Для Германии, разделенной «холодной войной» между Востоком и Западом, никакой совместной внешней политики, разумеется, быть не могло. «Железный занавес», отделявший Восточный блок, в котором господствовал СССР от Запада, опусился посреди Германии и в течение целых 40 лет был самой безжалостной и непроницаемой границей в мире. В то время как ГДР считала себя в значительной мере пособником в проведении советской политики и почти не имела простора для осуществления собственной внешней политики. Федеративная республика Германия обладала возможностью шаг за шагом освобождаться от опеки западных держав-победительниц и приобретать статус равноправия внутри западной системы союзов. Быстрое осуществление этой цели - обретения государственной самостоятельности при одновременном укоренении в сообществе западных государств - было заслугой первого федерального канцлера Конрада Аденауэра.
Внешняя политика Федеративной республики Германия с самого начала была направлена на достижение трех целей:
1. Обеспечение экономического и политического построения нового государства;
2. Военная безопасность;
3. Воссоединение отторгнутых частей Германии.
Основные линии аденауэровской внешней политики были столь же ясны и просты, как и их постоянная формулировка федеральным канцлером: Федеративная республика должна вновь стать признанным и равноправным партнером западных наций. Аденауэр, уроженец Рейнской области, был полон решимости как можно прочнее интегрировать в систему государств Запада по меньшей мере западную часть Германии - Федеративную республику, чтобы сделать ее иммунной к любой попытке нейтрализации Германии и в зародыше подавить все зачатки традиционной «политики качелей» между Востоком и Западом. Без прочной интеграции с Западом, боялся он. Западная Германия, хочет она того или нет, угодит в поток советской силовой политики.
Ключом для достижения его политической цели была готовность к новому вооружению Федеративной республики. Без возникновения «холодной войны» и образования биполярной (двухполюсной) силовой структуры возглавляемых обеими сверхдержавами Западного и Восточного блоков Аденауэр не смог бы действовать столь успешно. Да и сама Федеративная республика без конфликта между Востоком и Западом, вероятно, не сумела бы так быстро обрести экономическое и политическое значение.
В результате взятия коммунистами власти в Чехословакии в 1948 г., блокады Берлина в 1948-1949 гг. и начала войны в Корее в июне 1950 г. возникла та напряженность в отношениях между Востоком и Западом, которая привела к образованию НАТО и Варшавского договора. Она дала Федеративной республике шанс добиться как военной безопасности, так и экономической стабильности и политического равноправия, поскольку та была готова участвовать в обороне Запада. «Именно эта готовность Федеративной республики своим перевооружением усилить западную оборонительную систему и послужила козырной картой в руках Аденауэра. А потому он, вопреки сильному внутриполитическому сопротивлению, предложил американцам вооружение Западной Германии».
Своим относительно быстрым успехом аденауэровская внешняя политика была обязана не только искусному использованию первым федеральным канцлером международного положения, но и той решительности, с какой он преследовал свою цель. Одной только родственности экономической и политической систем Федеративной республики и западных держав ему было недостаточно, ее следовало дополнить военной и политической интеграцией. Лишь постепенная интеграция, избавлявшая участвовавшие в ней западные державы от страха перед возрождением националистической германской силовой политики, позволяла добиться равноправия.
Заинтересованность в безопасности Федеративной республики с самого начала играла для Аденауэра важную роль, указывала ему на необходимость тесного партнерства с Соединенными Штатами Америки как руководящей военной силой Запада, а политический интерес толкал его на примирение с Францией - этим поначалу еще недоверчивым партнером по другую сторону Рейна - без чего политика европейского сотрудничества была невозможна. В обоих случаях Аденауэр действовал в высшей степени успешно, и тем не менее ему в обоих случаях в последние годы жизни пришлось пережить, что та благоприятная расстановка политических сил, которую он помог создать, изменилась и потребовала известного пересмотра германской внешней политики.
Таким образом, основные направления внешней политики Германии в послевоенные годы были сконцентрированы на создании новых международных отношений, базирующихся на необходимости сотрудничества Германии с другими странами. Былой статус и мощь Германии оценивался в достаточной мере, но необходимы были новые направления, требующие значительных усилий не только во внутренней политики страны, но и во внешнеэкономической деятельности.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.