В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы — необходимое условие сознательного обучения: учитель покажет их ученикам, объяснит важность и значение, раскроет перспективы.
• Обучать следует так, чтобы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.
• Обучая, нужно использовать все виды и формы познавательной деятельности,
• Следует обеспечить понимание учениками смысла каждого слова, предложения, понятия.
• На воспитание активности учитель не должен жалеть ни времени, ни усилий.
• Следует логически увязывать с известным то, что ученикам неизвестно, где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного об учения.
• Учителю нужно помнить, что главное — не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует.
• Требовать от учеников обнаружения и объяснения рас хождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся у них знанием.
• Каждое правило сопровождать оптимальным количеством примеров, чтобы стало ясно, как разнообразно его применение.
• Учитель обязан знать не только свой предмет, но и понимать ученическое незнание и его подлинную причину и устранять ее, не пытаясь прибегать к силовому давлению.
• Педагогу следует учить находить и различать главное и второстепенное в изучаемом.
• Следует ставить перед учениками трудную цель, подчеркивать ее исключительную трудность, но при этом вызывать уверенность в том, что она непременно будет достигнута.
• Ничему не следует учить, опираясь на один лишь авторитет, но всему нужно учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.
• Помогать обучаемым овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться.
• Следует как можно чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи, — непременное условие развивающего обучения.
• Повышать всеми доступными методами и средствами интеллектуальный фон класса — сильный стимулятор познавательной активности каждого ученика.
• Все, что преподается, должно быть так обосновано доказательствами и аргументами, что не оставит места ни сомнению, ни забвению, — только тогда придет успех.
• Учителю необходимо понимать: по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет знания на практике.
• Признавать многообразие человеческой природы, характера, способностей, умственных различий, личных интересов и жизненных планов
• Педагогу следует постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы своих учеников.
• Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рожденное от успеха.
• Преподавателю необходимо добиваться выполнения заданной работы во что бы то ни стало.
• Следует обучать так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.
• Учить учеников думать и действовать самостоятельно.
• Развивать творческое мышление всесторонним анализом проблем, решать познавательные задачи несколькими логически различающимися способами.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 168.