Мотивы покупательского поведения на рынке предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рынок предприятий-потребителей включает лиц и организаций, закупающих товары, которые используются при производстве других товаров; для перепродажи с целью получения прибыли; для выполнения своих функций. Решения о покупке, принимаемые на этом рынке гораздо сложнее, на потребительском.

Мотивы совершения закупок могут быть те же, что и на потребительском рынке, с доминированием рациональных, подкрепленных целями, которые ставит перед собой предприятие и большей социальной ответственностью перед обществом.

Закупки от лица предприятий

· часто связаны с крупными затратами денежных средств;

· сопровождаются сложными экономическими и техническими расчетами;

· требуют взаимодействия большого количества людей, находящихся на различных уровнях управления;

· сопровождаются большими затратами времени для принятия решений;

· более формализованы по сравнению с процессом покупки на потребительском рынке (обычно требуют письменного оформления заказов, наличия подробной спецификации товаров, обоснованного выбора поставщиков и т.д.);

· субъекты сделки (предприятия продавец и покупатель) часто оказываются в большой зависимости друг от друга;

· поставщики могут более тесно сотрудничать с потребителями, начиная с определения их проблем и заканчивая поиском решения, продажей товара и послепродажным обслуживанием).

Процесс принятия решения о закупке на рынке предприятий представлен на рис. 4.

 

Рис.4. Процесс принятия решения о покупке на рынке предприятий

Покупательское поведение на рынках предприятий

 

Рассмотрим факторы, влияющие на покупательское поведение на рынках предприятий.

Особенности организации: цели, политические установки, методы работы, организационные структуры.

Окружающая обстановка: уровень первичного спроса, экономические перспективы, условия получения займов, условия ресурсного обеспечения, темпы научно-технического прогресса, политическая ситуация, регулирование предпринимательской деятельности, деятельность конкурентов, социальные факторы, экологическая ситуация.

Межличностные отношения: полномочия, статус, умение убеждать, умение поставить себя на место другого.

Экономические: уровень доходов.

Особенности личности, участвующей в принятии решений о покупке: возраст, образование, служебное положение, тип личности, готовность к риску.

Таблица 2.

Обязательность некоторых мероприятий при различных вариантах закупок

  Этап Закупка для решения новых задач Повторная закупка с изменениями Повторная закупка без изменений
1 Осознание проблемы Да Возможно Нет
2 Обобщенное описание нужды Да Возможно Нет
3 Оценка характеристик товара Да Да Да
4 Поиск поставщиков Да Возможно Нет
5 Запрашивание предложений Да Возможно Нет
  Выбор поставщика Да Возможно Нет
6 Процедура выдачи заказа Да Возможно Нет
8 Оценка работы поставщика Да Да Нет


Таблица 3.

Методика оценки работы поставщиков

 

 

Характеристика

Значимость характеристики

Оценочная шкала

Плохо Удовлет. Хорошо Отлично
1 2 3 4
1 Цена 0,3       Х
2 Репутация 0,2     Х  
3 Надежность 0,3       Х
4 Уровень обслуживания 0,1   Х    
5 Гибкость 0,1     Х  

 

Каждая характеристика имеет шкалу значимости от 1 до 4 баллов.

Каждая характеристика имеет оценочную шкалу коэффициентов от 0,1 до 0,3.

Покупатель самостоятельно ранжирует поставщиков (как показано в условном примере) и получает итоговую оценку.

Общая оценка работы поставщика:

 

Оп=0.3*4+0.2*3+0.3*4+0.1*2+0.1*3=3.5



Заключение

 

Наряду с сегментированием рынков очень важно уметь предугадывать запросы потребителей,точно разбираться в их предпочтениях и побудительных стимулах, знать элементы покупательского поведения и уметь определять основные внешние и внутренние факторы, оказывающие на него влияние.

Чем крупнее предприятие, чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, тем с большим кругом реальных и потенциальных потребителей приходится иметь ему дело. Представители оптовой и розничной торговли, государственные и частные предприятия, коммерческие и некоммерческие организации, конечные потребители - несмотря на целый ряд схожих мотивов совершения покупок, имеют множество различий в характере покупок, процедурах принятия решений о покупках.

Крупные предприятия и организации имеют специальные подразделения (службы) - отдел снабжения, отдел закупок и т.п. Вместе с тем, их объединяет самое главное - решения о приобретении товаров принимают люди, представляющие собой индивидуальность и характеризующиеся целым рядом психологических черт, которые и обеспечивают им свой образ поведения в различных ситуациях внешнего мира, в том числе и поведение на рынке.

Знание психологической типологии людей и обеспечивает возможность предприятию более продуманно и целенаправленно троить маркетинговую политику.



Список литературы

 

1. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов. ― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. ― 391 с.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Бизнес-книга", "ИМА-Кросс. Плюс", 1995. 702 с.

3. Салий В. Колесики и винтики рынка // "Деловой вестник "Российской кооперации". 2003. N 11. С. 10 - 11.

4. Хожемпо В.В. Курс лекций: "Маркетинг" // ред. Н.А.Савченко, 2002.

5. Стиль покупок: где и как россияне покупают продукты http://www.4p.ru/main/research/3816/print_article/ (02.10.2006)

6. Умный мерчандайзинг. Рубрика: факторы, влияющие на совершение покупки. [Электронный ресурс - http://merchendize.ru/category/faktory-vliyayushhie-na-sovershenie-pokupki/ ]

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.