Введение
В Республике Беларусь сразу после обретения независимости со всей остротой встал вопрос об инвестициях в экономику молодой страны. Верховный Совет 29 мая 1991 года принял Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", а 14 ноября того же года Закон "Об иностранных инвестициях в Республике Беларусь". Два этих закона в последующее десятилетие определяли рамки инвестиционной деятельности в республике, осуществляли ее правовое регулирование. За это время в стране произошли серьезные и изменения политического и экономического характера, затронувшие все сферы деятельности нашего общества, в том числе и сферу инвестиционной деятельности. В результате был разработан, 30 мая 2001 года принят Палатой Представителей, а 8 июня 2001 года одобрен Советом Республики и вступил в силу "Инвестиционный кодекс Республики Беларусь".
Этот документ определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен па ее стимулирование и государственную поддержку, а так же па защиту прав национальных и внешних инвесторов па территории Республики Беларусь. Там даются основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности: цели, формы, и методы ее государственного регулирования; гарантии прав инвесторов и другие основополагающие аспекты инвестиционной деятельности.
За годы экономического кризиса и последовавших преобразований в экономике республики назрела необходимость модернизации и обновления основных фондов промышленности, сельского хозяйства и повышения конкурентоспособности экономики. Вместе с тем стало понятно, что без внутренних и внешних инвестиций в экономику этот процесс осуществить нельзя. С принятием "Инвестиционного кодекса" законодательство в этой области стало более прозрачным. Изменениям также подверглись банковская и налоговая сферы экономической деятельности.
В результате всех этих изменений постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 93 от 18 апреля 2003 года был утвержден "Перечень стратегических инвестиционных проектов на период до 2010 года".
Стратегические инвестиционные проекты разработаны для всех сфер промышленного комплекса республики, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, социально-культурного комплекса и связи. Основные цели программ:
создание новых видов продукции, соответствующих международным стандартам, и обеспечение ими потребителей внутри республики:
снижение затрат на производство продукции;
импортозамещение, развитие экспортного потенциала;
модернизация производств;
устойчивое снабжение электроэнергией республики для обеспечения жизнедеятельности населения и промышленного производства;
развитие современных средств связи па территории республики;
развитие культуры и образования;
развитие дорожной сети республики.
Финансирование программ предполагается за счет широкого круга источников:
республиканский бюджет;
целевые бюджетные фонды;
собственные средства;
национальные и иностранные кредиты и инвестиции.
Выбор источника инвестиций зависит от степени привлекательности и объекта инвестиций для потенциальных инвесторов, наличия собственных средств.
Многие инвестиционные проекты, как например организация выписка газетной бумаги в г. Шклов, создание субмикронного производства интегральных микросхем на НПО "Интеграл", планируются полностью за счет иностранных инвестиций.
По мере проведения экономических реформ, развития рыночных отношений и вхождения Республики Беларусь в сферу мирового экономическою разделения труда, все больше иностранных компаний будет обращать внимание на ее экономику.
Среди основных причин потенциальной привлекательности Беларуси для прямых иностранных инвестиций называется высокая квалификация местной рабочей силы, то есть высокий образовательный уровень и значительный опыт работы на предприятиях с использованием сложного наукоемкою производственного оборудования.
В условиях низкой привлекательности остальных экономических составляющих поддержание и повышение качества отечественной рабочей силы становится одной из приоритетных задач государства.
В отличие от стран с жесткими регламентациями и обязательствами к иностранным инвесторам в социальной сфере, законодательство Республики Беларусь в указанной области создает относительно благоприятные условия. Так, в соответствии со статьей 97 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь производственные, трудовые и связанные с ними отношения в коммерческих организациях с иностранными инвестициями регулируются коллективным договором и трудовыми договорами (контрактами). Условия коллективного договора и трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положение работников указанных организаций по сравнению с условиями, предусмотренными действующими законодательными актами Республики Беларусь. Социальное страхование работников организаций с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются законодательными актами Республики Беларусь.
Как видим, законодательство Республики Беларусь не накладываем на совместные и иностранные предприятия дополнительных обязательств в социальной сфере по сравнению с государственными предприятиями.
