Введение
Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы – помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящий с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Основные принципы психологического консультирования:
безоценочность и доброжелательность;
ориентация на систему ценностей клиента;
осторожность с советами;
анонимность;
разграничение личных и профессиональных сторон в работе;
активная позиция клиента.
Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам.
Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает только элементарное следование общепринятым нормам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т.п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков:
умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы;
оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку;
Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязывать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента.
Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умения.
Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то навредить данному конкретному клиенту.
Исключением из этого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса.
Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, в также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные) и т.п.
Принцип активности позиции клиента базируется на подходе психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях «личность – личность». Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.
Заключение
Итак, в данной курсовой работе мы рассматривали понятие «жизненного стиля» в психологическом консультировании и методы его исследования.
Понятие индивидуального жизненного стиля было введено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии.
Жизненный стиль определяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем.
Стиль жизни [греч. stylos — стержень для письма] — индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условий жизнедеятельности. Понятие «стиль жизни» А. Адлер определил как "целостность индивидуальности". Он видел природу внутреннего постоянства личности в выборе ею на основе фактов и событий жизни своей уникальной конечной жизненной цели. Эта высшая цель определяется тем смыслом, который человек придает жизни. Смысл жизни воплощается в стиле жизни и "проходит далее через всю жизнь подобно странной и своеобразной мелодии собственного сочинения". Каждое проявление личности должно, по Адлеру, рассматриваться в контексте всей индивидуальности, так как все происходящее есть ни что иное, как борьба за реализацию жизненной цели индивидуальности. Каждый индивид имеет тенденцию к сохранению собственной уникальности. Он отличается характерными способами поведения, мышления, реагирования и развития, в отличие от других, и стремится это отличие сохранить. Он накладывает свой индивидуальный отпечаток на каждую роль, которую он играет, на каждую ситуацию, с которой сталкивается, причем делает это в соответствии с собственной Я-концепцией. Согласно Адлеру, жизненный стиль определяет все индивидуально-существенные функции человека, и особенно явственно проявляется, когда человек стоит перед важными решениями в критических ситуациях. После работ Адлера понятие «стиль жизни» ни в одной психологической теории не занимало столь заметного места.
Из всего вышесказанного понятно насколько важным для человека является сформировать свой собственный жизненный стиль. И насколько значимым является изучение стиля жизни личности в рамках психологического консультирования.
В общем, владение методами изучения психологических особенностей человека, а в частности жизненного стиля, и умение использовать их на практике - важнейшие условия творческой и результативной работы консультанта.
Введение
Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы – помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящий с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Основные принципы психологического консультирования:
безоценочность и доброжелательность;
ориентация на систему ценностей клиента;
осторожность с советами;
анонимность;
разграничение личных и профессиональных сторон в работе;
активная позиция клиента.
Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам.
Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает только элементарное следование общепринятым нормам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т.п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков:
умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы;
оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку;
Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязывать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента.
Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умения.
Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то навредить данному конкретному клиенту.
Исключением из этого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса.
Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, в также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные) и т.п.
Принцип активности позиции клиента базируется на подходе психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях «личность – личность». Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.
Глава 1. Понятие «жизненный стиль» в психологическом консультировании
Дата: 2019-07-30, просмотров: 191.