. 66.
[9] Пособие для продавца: Учебное пособие / Под ред. Г.Г. Памбухчиянц, Л.М. Данилова, П.Ф. Понаморева, В.В. Лазаренко. М.: Экономика, 1987. С. 183.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 162.