Услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Цели и задачи энергетической реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". Согласно этому документу к основным целям реформирования относятся: обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Стратегическая задача реформирования определена как перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К основным задачам реформы также относятся:

- создание конкурентных рынков электроэнергии в тех регионах России, где организация таких рынков технически возможна;

создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;

- стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

- создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;

- поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;

- создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;

- сохранение и развитие единой инфрастуктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;

- демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;

создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях;

- реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;

- уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.

С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг.[14]

Железнодорожные перевозки.

Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:

- повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

- формирование единой гармоничной транспортной системы страны; снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

- удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечение реализации следующих задач и принципов:

- разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;

- сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками; совершенствование тарифной политики;

- дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;

- недопущение слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора;

- обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний - операторов и пользователей подвижного состава;

- выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек;

- обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета; осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;

- повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.[15]

3. Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

Реформирование услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов осуществляется с помощью Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" (с изменениями от 31 мая 2006 г., 9 июля 2007 г., 10 апреля, 20 мая 2008 г., 17 марта 2009 г., 22 апреля 2010 г.)

Целями Программы являются:

- развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

- повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы; улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

- развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути);

- строительство скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения; формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения;

- развитие аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты);

- увеличение пропускной способности российских морских портов;

- комплексное развитие транспортных узлов, включая терминально-логистические центры;

- повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров; обновление парков транспортных средств, состава морского и речного флота; обеспечение транспортной безопасности;

- развитие интегрированной системы контроля безопасности на транспорте;

- формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями.[16]

Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот.

Если предприятие смогло стать монополистом в своей области, то это говорит о его силе и о грамотном управлении. По всему миру идет специализация. Целые страны становятся монополистами. Приоритетной задачей правительства должно стать регулирование уже существующих естественных монополий. К сожалению, сейчас деятельность многих монополий вредит развитию малого бизнеса (сырьевые монополии). Деятельность именно таких монополий наиболее важна для регионов.

Развитие и становление монополий под чутким руководством ФАС и прочих организаций способно оздоровить экономику региона, а значит, и улучшить благосостояние жителей. Кстати, именно монополии дают большое количество рабочих мест, так пусть они заботятся о своих рабочих и их семьях.

Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее процветание как монопольных субъектов, так и граждан страны.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Авдашева С. Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / под ред. Авдашевой С. Б. : Издательский дом «Новый учебник». – 2004, – 176 с.

2 Белоус В. Р.Современная экономика: многоуровневое учебное пособие / под ред. В. Р. Белоус – Ростов н/Д. : изд-во «Феникс». – 2002, 221 с.

3 Гражданский Кодекс Российской Федерации

4 Долгушева А. В. Государственное регулирование экономики: Учебно-методический комплекс для специальностей 080504 – Государственное и муниципальное управление / А. В. Долгушева. Благовещенск: Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2007, – 70 с.

5 Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие / И. В. Князева. – М. : Омега – Л. – 2009, – 494 с.

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

7 Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909-р.

8 Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5. – С. 70-76.

9 Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации / http: // www.fas.gov.ru / .

10 Официальный сайт Федеральной службы по тарифам Российской Федерации / http: // www.fstrf.gov.ru / .

11 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" (с изменениями от 31 мая 2006 г., 9 июля 2007 г., 10 апреля, 20 мая 2008 г., 17 марта 2009 г., 22 апреля 2010 г.).

12 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".

13 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов".

14 Приказ Федеральной службы по тарифам от 26.09.2004 №59 «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль».

15 Проект концепции развития рынка услуг почтовой связи, разработанный по поручению Правительства Российской Федерации от 07.03.2002 года № 8 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 года № 885-р.

16 Распоряжение Правительства РФ N691-р от 19 мая «Об утверждение программы развития конкуренции в РФ и плана мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг.».

17 Сохимо М. В. Антимонопольное регулирование: учебно-методическое пособие / М. В. Сохимо. – Благовещенск : Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2008, – 184 с.

18 Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 01.01.2009) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

19 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (по состоянию на 23 ноября 2009 года).