Необходимо подчеркнуть, что Республика Беларусь имеет важным положительный элемент в своей экономической системе - высокообразованную рабочую силу. Это может стать благоприятным фактором для широкого привлечения в республику прямых иностранных инвестиций и обогащения белорусских менеджеров и рабочих передовыми зарубежными технологиями в управлении персоналом и производством. Мировой опыт свидетельствует: при целенаправленной государственной политике в области иностранною инвестирования и при использовании имеющихся преимуществ перед другими странами возможно построение стабильной, динамично развивающейся экономики.
Резюме
Предприятие "БелКолор", один из ведущих производителей оборудования и приспособлений для окраски в Республике Беларусь, прорабатывает возможность выхода на рынок с новой продукцией - краскораспылителем "Радуга"-1М, имеющим расширенные возможности по окраске стен и потолков.
Для этого предприятие предполагает за счет собственных средств и кредита банка "Белбизнесбанк" произвести расширение своего производства путем создания участка по производству краскораспылителя "Радуга"-1М. Маркетинговые исследования показывают большие возможности работы на рынке подобной продукции как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.
Требуемый кредит в размере 530000 евро необходим для приобретения уникального оборудования английской компании HUMBROL - мирового лидера в этой области.
Менеджерами предприятия, о квалификации и результатах работы которых свидетельствует нынешнее устойчивое положение предприятия, разработан бизнес-план внедрения в производство и реализации нового перспективного продукта.
Высокие характеристики нового краскораспылителя обусловлены комплексом мер по организации его производства, включающим новейшие технологии, соответствие сертификатам качества и высокие потребительские качества продукта.
Основные сводные показатели инвестиционного проекта приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сводные показатели по проекту.
№ п/п | Показатели | В целом по проекту | ІV кв. 2005г. | I п/г 2006г. | II п/г 2006г. | I п/г 2007г. |
1 | Годовая ставка по кредиту | 15% | ||||
2 | Отсрочка по выплате основного долга | 6 мес. | ||||
3 | Простой срок окупаемости | 0,8 | ||||
4 | Динамический срок окупаемости | 0,8 | ||||
5 | Чистый дисконтированный доход (ЧДД), у. е. | 304755 | ||||
6 | Внутренняя норма доходности (ВНД) | 24,78% | ||||
7 | Индекс доходности (ИД) | 1,53 | ||||
8 | Уровень (точка) безубыточности | 25,5% | 12% | 9,7% | 8,2% | |
9 | Коэффициент покрытия задолженности | 1,82 | 1,42 | 2,11 |
Паспорт инвестиционного предложения приведен в приложении 1.
Описание продукции
Планируемая к производству продукция, как уже было сказано выше, - краскораспылитель "Радуга"-1М.
Новый краскораспылитель является глубокой модернизацией модели "Радуга"-1. Фактически это новая модель, имеющая с исходной лини, некоторые общие детали корпуса. Подача краски осуществляется принудительно под давлением сжатого воздуха, отбираемого из воздушного канала. Важным элементом в конструкции "Радуги"-1М является наличие автоматического прерывателя подачи краски с регулятором интервала прерывания, с использованием деталей из металлокерамики. Данное усовершенствование дает уникальную возможность использовать краскораспылитель для художественного оформления стен и потолков помещений, стен зданий и любых других больших поверхностей и значительно сокращает затраты времени на такие работы.
Наряду со всеми своими уникальными свойствами, краскораспылитель "Радуга" - 1М, обладает всеми характеристиками и преимуществами моделей-аналогов.
Высокие потребительские свойства товара определяются простотой в подготовке к работе и нанесения краски на поверхность, высоким качеством окрашенной поверхности.
Краскораспылитель "Радуга"-1М будет изготавливаться в контролируемых условиях, установленных Системой Международного Качества в соответствии с требованиями ISO 9001 и сертифицирован BVQI с выдачей соответствующего сертификата. Производство основано на применении новейших технологий и экологически чистых компонентов.
На занятие производством такой продукции у фирмы "БелКолор" имеются лицензии на срок 10 лет.
Краскораспылитель "Радуга"-1М будет выпускаться в удобной, практичной и красивой упаковке-чемодане, разработанной дизайнерами фирмы.
План производства
Организуемое производство краскораспылителей "Радуга"-1М не потребует задействования имеющихся производственных мощностей. Линия по производству новой продукции является обособленным участком. Потребуется задействование дополнительных площадей складских помещений. Такие площади на предприятии имеются в достаточном количестве, даже с учетом, что один из складов переоборудуется для размещения в нем производства новых краскораспылителей.
