Одна из первых задач при исследовании жизненного стиля — обратиться к целям и ожиданиям каждого пациента. Пациенты часто ждут от терапевта той же ответной реакции, какую они получали от всех остальных. Пациент может чувствовать, что его не понимают, не любят или несправедливо с ним обращаются. Терапевт должен тщательно избегать действий, которые подтвердили бы эти бессознательные ожидания.
Поскольку жизненный стиль в основе своей есть единое целое, терапевт ищет темы, которые проходят через все поведение человека. Чтобы определить жизненный стиль пациентов, Адлер расспрашивал об их ранних воспоминаниях, наиболее ярких событиях детства: «Нет „случайных воспоминаний“, из бесчисленного множества впечатлений человек выборочно запоминает только те, которые, как он чувствует, хотя и смутно, имеют отношение к его ситуации».
«Даже ложь пациента представляет для меня ценность... Ведь это его ложь и ничья больше!». Адлер подчеркивал также важность выразительного поведения, включая позу и интонацию: «Я нахожу, что очень полезно вести себя как во время пантомимы, то есть иногда я не обращаю внимания на слова пациента, а вместо этого угадываю его более глубокие намерения по его реакциям и его движениям в данной ситуаций». Адлер предполагал, что жизненный план пациента развивался под влиянием негативных условий, поэтому терапевт должен внимательно искать органическую неполноценность, избалованность или заброшенность в детстве пациента.
Одна из важнейших задач терапевта — помочь пациентам понять свой собственный жизненный стиль, включая основной подход к жизни. Только когда человек начнет понимать самого себя, он сможет исправить свой неадаптивный стиль жизни: «Пациента нужно привести в такое состояние чувств, в котором он захочет слушать и захочет понимать. Только тогда на него можно повлиять, чтобы он стал жить так, как он понял». Понимание себя означает умение видеть ошибки, которые человек делает, постоянно преодолевая обычные ежедневно возникающие трудности. Понимание себя помогает лучше понять мир и свое место в нем.
Согласно Адлеру, успех терапии всегда зависит от пациента. «Реальные изменения в состоянии пациента могут быть достигнуты только его собственным трудом... На лечение и выздоровление всегда следует смотреть не как на успех консультанта, но как на успех пациента. Консультант может только указать на ошибки, пациент сам должен выбрать правильную жизнь».
В работе с жизненными стилями клиента консультант преследует две цели – исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни, в соответствии с которыми консультативный процесс может носить характер исследовательской или коррекционной работы:
- поиск и исследование жизненного стиля клиента, изучение его особенностей, обстановки, в которой происходило его формирование, а также изучение и анализ влияния жизненного стеля личности на проблематику и затруднения, с которыми обратился клиент;
- коррекция, терапевтическое воздействие на клиента с целью изменить привычный жизненный стиль.
В коррекционной работе с жизненным стилем личности существуют свои правила и особенности. Терапевтическое, коррекционное воздействие на клиента с целью изменения его индивидуального стиля жизни‚предполагает следующие практические шаги:
осознание клиентом своего жизненного стиля и его конструктивного и деструктивного влияния на нынешнюю жизнь клиента и проблемы, с которыми он обратился к консультанту
проживание определенных моментов и событий из прошлого, способствовавших формированию стиля жизни;
коррекцию существующих стилевых особенностей поведения и функционирования клиента;
обучение более адаптивным и гибким формам взаимодействия, которые могли бы позволить клиенту адекватно использовать свой жизненный стиль.
