Рынок предприятий-потребителей включает лиц и организаций, закупающих товары, которые используются при производстве других товаров; для перепродажи с целью получения прибыли; для выполнения своих функций. Решения о покупке, принимаемые на этом рынке гораздо сложнее, на потребительском.
Мотивы совершения закупок могут быть те же, что и на потребительском рынке, с доминированием рациональных, подкрепленных целями, которые ставит перед собой предприятие и большей социальной ответственностью перед обществом.
Закупки от лица предприятий
· часто связаны с крупными затратами денежных средств;
· сопровождаются сложными экономическими и техническими расчетами;
· требуют взаимодействия большого количества людей, находящихся на различных уровнях управления;
· сопровождаются большими затратами времени для принятия решений;
· более формализованы по сравнению с процессом покупки на потребительском рынке (обычно требуют письменного оформления заказов, наличия подробной спецификации товаров, обоснованного выбора поставщиков и т.д.);
· субъекты сделки (предприятия продавец и покупатель) часто оказываются в большой зависимости друг от друга;
· поставщики могут более тесно сотрудничать с потребителями, начиная с определения их проблем и заканчивая поиском решения, продажей товара и послепродажным обслуживанием).
Процесс принятия решения о закупке на рынке предприятий представлен на рис. 4.
Рис.4. Процесс принятия решения о покупке на рынке предприятий
Покупательское поведение на рынках предприятий
Рассмотрим факторы, влияющие на покупательское поведение на рынках предприятий.
Особенности организации: цели, политические установки, методы работы, организационные структуры.
Окружающая обстановка: уровень первичного спроса, экономические перспективы, условия получения займов, условия ресурсного обеспечения, темпы научно-технического прогресса, политическая ситуация, регулирование предпринимательской деятельности, деятельность конкурентов, социальные факторы, экологическая ситуация.
Межличностные отношения: полномочия, статус, умение убеждать, умение поставить себя на место другого.
Экономические: уровень доходов.
Особенности личности, участвующей в принятии решений о покупке: возраст, образование, служебное положение, тип личности, готовность к риску.
Таблица 2.
Обязательность некоторых мероприятий при различных вариантах закупок
Этап | Закупка для решения новых задач | Повторная закупка с изменениями | Повторная закупка без изменений | |
1 | Осознание проблемы | Да | Возможно | Нет |
2 | Обобщенное описание нужды | Да | Возможно | Нет |
3 | Оценка характеристик товара | Да | Да | Да |
4 | Поиск поставщиков | Да | Возможно | Нет |
5 | Запрашивание предложений | Да | Возможно | Нет |
Выбор поставщика | Да | Возможно | Нет | |
6 | Процедура выдачи заказа | Да | Возможно | Нет |
8 | Оценка работы поставщика | Да | Да | Нет |
Таблица 3.
Методика оценки работы поставщиков
|
Характеристика | Значимость характеристики | ||||
Оценочная шкала | Плохо | Удовлет. | Хорошо | Отлично | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Цена | 0,3 | Х | |||
2 | Репутация | 0,2 | Х | |||
3 | Надежность | 0,3 | Х | |||
4 | Уровень обслуживания | 0,1 | Х | |||
5 | Гибкость | 0,1 | Х |
Каждая характеристика имеет шкалу значимости от 1 до 4 баллов.
Каждая характеристика имеет оценочную шкалу коэффициентов от 0,1 до 0,3.
Покупатель самостоятельно ранжирует поставщиков (как показано в условном примере) и получает итоговую оценку.
Общая оценка работы поставщика:
Оп=0.3*4+0.2*3+0.3*4+0.1*2+0.1*3=3.5
Заключение
Наряду с сегментированием рынков очень важно уметь предугадывать запросы потребителей,точно разбираться в их предпочтениях и побудительных стимулах, знать элементы покупательского поведения и уметь определять основные внешние и внутренние факторы, оказывающие на него влияние.
Чем крупнее предприятие, чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, тем с большим кругом реальных и потенциальных потребителей приходится иметь ему дело. Представители оптовой и розничной торговли, государственные и частные предприятия, коммерческие и некоммерческие организации, конечные потребители - несмотря на целый ряд схожих мотивов совершения покупок, имеют множество различий в характере покупок, процедурах принятия решений о покупках.
Крупные предприятия и организации имеют специальные подразделения (службы) - отдел снабжения, отдел закупок и т.п. Вместе с тем, их объединяет самое главное - решения о приобретении товаров принимают люди, представляющие собой индивидуальность и характеризующиеся целым рядом психологических черт, которые и обеспечивают им свой образ поведения в различных ситуациях внешнего мира, в том числе и поведение на рынке.
Знание психологической типологии людей и обеспечивает возможность предприятию более продуманно и целенаправленно троить маркетинговую политику.
Список литературы
1. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов. ― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. ― 391 с.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Бизнес-книга", "ИМА-Кросс. Плюс", 1995. 702 с.
3. Салий В. Колесики и винтики рынка // "Деловой вестник "Российской кооперации". 2003. N 11. С. 10 - 11.
4. Хожемпо В.В. Курс лекций: "Маркетинг" // ред. Н.А.Савченко, 2002.
5. Стиль покупок: где и как россияне покупают продукты http://www.4p.ru/main/research/3816/print_article/ (02.10.2006)
6. Умный мерчандайзинг. Рубрика: факторы, влияющие на совершение покупки. [Электронный ресурс - http://merchendize.ru/category/faktory-vliyayushhie-na-sovershenie-pokupki/ ]
Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.