Введение
Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы, развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности.
Именно в процессе сотрудничества можно достичь наиболее высоких результатов и направить коллективные усилия людей для реализации общих целей.
Трудно переоценить роль организаций в жизни общества. Семья, коллектив – это различные типы организаций.
Организации являются элементом общественных систем, в которых живут люди, и представляют собой самую распространенную форму их взаимодействия. Цели организации должны согласоваться с глобальными целями общества, его развития.
Если это происходит, то тем перспективнее и глобальнее данная организация.
Система взаимодействующих организаций это и есть общество. В то же время каждая организация – это сложная система, которая вырабатывает стратегии и тактику своего поведения, имеет свои цели и интересы. Внутри каждой организации создается определенный социальный микроклимат, регулируемой системой управления организацией.
Переход к рыночной экономике ставит перед руководителями всех звеньев уровней, перед предприятиями всех форм собственности, компаниями, корпоративными объединениями.
В условиях рынка нашим управленцам должен быть присуще два важнейших качества: умение глубоко предвидеть и умение эффективно действовать.
Реализация этих качеств объективно требует глубокой экономической подготовки и знаний в области теории управления организацией.
Деятельность организации сложна многообразна. Любая организация имеет свое собственное лицо и свой неповторимый стиль поведения.
Деятельность организаций регламентируется законами, которые отражают специфику социальных, организационных структур и их обособленность от естественных образований окружающего нас мира. Возникают различные механизмы взаимодействия, создаются новые технологии работы, появляются неизвестные раннее типы организаций.
Японские специалисты в области менеджмента сформировали ряд основных принципов управления. К ним относятся следующие:
· система пожизненного найма;
· ротация по кругу (система должностного продвижения);
· организация начинается с обоснования цели;
· человек не только средство для достижения цели, человек сам – цель управления;
· ориентация на развитие организации;
· философия фирмы обязательна для всех;
· гибкая структура;
· группы психологически совместимые и т.д.
Японские ученые утверждают, что надежность определяется тремя факторами: капиталом, материалами и людьми.
На развитие мировой экономике значительно влияет стремительный рост новых информационных технологий и средств телекоммуникаций.
Все без исключения организации работают в мировом информационном пространстве. Появились организации, специализирующиеся на производстве информации.
Взгляд на организацию как субъект экономической и общественной жизни общества, активно осваивающий информационную среду обитания, требует разработки новых законов, принципов и подходов к анализу закономерностей функционирования организационных систем.
В теории организации речь идет не о технологиях производства, а об информационных технологиях управления на всех уровнях организационной деятельности. Именно в этой области разворачивается конкурентная борьба, определяющая выживание организаций в условиях глобального рынка.[1]
Современный менеджер должен знать и уметь применять на практике законы, которые подчиняются социальные организации.
В том числе в совершенстве знать закон самосохранения организации, его суть и цели. При рыночных отношениях и наличии острой конкурентной борьбы происходит естественный отбор организаций, наиболее приспособленных к сложившимся условиям.
Закон самосохранения служит основой для оценки способности организации к выживанию в изменяющихся условиях существования.
Актуальность выбранной темы обусловлена вышеизложенным.
Объект исследования – теория организации.
Предмет исследования – теория организации в системе наук.
Цели исследования – определение общих тенденций в развитии законов, касающихся теории организации.
Задача исследования – определение понятия теория организации в системе наук.
Методология и методика исследования – в основе исследования лежат методы логико-правового и системного анализа, также сравнительный метод научного познания.
Новизна исследования – обусловлена тем, что данная область наиболее слабо исследована в вопросе теории организации.
В ходе подготовки к написанию работы изучены труды: Мескона М, Альберта М, Румянцевой З.П. Фатхутдинова Р.А. и др.
Как науки
Среди навыков все большее требование организация предъявляет к умению работать в группах, которые в перспективе начнут играть важную роль во всех видах деятельности.
Самонацеленные, самоуправляемые команды становятся ключевыми звеньями, «Мускулами» гибкой организации. По мере изменения среды деловой активности организация адаптируется, а внутренняя организационная структура является настолько гибкой, что «впитывает» в себя все изменения. Команды должны формироваться вокруг проблем, после решения которых они будут реформироваться или создаваться вновь.
Группы (команды) становятся основным строительным блоком организации.
При самоуправлении групп ограничивается роль руководителей в организации. Группа имеет общую цель, ответственность и подотчетность используется для оценки степени достижения поставленных целей. При этом ведущим звеном и показателем успеха будет удовлетворение запросов потребителя.[5]
Принципиальное значение имеет то, что оценки и система оплаты труда устанавливаются не только по результатам деятельности группы (команды), но и за развитие различных имений и навыков и овладение персоналом несколькими профессиями.
Не менее важны также информирование всего персонала, стремление к наилучшему использованию им информации, к самостоятельному анализу ситуации и принятию собственных решений.
Профессиональные знания и умение каждого партнера позволяют создать «лучшую во всем» организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на мировом уровне. В результате обеспечивается и более высокая эффективность организации, создается обстановка взаимного доверия и взаимной ответственности.
