Правовое регулирование рекламной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основным нормативным документом, регулирующим рекламный бизнес сегодня, является Федеральный закон от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе». Указанный закон вступил в силу с 1 июля 2006 года, до указанной даты основным нормативным документом в области рекламы был Федеральный закон от 18 июля 1995 года №108-ФЗ «О рекламе».

Конституция РФ определяет право граждан на достоверную информацию. Реализация этого права стала возможна после принятия закона «О рекламе».

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоящим законом.

Закон «О рекламе» позволяет на современном этапе управлять рынком различных средств рекламы, определяет особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Кроме того, закон служит исходной нормативной базой для развития законодательства в области рекламы.

Основными целями закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.

Федеральный закон устанавливает общие и специальные требования к рекламе.

Согласно ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестной признается реклама, которая

- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

- порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

- представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте;

- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

В рекламе не допускаются демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Не допускается реклама, вводящая в заблуждение потребителей. Не допускаются использование скрытой рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание.

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

В законе «О рекламе» правовому регулированию посвящено 5 статей. В частности, одиннадцатая статья рассматривает особенности правового регулирования рекламы в радио- и телепрограммах. Эти рекламные средства считаются наиболее эффективными потому, что они являются массовыми и воздействуют, в основном, на чувства и разум. Чувственное восприятие наиболее сильное и запоминающееся.

Рассмотрим подробнее основные нормативные ограничения на телевизионную рекламу, с которой потребитель сталкивается чаще всего.

1. Прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

2. «Бегущая строка» не должна занимать более чем семь процентов площади кадра.

3. Общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.

4. Не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» религиозные телепередачи и телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.

5. В детских и образовательных телепередачах длительность рекламных блоков зависит от продолжительности передач и может варьировать от 1 до 3 минут.

6. Художественные фильмы, могут прерываться рекламой не более чем на четыре минуты.

7. При трансляции рекламы уровень ее звука не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.

8. В телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Изменены некоторые ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.

Закон предусматривает равные ограничения на рекламу алкогольной продукции, независимо от процентного содержания в ней этилового спирта.

Не допускается распространение рекламы алкогольной продукции в радио- и телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, в наружной рекламе, на всех видах транспортных средств общего пользования, а также на территории и в непосредственной близости от социально-важных объектов (детских, образовательных, медицинских, спортивных и др.).

Вместе с тем, такая реклама допускается в периодических печатных изданиях, за исключением первой и последней страниц газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов. В печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних, такая реклама не допускается.

Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.

Требования к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также рекламе основанных на риске игр и пари в целом сохранены без существенных изменений.

В отношении рекламы пива исключен запрет на оформление рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в виде мультипликационных (анимационных) фильмов.

При этом запрет на использование в рекламе пива образов людей и животных конкретизирован указанием на то, что такие образы не допускается использовать и в случаях, когда они выполнены с помощью мультипликации (анимации).

Определен порядок проведения рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Так, проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива, не допускается в местах, где запрещена розничная продажа пива. При этом к таким мероприятиям нельзя привлекать несовершеннолетних.

Что касается рекламы игр и пари, то Закон несколько изменяет терминологию объекта рекламирования, подвергающегося ограничениям. В отличие от действующего Закона, устанавливающего требования к рекламе «азартных игр и пари», новый Закон о рекламе устанавливает требования к рекламе «основанных на риске игр и пари».

Ограничения по способам распространения рекламы основанных на риске игр и пари не распространяются на рекламу лотерей. При этом требования к содержанию рекламы основанных на риске игр и пари в полной мере распространяются на рекламу лотерей.

Вводится новое требование о сообщении в рекламе основанных на риске игр и пари указания на сроки проведения игр (пари), а также на источник информации об организаторе игры (пари), о правилах их проведения, призовом фонде, количестве призов и выигрышей, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.

Ужесточены требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий. Требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий, распространены также на рекламу курительных принадлежностей (трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и др.).

Дополнительно предусмотрен запрет рекламы табака в наружной рекламе и на всех видах транспортных средств общего пользования. В отношении наружной рекламы запрет вступил в силу с 1 января 2007 года.

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Конкретизирован порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций.

Установка рекламной конструкции осуществляется на основании разрешения органа местного самоуправления, выдаваемого собственнику недвижимого имущества или владельцу рекламной конструкции. Разрешение выдается органом местного самоуправления в двухмесячный срок со дня приема необходимых документов. Срок действия разрешения — 5 лет.

Решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято органом местного самоуправления исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.

Разрешение может быть аннулировано органом местного самоуправления или признанно незаконным в судебном порядке по иску органов, осуществляющих контроль за установкой рекламных конструкций (органов местного самоуправления, органов, осуществляющих контроль за соблюдением технических регламентов, органов, осуществляющих контроль за безопасностью движения транспорта).

В случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем наружной рекламы законодательства о рекламе, разрешение может быть аннулировано в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Орган местного самоуправления может аннулировать разрешение на установку рекламной конструкции в случаях, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, а также если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена. Конструкция, установленная без разрешения, подлежит демонтажу по предписанию органа местного самоуправления. При неисполнении предписания, демонтаж рекламной конструкции осуществляется на основании решения суда.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.