Помещение, где будет производиться новая продукция, оборудовано необходимыми инженерными коммуникациями, имеются электрические кабели и вентиляционные шахты. Поэтому помещение склада может быть переоборудовано под производственное помещение при минимальных затратах 10600 у. е. в течение 10 дней. Пожарная безопасность помещения обеспечивается в соответствии с ГОСТ 12.1 004 и ППБ РБ 1.01-96.
Предполагаемое к покупке и установке оборудования выбрано на основании анализа рынка данного оборудования (изучение каталогов, изучение образцов и технической документации специалистами фирмы на выставках в Великобритании, Германии, Чехии).
С потенциальным поставщиком оборудования, английской компанией HUMBROL, заключен предконтрактный договор, где оговорены сроки поставки (август 2005 г), установки, подключения, наладки, гарантия и прочие условия по договору.
Программа производства и реализации продукции представлена в таблице 7.
Таблица 7
Программа производства и реализации продукции.
№ п/п | Наименование показателей | Един. измер. | IV кв. 2005 г. | I п/г. 2006 г. | II п/г. 2006 г. | I п/г. 2007 г. |
1. | Использование производственных мощностей | % | 30 | 55 | 75 | 88 |
2. | Годовой объем производства в натуральном выражении | шт. | 10770 | 50810 | 68160 | 80000 |
Годовой объем производства в стоимостном выражении | у. е. | 247520 | 1223420 | 1742048 | 2219200 | |
4. | Выручка от реализации продукции | у. е. | 247520 | 1223420 | 1742048 | 2219200 |
5. | Доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке по предприятию | % | 25 | 32 | 48 | 55 |
6. | Удельный вес реализуемой продукции по рынкам сбыта: внутренний рынок | % | 100 | 100 | 100 | 100 |
Перечень наиболее значимых для предприятия поставщиков материалов и комплектующих представлен в таблице 8.
Таблица 8.
Сведения о поставщиках материалов и комплектующих в у. е.
№ п/п | Наименование партнера и ресурсов | Мин. партия/срок поставки | Форма оплаты
| Цена поставки | Сложившиеся цены | |
Внутр. рынок | Бл. зарубежье | |||||
1. | РУН "ЭТОН" - детали отделки корпуса | 1000шт/48 ч | Предоплата в дальн. по факту поставки | 0,9-1,3 у. е. /шт | 0,9-1,3 | 1,0-1,4 |
2. | ОАО "Мега-плюс" латунные заготовки | 100 кг/48 ч | - " - | 5,13 у. е. /кг | 5,13 | 5,21 |
3. | ОАО "Валрус" - материалы для изготовления деталей из металлокерамики | 10 кг / 24 ч | - " - | 8,93 | 8,93 | 9,71 |
Потребность фирмы в материалах и комплектующих представлена в таблице 9.
Таблица 9.
Расчет потребности в сырьевых ресурсах
№ п/ п | Наименование ресурсов | Единица измерения | IV кв. 2005 г. | I п/г. 2006 г. | |||||||||||||||||||
|
|
| К-во | Цена ед. у. е. | Стоимость у. е. | К-во | Цена ед. у. е. | Стоимость у. е. | |||||||||||||||
1. | Детали отделки корпуса | шт | 10770 | 1,096 | 11812 | 50830 | 1,146 | 58263 | |||||||||||||||
2. | Латунные заготовки | кг | 5385 | 5,13 | 27640 | 25415 | 5,34 | 135718 | |||||||||||||||
3. | Металлокерамика | кг | 323 | 8,93 | 2883 | 1695 | 9,13 | 15458 | |||||||||||||||
| Итого затрат |
|
|
| 42335 |
|
| 209439 | |||||||||||||||
1. | Детали отделки корпуса | шт | 68160 | 1,178 | 80281 | 80000 | 1,290 | 103226 | |||||||||||||||
2. | Латунные заготовки | кг | 34080 | 5,44 | 185500 | 40000 | 5,56 | 222315 | |||||||||||||||
3. | Металлокерамика | кг | 2240 | 10,47 | 23547 | 2613 | 11,27 | 29446 | |||||||||||||||
| Итого затрат |
|
|
| 289328 |
|
| 354987 | |||||||||||||||
Доставка материалов и комплектующих осуществляется транспортом заказчика. Погрузка, разгрузка и перемещение производятся при помощи средств складской механизации, имеющихся в наличии (автокары, транспортные ленты).
