Содержание
Введение
Природные факторы Туркменистана
Социально-экономическое развитие Туркменистана
Геополитическое предпосылки формирования внешнеполитического курса
Независимость Туркменистана
Цели и задачи внешней политики Туркменистана
Основные направления внешнеполитической деятельности туркменского государства
Экономическая модернизация Туркменистана
Выводы
Литература
Введение
Внешняя политика независимого Туркменистана представляет собой сложный и малоизученный предмет. Основным принципом изучения внешней политики Туркменистана является системный подход, включающий системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты. Через них конкретизируются требования системной методологии применительно к рассмотрению общественно-политических явлений. Системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты включают в себя определенную последовательность познавательных этапов (процедур) рассмотрения внешней политики Туркменистана.
Независимость Туркменистана
Объективной основой внешней политики Туркменистана является сам факт существования независимого Туркменского государства.
27 октября 1991 года в результате всенародного референдума Туркменистан был провозглашен независимым государством. Итоги референдума нашли отражение в Конституционном законе Туркменистана о независимости и основах государственного устройства Туркменистана. В Законе, в частности, записано: "Провозгласить в границах территории Туркменской ССР независимое демократическое государство - Туркменистан.
Независимость Туркменистана провозглашается во имя высших целей - обретения туркменским народом подлинной национальной государственности, обеспечения каждому человеку независимо от различий в национальном, расовом и социальном происхождении и вероисповедания прав и свобод, предусмотренных Конституцией Туркменистана, Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права, построения гуманного демократического общества, в котором верховенствует закон".
Выводы
Обзор классификации направлений внешней политики Туркменистана позволяет утверждать, что с учетом разветвленности их системы одновременно могут реализовываться многие из них. Поэтому политическим руководителям, практическим политикам и дипломатам важно уметь дополнительно различать направления внешнеполитической деятельности еще и по степени их актуальной значимости, а именно видеть, что они могут быть: - перспективными; - относительно важными; - важными и жизненно необходимыми. Например, для современного Туркменистана самым насущным, по-видимому, является направление его внешней политики, связанное с задачами модернизации экономики и общественной жизни, обеспечение стабильного и безопасного развития общества. Важными, приоритетными являются экологические проблемы страны и региона, необходимость урегулирования конфликтов вблизи границ Туркменистана. К перспективным направлениям его внешней политики, с учетом сегодняшних реалий, может быть отнесено обеспечение создания системы комплексного регионального сотрудничества, полномасштабного участия Туркменистана в миротворческих акциях, которые предпринимаются под эгидой ООН или на основе региональных решений, в том числе в рамках СНГ.
Подытоживая рассуждения об основах и направлениях внешней политики Туркменистана, мы можем сделать ряд выводов.
1. Система внешней политики государства Туркменистана, находится в тесном взаимодействии с окружающей социальной и природной средой. Стороны, механизма этого взаимодействия составляют объективную основу для определения состава направлений внешней политики Туркменистана.
2. Все многообразие связей и отношений, опосредующих положение страны на международной арене, может быть представлено двумя большими группами в зависимости от обращения к диспозиционному или функциональному аспектам взаимодействия этой страны с окружающим миром. Диспозиционный аспект определяется самим фактом существования государства, его географическим и геополитическим положением, Функциональный аспект взаимодействия системы внешней политики государства с окружающей социоприродной средой зависит от динамики функционирования государства на международной арене, от особенностей удовлетворения объективных потребностей и интересов государства.
3. Выделяемые в контексте указанных диспозиционного и функционального аспектов основные направления внешней политики Туркменистана могут образовывать ее содержательную и организационную структуру. Внешняя политика Туркменистана должна быть направлена на то, чтобы занять достойное положение в СНГ как евразийской суперсистеме международных отношений. В функциональном же плане перед Туркменистаном стоит задача социально-экономического возрождения и обеспечения тесного экономического взаимодействия с различными субъектами международной жизни во имя внутренней стабильности и безопасности.