20 Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (по состоянию на 01.04.2009 года).

21 Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (по состоянию на 01.07.2009).

22 Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (по состоянию на 4 ноября 2007 г.).

23 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004) "О несостоятельности (банкротстве)".

24 Харченко Е. В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Е. В. Харченко. – М. : КноРус. – 2009, – 272 с.

25 Цыганов А. Б. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие / под ред. А. Б. Цыганов. – М. : Логос. – 1999, – 368 с.


[1] Долгушева А. В. Государственное регулирование экономики: Учебно-методический комплекс для специальностей 080504 – Государственное и муниципальное управление. Благовещенск: Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2007, – С. 56.

[2] Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. – М. : Омега – Л. – 2009, – С. 256.

[3] Распоряжение Правительства РФ N691-р от 19 мая «Об утверждение программы развития конкуренции в РФ и плана мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг.»

[4] Харченко Е. В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Е. В. Харченко. – М. : КноРус. – 2009, – С. 188.

[5] Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 01.01.2009) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

[6] Цыганов А. Б. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие / под ред. А. Б. Цыганов. – М. : Логос. – 1999, – С. 257.

[7] Сохимо М. В. Антимонопольное регулирование: учебно-методическое пособие / М. В. Сохимо. – Благовещенск : Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2008, – С. 136.

[8] Белоус В. Р.Современная экономика: многоуровневое учебное пособие / под ред. В. Р. Белоус – Ростов н/Д. : изд-во «Феникс». – 2002 – С. 162.

[9] Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. – М. : Омега – Л. – 2009, – С. 263.

[10] Авдашева С. Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / под ред. Авдашевой С. Б. : Издательский дом «Новый учебник». – 2004, – С. 189.

[11] Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 01.01.2009) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

[12] Белоус В. Р.Современная экономика: многоуровневое учебное пособие / под ред. В. Р. Белоус – Ростов н/Д. : изд-во «Феникс». – 2002, - С. 154.

[13] Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 01.01.2009) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".

[15] Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5. – С. 73.

[16] Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" (с изменениями от 31 мая 2006 г., 9 июля 2007 г., 10 апреля, 20 мая 2008 г., 17 марта 2009 г., 22 апреля 2010 г.).

[17] Проект концепции развития рынка услуг почтовой связи, разработанный по поручению Правительства Российской Федерации от 07.03.2002 года № 8 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 года № 885-р.

[18] Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909-р.

[19] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов".

[20] Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5. – С. 74.


Услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Цели и задачи энергетической реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". Согласно этому документу к основным целям реформирования относятся: обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Стратегическая задача реформирования определена как перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К основным задачам реформы также относятся:

- создание конкурентных рынков электроэнергии в тех регионах России, где организация таких рынков технически возможна;

создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;

- стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

- создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;

- поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;

- создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;

- сохранение и развитие единой инфрастуктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;

- демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;

создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях;

- реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;

- уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.

С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг.[14]

Железнодорожные перевозки.

Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:

- повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

- формирование единой гармоничной транспортной системы страны; снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

- удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечение реализации следующих задач и принципов:

- разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;

- сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками; совершенствование тарифной политики;

- дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;

- недопущение слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора;

- обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний - операторов и пользователей подвижного состава;

- выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек;

- обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета; осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;

- повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.[15]

3. Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

Реформирование услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов осуществляется с помощью Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" (с изменениями от 31 мая 2006 г., 9 июля 2007 г., 10 апреля, 20 мая 2008 г., 17 марта 2009 г., 22 апреля 2010 г.)

Целями Программы являются:

- развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

- повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы; улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

- развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути);

- строительство скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения; формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения;

- развитие аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты);

- увеличение пропускной способности российских морских портов;

- комплексное развитие транспортных узлов, включая терминально-логистические центры;

- повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров; обновление парков транспортных средств, состава морского и речного флота; обеспечение транспортной безопасности;

- развитие интегрированной системы контроля безопасности на транспорте;

- формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями.[16]

Дата: 2019-07-30, просмотров: 147.