Расчет потребности в ТЭР, трудовых ресурсах и заработной плате приведен в таблицах 10 и 11. Расчет амортизационных отчислений приведен в таблице 12.
Таблица 10
Расчет потребности в топливно-энергетических ресурсах.
№ п/ п | Наименование ресурсов | Единица измерения | IV кв. 2005 г. | I п/г. 2006 г. | |||||||
К-во | Цена ед. у. е. | Стоимость у. е. | К-во | Цена ед. у. е. | Стоимость у. е. | ||||||
1. | Электроэнергия: переменные изд-ки постоянные изд-ки | кВт/ч | 119525 | 0,08 | 9562 7218 2344 | 515126 | 0,095 | 48937 36940 11997 | |||
2. | Теплоэнергия: | Гкал | - | - | * | 150 | 15,2 | 2280 | |||
Итого затрат |
|
|
| 51217 | |||||||
1 | Электроэнергия: переменные изд-ки постоянные изд-ки | кВт/ч | 573417 | 0,12 | 68810 51942 16868 | 676163 | 1,128 | 86549 65333 21216 | |||
2. | Теплоэнергия: | Гкал | 200 | 16,8 | 3360 | 150 | 17,5 | 2625 | |||
Итого затрат | 72170 |
|
| 89174 | |||||||
* - затрат на теплоэнергию в IV кв. 2005 г. предполагаются к включению в себестоимость пропорционально в течение горизонта расчета проекта.
Таблица 11
Расчет потребности в трудовых ресурсах и заработной плате
№ п/п | Категории работающих | IV кв. 2005 г. | I п/г. 2006 г. | ||||||||||||
|
| К-во работающих, чел. | Средняя з/пл у. е. | Расходы на оплату труда, у. е. | К-во работающих, чел. | Средняя з/пл у. е. | Расход на оплату труда, у. е. | ||||||||
1 | Рабочие основного производства | 16 | 249 | 11934 | 16 | 262 | 25194 | ||||||||
2 | Рабочие вспомогательного производства | 6 | 232 | 4179 | 6 | 248 | 8736 | ||||||||
3. | Руководители (администрация) | 2 | 515 | 3090 | 2 | 536 | 6432 | ||||||||
4. | Маркетинговый персонал | 2 | 187 | 1122 | 2 | 198 | 2376 | ||||||||
Итого затрат | 26 |
| 20325 | 26 |
| 42738 | |||||||||
1. | Рабочие основного производства | 16 | 284 | 27336 | 16 | 307 | 29478 | ||||||||
2. | Рабочие вспомогательного производства | 6 | 254 | 9156 | 6 | 273 | 9828 | ||||||||
3. | Руководители (администрация) | 2 | 562 | 6744 | 2 | 615 | 7380 | ||||||||
4. | Маркетинговый персонал | 2 | 211 | 2532 | 2 | 228 | 2736 | ||||||||
| Итого затрат | 26 |
| 45768 | 26 |
| 49422 | ||||||||
Справочно. Средняя заработная плата в базовом периоде по предприятию составляет: рабочие основного производства - 228 у. е., рабочие вспомогательного производства - 189 у. е., руководители (администрация) - 482 у. е., маркетинговый персонал - 161 у. е.
Риски ресурсного обеспечения оговорены в договорах поставки сырья и материалов. На предприятии имеется дизельная подстанция мощностью150 кВт на случай непредвиденного отключения электроэнергии.
Таблица 12
Расчет амортизационных отчислении, у. е.
№ п/п | Наименование основных фондов | Норма амортизации,% | IV кв. 2005 г. | I п/г. 2006 г. | II п/г. 2006 г. | I п/г. 2007 г. |
1 | Первонач. стоимость основных средств - всего В том числе: HRS-VII Mk1 VP-2 | 593000 363080 229920 | 593000 363080 229920 | 593000 363080 229920 | 593000 363080 229920 | |
2 | Амортизационные отчисления - всего В том числе: HRS-VII Mk1 VP-2 | 8,8 | 13045 7827 5218 | 26090 15654 10430 | 26090 15654 10436 | 26090 15654 10436 |
3 | Накопленная амортизация | 13045 | 39135 | 65225 | 91315 | |
4 | Остаточная стоимость основных средств | 579955 | 553865 | 527775 | 501685 |
В таблице 13 сформированы полные издержки на реализуемую продукцию.