Существует множество методов исследования жизненного стиля личности. Можно выделить следующие методы исследования:
метод первичного интервью, включающий в себя сбор информации о следующих сферах жизни клиента:
•жалобы клиента;
•состояние клиента в прошлом и настоящем;
•сфера профессиональной деятельности;
•информация о родителях: характер, привычки, отношения клиента с родителями;
•наличие братьев, сестер, порядок рождения клиента, его отношения с ними;
•характер воспитания клиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи
• болезни клиента в детстве, отношение клиента к этим болезням, какие болезни были в роду клиента;
• отношения клиента с противоположным полом в детстве;
• страхи, ранние воспоминания, мечты, желания клиента в детстве;
анализ поведенческих установок клиента, демонстрируемых им в группе или на индивидуальной консультации в процессе взаимодействия с консультантом;
анализ типа взаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми на примере его реальной жизни;
метод ассоциаций, предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематики клиента и его прошлого опыта и влияния на него окружения;
изучение и анализ семейного сценария, семейных стереотипов и мифов;
изучение и анализ особенностей культуры и субкультуры, к которым принадлежит клиент;
проективные методы работы — рисование семьи, детства и т. п.;
анализ переноса клиента;
психодраматический подход, позволяющий пронаблюдать и проанализировать стереотипы и поведенческие установки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) или виртуальном (методика горячего стула, использование психодраматических техник в пространстве индивидуального консультирования) взаимодействии с другими людьми;
анализ сновидений, фантазий, грез и т. п.;
метод анализа ранних детских воспоминаний, позволяющий исследовать и проанализировать основу, на которой был сформирован жизненный сталь клиента.
Узнать о стиле жизни личности и о тех событиях детства, которые его определили, можно на основании метода анализа ранних воспоминаний, который является особой техникой, предложенной А.Адлером. Этот метод дает ключ к пониманию поставленных индивидом целей и способов их достижения с помощью, казалось бы, косвенного опроса о самых ранних воспоминаниях, которые тот может рассказать. В индивидуальной психологии А.Адлера подчеркивается, что ранние воспоминания человека могут объяснять особенности стиля жизни данной личности, так как они хранятся в памяти именно потому, что содержат в себе ключевые для его образования события детства.
Итак, метод “анализа ранних детских воспоминаний” был разработан в рамках адлерианской концепции психотерапии. В психотерапии и психологическом консультировании данный метод может использоваться в следующих целях:
исследовательской, позволяющей изучить специфику жизненного стиля личности;
диагностической, помогающей консультанту понять влияние индивидуального стиля жизни на проблематику и затруднения клиента и изучить и понять актуальное состояние клиента;
психотерапевтической, коррекционной, делающей возможным изменение и формирование более адаптивного стиля жизни.
Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие преимущества:
позволяет клиенту нейтральным или содержащим минимум тревожности и иных негативных эмоций способом осветить и сообщить консультанту свои жизненные цели, специфику своего отношения к окружающим и свой взгляд на мир, свою картину мира;
ориентирован не только на реальные воспоминания детства, но и на такие воспоминая, которые клиент считает таковыми, но которые не являются реальными на самом деле, то есть позволяет работать с фантазиями клиента;
может использоваться как для групповых, так и для индивидуальных консультаций.
Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие недостатки и ограничения:
часто отражает актуальное состояние клиента, то есть при определенном актуальном состоянии человек выбирает и озвучивает соответствующие воспоминания. Например, если актуальное состояние клиента предполагает тревогу и грусть, то воспоминания, которые он выберет и озвучит, будут носить тот же самый характер, но это не означает, что весь жизненный стиль клиента основан на этих чувствах, и консультант должен помнить и учитывать это при анализе индивидуального стиля жизни клиента;
у клиента может возникнуть нежелание или отказ воспроизводить свои ранние воспоминания, обусловленные различными факторами:
травмирующими событиями детства (инцест, насилие, и т. п.);
изменением жизненного стиля в процессе развития и роста и отсутствием реального детского воспоминания, которое подходило бы под новый жизненный стиль;
различными мозговыми и неврологическими нарушениями;
отсутствием доверия к консультанту и консультированию вообще или не достаточным ощущением безопасности;
субъективность интерпретаций, как и в любом другом проективном методе, отсутствие четкой и подробной системы получения, оценивания и интерпретации ранних детских воспоминаний.
Процедура получения материала ранних детских воспоминаний может осуществляться:
через письменное изложение клиентом нескольких (например, шести) воспоминаний с расстановкой определенных акцентов;
ответ на ряд специальных вопросов, ориентированных на ситуации из детства.