Партнерство здесь менее формально. Информационные сети помогают установить эффективные и быстродействующие связи между компаниями. Можно предложить так же распространение в будущем структур, образующих горизонтальные организации.
Функционирование работника в «разных ипостасях» требует от него, что бы он обладал комплексом новых умений по сравнению с теми, которые характерны для традиционной организации. Работники должны быть адаптированными целеустремленными, уметь работать в команде.[6]
В перспективе организация должна строится на принципах гибкости. Ее основными чертами становится динамизм и адаптация, как того требует изменения окружающей среды. При этом преобразования должны затронуть не какие-либо второстепенные элементы, а сущностное «ядро» управления – структуры, процессы, методы.
Они меняются тем быстрее, чем выше темпы изменения техники, технологии, условий развития деловой активности. Даже преуспевающие компании могут пострадать от собственного консерватизма. Известны случаи, когда кампаниям после сокращения десятков тысяч рабочих мест приходилось заполнять новые десятки тысяч рабочих мест, требующих от работников новых умений и навыков.
В целом эти процессы направлены на ускорение и углубление изменений в самой основе организации – в существе ее деятельности.
Можно предвидеть, что исчерпание ресурсов начнет ускорятся особенно по мере того, как компании будут осознавать свою внутреннюю способность к конкуренции.
Достигающая успеха гибкость должна стать части организационной культуры. Организация будет адоптироваться в меняющихся условиях, все это возможно осуществить при условии, что индивидуумы привержены ценностями гибкой организации.
В борьбе за самосохранение организации руководство фирмы должно принимать во внимание различные факторы внешней среды.
Заключение
Новая тенденция состоит в том, что происходит движение к множественности и неореализму организаций.
Практической так называемых обучающихся организаций выработаны определенные принципы, суть которых сводится к следующему: обучаться быстрее, чем конкуренты; обучаться внутри организации друг у друга, у групп; обучаться за пределами организации – у поставщиков и потребителей; обучаться по вертикали – от вершины до основания организации; задавать правильные вопросы и применять «обучение в действительности»; прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучать по ним; применять на практике то, чему научились и учиться на практике; обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда; обучаться в области, раннее неизвестных.
Некоторые исследователи современных компаний обратили внимание на то, что средняя «продолжительность жизни» большинства из них – от создания до закрытия – составляла менее 40 лет.
Однако многие организации остаются действующими и полными сил даже после двухсотлетней деятельности.
Анализ этих тенденций приводит к выводу, что большая часть этих организаций «умирает» преждевременно из-за неспособности обучаться, адаптироваться, развиваться по мере изменений окружающей их среды.
Изучение продолжительности жизни позволяет выделить общие черты организаций: бережное отношение к окружающей среде (и потенциальным изменениям в ней), что определяет их способности к обучению; высокую степень сложности и идентичности культуры организации, непосредственно влияющую на способность организации создавать свое сообщество и персонами, толерантность к новым и противоположным идеям или видам деятельности, обеспечивающая открытость к обучению и желание объективно видеть общее состояние окружающих условий организации; консервативное финансирование как сдерживающий фактор рисковых инвестиций организации.
Длительное процветание, по-видимому, связано с организационной способностью эффективно и продуманно управлять собственным развитием.
Организации, с указанными выше характеристиками («живые» организации) имеют более продолжительный жизненный период.
Те организации, которые делают упор только на увеличение доходов, прибыль, имеет меньше возможностей для долгосрочного выживания.
Для современных организаций характерны повышение степени согласованности совместных действий и долгосрочных обязательств, возросшее понимание необходимости решения сложных проблем и др.
Эти требования, в свою очередь, зависят от свободной и надежной связи между подразделениями, где отношения взаимозависимости является основой интеграции и где предпочитают доверие, готовность к риску и взаимопомощи, предупреждению возможных конфликтов.
Вывод. Обобщение накапливаемого опыта управления знаниями, его всесторонний анализ, выявление возможностей использования новых организационных моделей и методов с учетом конкретных ситуаций и особенностей организаций становятся ключевой задачей науки и практики управление организацией сегодня и в ближайшем будущем.