Литература
1. Туркменский феномен: миф и реальность //Правда. - 1993. - 15 сент. - С. 3 производителем электроэнергии.
2. Конституционный закон Туркменистана о независимости и основах государственного устройства Туркменистана // Туркменская искра. - 1991. - 27 октября.
3. Очерки истории философской и общественно - политической мысли в Туркменистане. - Ашхабад: изд-во "Ылым, 1976. - С. 84
4. Вебер М. Политика как призвание и профессия /Избранные произведения. -М.: Прогресс, -С . 646.
Содержание
Введение
Природные факторы Туркменистана
Социально-экономическое развитие Туркменистана
Геополитическое предпосылки формирования внешнеполитического курса
Независимость Туркменистана
Цели и задачи внешней политики Туркменистана
Основные направления внешнеполитической деятельности туркменского государства
Экономическая модернизация Туркменистана
Выводы
Литература
Введение
Внешняя политика независимого Туркменистана представляет собой сложный и малоизученный предмет. Основным принципом изучения внешней политики Туркменистана является системный подход, включающий системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты. Через них конкретизируются требования системной методологии применительно к рассмотрению общественно-политических явлений. Системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты включают в себя определенную последовательность познавательных этапов (процедур) рассмотрения внешней политики Туркменистана.
Природные факторы Туркменистана
Туркменистан расположен на юго-западе Центральной Азии. Его территория составляет 488,1 тыс. кв. км. Туркменистан занимает выгодное географическое положение. Страна объективно является "мостом" между Европой, европейскими государствами СНГ, центральной частью России, с одной стороны, и обширными регионами Центральной и Южной Азии, с другой стороны. На суше Туркменистан граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном и Ираном, имеет выход к Каспийскому морю.
Туркменистан богат различными полезными ископаемыми. В стране имеются большие запасы ртути, серы, озокерита, и что немаловажно для засушливого пустынного климата, источники пресной питьевой и минеральной лечебной воды. Туркменистан известен и другими природными богатствами, пользующимися огромным спросом на мировом рынке.
Фактором стратегического значения, способным определить исторические судьбы Туркменистана, является наличие в республике больших запасов нефти и газа. Поразведанным запасам газа Туркменистан занимал 2-е место даже в такой крупнейшей топливно-энергетической державе, которой являлся СССР. И в настоящее время по добыче газа Туркменистан занимает 4-е место в мире. На сегодня с уже эксплуатируемых месторождений ежегодно добывается более 80 млрд. кубометров газа, 6 млн. тонн нефти. Дополнительно к этому на территории республики открыты еще несколько крупных перспективных месторождений нефти и газа. Их разработка позволит в будущем увеличить добычу нефти втрое, а газа вдвое. Разведанные запасы золота позволяют республике создавать свой собственный золотой запас.
Туркменистан - небольшое государство по численности населения, которая по современным оценкам составляет несколько более 4 млн. человек, что, как известно, меньше половины населения Москвы. Некоторое представление о национальном составе населения, степени его однородности в сравнении с другими государствами региона позволяет иметь следующая таблица (данные переписи населения 1989 г.).
Демографический потенциал в республике считается благополучным. Показатели рождаемости (32,0 чел./тысячу чел. населения) значительно превышают показатели смертности (7,7). Ежегодный прирост населения составляет 24,3. При этом примерно половину населения составляют люди моложе 30-ти лет. Такие проблемы, как старение населения, остановка или отрицательный показатель естественного прироста, - республике практически не грозят.
В целом динамично развивается экономика Туркменистана, так, например, на сегодняшний день, объем экспорта сырья и различных товаров превышает объем импорта на одну четверть и составляет 8 млрд. долларов. Туркменистан - ведущий производитель не только в СНГ, но и в мире, ряда химических веществ: серы, йода, бромистого железа, редкоземельных металлов. Республика является крупным производителем электроэнергии.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.