В использовании метода анализа ранних детских воспоминаний существует следующая специфика:
предпочтительно (в классическим адлерианском методе) записывание клиентом своих воспоминаний с фиксированием мельчайших деталей;
основное внимание консультанту необходимо обратить на первое воспоминание клиента, а затем, если по разным причинам на его основе не удалось получить и проанализировать
необходимый материал, работать со следующими воспоминаниями; необходимо обратить внимание на определенные содержательные категории воспоминания клиента, то есть анализ того, что присутствует в воспоминании по определенному порядку и в соответствии с определенной принадлежностью, а также понять, каким образом и что именно в жизненном стиле личности отражают эти категории;
консультант должен уметь понять знаки и символы, а также общее содержание предлагаемого клиентом воспоминания и проинтерпретировать их для себя и выдвинуть по каждой категории рабочие гипотезы, с тем чтобы впоследствии проверить эти гипотезы в сравнительном анализе стиля жизни клиента, его мнения о себе и мнения консультанта;
после сбора материала о ранних детских воспоминаниях консультанту в беседе в клиентом следует обсудить, проанализировать полученную информацию, и это может стать темой консультативного процесса.
Выделяются следующие категории анализа ранних детских воспоминаний:
- люди присутствующие или отсутствующие в воспоминаниях:
- мать и отец;
- родные и двоюродные братья и сестры;
- бабушки, дедушки и другие родственники;
- посторонние люди (гости, друзья, соседи и т. п.);
- тип событий, которые присутствуют в воспоминаниях:
- опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания;
- болезни и смерть;
- проступки, кражи, сексуальные эксперименты и т. п.;
- новые жизненные ситуации;
- способ восприятия ситуации клиентом, когда он находится в той детской ситуации, которую воспроизводит:
- ощущение принадлежности, то есть какое местоимение — “Я” или “МЫ” употребляет клиент в описании ситуации из воспоминания;
- чувства и эмоции, которые испытывал клиент в предлагаемом воспоминании.
Заключение
Итак, в данной курсовой работе мы рассматривали понятие «жизненного стиля» в психологическом консультировании и методы его исследования.
Понятие индивидуального жизненного стиля было введено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии.
Жизненный стиль определяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем.
Стиль жизни [греч. stylos — стержень для письма] — индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условий жизнедеятельности. Понятие «стиль жизни» А. Адлер определил как "целостность индивидуальности". Он видел природу внутреннего постоянства личности в выборе ею на основе фактов и событий жизни своей уникальной конечной жизненной цели. Эта высшая цель определяется тем смыслом, который человек придает жизни. Смысл жизни воплощается в стиле жизни и "проходит далее через всю жизнь подобно странной и своеобразной мелодии собственного сочинения". Каждое проявление личности должно, по Адлеру, рассматриваться в контексте всей индивидуальности, так как все происходящее есть ни что иное, как борьба за реализацию жизненной цели индивидуальности. Каждый индивид имеет тенденцию к сохранению собственной уникальности. Он отличается характерными способами поведения, мышления, реагирования и развития, в отличие от других, и стремится это отличие сохранить. Он накладывает свой индивидуальный отпечаток на каждую роль, которую он играет, на каждую ситуацию, с которой сталкивается, причем делает это в соответствии с собственной Я-концепцией. Согласно Адлеру, жизненный стиль определяет все индивидуально-существенные функции человека, и особенно явственно проявляется, когда человек стоит перед важными решениями в критических ситуациях. После работ Адлера понятие «стиль жизни» ни в одной психологической теории не занимало столь заметного места.
Из всего вышесказанного понятно насколько важным для человека является сформировать свой собственный жизненный стиль. И насколько значимым является изучение стиля жизни личности в рамках психологического консультирования.
В общем, владение методами изучения психологических особенностей человека, а в частности жизненного стиля, и умение использовать их на практике - важнейшие условия творческой и результативной работы консультанта.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.