Список используемой литературы
1. Андреев О.И. Менеджмент, бизнес. – М: Норма. 2000
2. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М: Приор, 2001
3. Жеребин В. Романов А. Экономика домашних хозяйств.- М: Финансы, 1998
4. Киллен К. Вопросы управления. –M: Экономике, 2002
5. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – Спб., 2001
6. Милькер Б.З. Теория организации – М: Инфра – М, 2000
7. Мильпер Б.З. Теория организаций. – М: Инфра, 2000
8. Роуз Р. Домашнее хозяйство. – М: Норма, 2001
9. Хлопик А. Гражданское общество или социализм – клик. Российская дилемма. – М: Приор, 2002
10. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. – М: Прогресс, 2002
11. Вопросы экономики, 2000, №4
12. Олейник А. Домашнее хозяйство в переходной экономике. – Вопросы экономики, 1998, №12
[1] Милькер Б.З. Теория организации –М: Инфра М, 2000, С.93
[2] Олейник А. Домашнее хозяйство в переходной экономике. –Вопросы экономики, 1998, №12, С.134
[3] Евстегнеева Л., Евстегнеев Р. От стандартной экономической теории к экономической синергетике. – Вопросы экономики, 2001, № 10. С. 47
2 Гальперин В., Игнатьев С., Моргунов В. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 2001, С. 69
1 Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности, т.2. С. 6
1 Стиглиц Дж. Неудачи корпоративного управления при переходе к рынку. – Экономическая наука современной России, 2002, № 4
2 Франк Ч. Стратегия Европейского банка в отношении России. – Проблемы теории и практики управления, 2000, № 6
1 Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке. – Вопросы экономики, 2002, №1
[4] Хойер В. Как делать бизнес в Европе. –М: Прогресс, 2002, С.114
[5] Вопросы экономики, 2000, №4, С.18
[6] Киллен К. Вопросы управления. –M: Экономике, 2002, С.73
[7] Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. –Спб., 2001, С.97
[8] Мильпер Б.З. Теория организаций. –М: Инфра, 2000, С.98
Введение
Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы, развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности.
Именно в процессе сотрудничества можно достичь наиболее высоких результатов и направить коллективные усилия людей для реализации общих целей.
Трудно переоценить роль организаций в жизни общества. Семья, коллектив – это различные типы организаций.
Организации являются элементом общественных систем, в которых живут люди, и представляют собой самую распространенную форму их взаимодействия. Цели организации должны согласоваться с глобальными целями общества, его развития.
Если это происходит, то тем перспективнее и глобальнее данная организация.
Система взаимодействующих организаций это и есть общество. В то же время каждая организация – это сложная система, которая вырабатывает стратегии и тактику своего поведения, имеет свои цели и интересы. Внутри каждой организации создается определенный социальный микроклимат, регулируемой системой управления организацией.
Переход к рыночной экономике ставит перед руководителями всех звеньев уровней, перед предприятиями всех форм собственности, компаниями, корпоративными объединениями.
В условиях рынка нашим управленцам должен быть присуще два важнейших качества: умение глубоко предвидеть и умение эффективно действовать.
Реализация этих качеств объективно требует глубокой экономической подготовки и знаний в области теории управления организацией.
Деятельность организации сложна многообразна. Любая организация имеет свое собственное лицо и свой неповторимый стиль поведения.
Деятельность организаций регламентируется законами, которые отражают специфику социальных, организационных структур и их обособленность от естественных образований окружающего нас мира. Возникают различные механизмы взаимодействия, создаются новые технологии работы, появляются неизвестные раннее типы организаций.
Японские специалисты в области менеджмента сформировали ряд основных принципов управления. К ним относятся следующие:
· система пожизненного найма;
· ротация по кругу (система должностного продвижения);
· организация начинается с обоснования цели;
· человек не только средство для достижения цели, человек сам – цель управления;
· ориентация на развитие организации;
· философия фирмы обязательна для всех;
· гибкая структура;
· группы психологически совместимые и т.д.
Японские ученые утверждают, что надежность определяется тремя факторами: капиталом, материалами и людьми.
На развитие мировой экономике значительно влияет стремительный рост новых информационных технологий и средств телекоммуникаций.
Все без исключения организации работают в мировом информационном пространстве. Появились организации, специализирующиеся на производстве информации.
Взгляд на организацию как субъект экономической и общественной жизни общества, активно осваивающий информационную среду обитания, требует разработки новых законов, принципов и подходов к анализу закономерностей функционирования организационных систем.
В теории организации речь идет не о технологиях производства, а об информационных технологиях управления на всех уровнях организационной деятельности. Именно в этой области разворачивается конкурентная борьба, определяющая выживание организаций в условиях глобального рынка.[1]
Современный менеджер должен знать и уметь применять на практике законы, которые подчиняются социальные организации.
В том числе в совершенстве знать закон самосохранения организации, его суть и цели. При рыночных отношениях и наличии острой конкурентной борьбы происходит естественный отбор организаций, наиболее приспособленных к сложившимся условиям.
Закон самосохранения служит основой для оценки способности организации к выживанию в изменяющихся условиях существования.
Актуальность выбранной темы обусловлена вышеизложенным.
Объект исследования – теория организации.
Предмет исследования – теория организации в системе наук.
Цели исследования – определение общих тенденций в развитии законов, касающихся теории организации.
Задача исследования – определение понятия теория организации в системе наук.
Методология и методика исследования – в основе исследования лежат методы логико-правового и системного анализа, также сравнительный метод научного познания.
Новизна исследования – обусловлена тем, что данная область наиболее слабо исследована в вопросе теории организации.
В ходе подготовки к написанию работы изучены труды: Мескона М, Альберта М, Румянцевой З.П. Фатхутдинова Р.А. и др.
Теория организации в системе наук
Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.