Таблица 13.
Полные издержки на реализуемую продукцию, у. е.
№ п/ п | Виды и статьи затрат | IV кв. 2005 г. | I п/г. 2006 г. | II п/г. 2006 г. | I п/г. 2007 г. | |||||
Среднесписочная численность работающих, чел. Использование производственных мощностей,% | 26 25 | 26 55 | 26 75 |
| ||||||
1 | Переменные издержки - всего В том числе: Материалы, покупные комплектующие Вспомогательные материалы Запчасти Транспортные расходы Топливо и энергия на технологические цели Заработная плата производственных рабочих Отчисления от средств на оплату труда | 69437 42335 1482 424 1270 7218 11934 4774 | 297363 209439 7335 2094 6283 36940 25194 10078 | 401239 289128 10120 2893 8680 51942 27336 10934 | 488214 354387 12425 3550 10650 65333 29478 11791 | |||||
2 | Постоянные издержки - всего В том числе: Общепроизводственные издержки ремонт и техобслуживание общезаводские накладные расходы зарплата вспомогательного персонала Общехозяйственные издержки административные накладные расходы топливо и энергия зарплата администрации Сбытовые издержки маркетинговые издержки зарплата маркетингового персонала Отчисления от средств на оплату труда Отчисления в инновационный фонд | 32254 2630 3785 4179 1218 2344 3090 10210 1122 3356 320 | 80728 5667 6703 8736 5027 14277 6432 23212 2376 7018 1280 | 94802 5894 6924 9156 6552 20228 6744 27089 2532 7373 2310 | 103485 6081 7118 9828 4825 23841 7380 31278 2736 7978 2420 | |||||
3 | Амортизация | 13045 | 26090 | 26090 | 26090 | |||||
4 | Полные издержки на реализуемую продукцию - всего Из них: Переменные издержки Постоянные и вдержки |
115136 69437 32654 |
404181 297363 80728 |
548221 401239 94802 | 643879 488214 103485 | |||||
Организационный план
Общее управление фирмой осуществляет генеральный директор. Начальник участка по производству краскораспылителей "Радуга"-1М будет находиться в его непосредственном подчинении.
Структура управления участком по производству краскораспылителей "Радуга"-1М представлена на схеме 1.
|
|
|
| Начальник участка | 1 |
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Специалисты | 2 |
|
| Ведущий инженер участка | 1 |
|
| ||||||||
по маркетингу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Основное производство | 16 |
| Вспомогательное производство | 6 | |||||||||||
Бригада 1 | 8 |
| Бригада 1 | 3 | |||||||||||
Бригада 2 | 8 |
| Бригада 2 | 3 | |||||||||||
Схема 1. Организационная структура участка по производству краскораспылителей "Радуга"-1М.
Данная структура управления является линейной. Каждой бригадой рабочих руководит не освобожденный бригадир.
Режим работы устанавливается двухсменный, с чередованием сменности для бригад каждую неделю.
Требования к квалификации рабочих предъявляются следующие:
квалификация - 5-6 разряд;
опыт работы на подобном производстве не менее 5 лет;
отсутствие вредных привычек.
Требования к квалификации специалистов-менеджеров:
высшее маркетинговое образование;
опыт работы не менее 3-х;
отсутствие вредных привычек.
Набор рабочих и специалистов производится на основе конкурса путем приглашения. Приглашение на работу производится через объявления в печатных и электронных СМИ области.
Юридическое и консультативное обеспечение осуществляют специалисты имеющихся на предприятии соответствующих служб.
Подбор руководителей производится на основе собеседования. Руководитель должен обладать следующими данными:
опыт руководящей работы в данной отрасли не менее 5 лет;
высшее техническое образование;
коммуникабельность;
высокие организаторские способности;
возраст 30 - 45 лет;
отсутствие вредных привычек;
подходить по состоянию здоровья для этой работы.
План реализации проекта
Календарный график реализации проекта представляет собой план согласованных во времени мероприятий, начиная от принятия инвестиционного решения и подготовительных работ до промышленного производства и погашения задолженностей перед заемщиками.
Календарный срок реализации проекта составлен по макету таблицы 14.
Таблица 14.
Календарный график реализации проекта.
№ | Этапы осуществления проекта | Ед. измер | Всего по проекту | 2005 г. | I п/г 2006г | II п/г 2006г | I п/г 2007г | |||||||||||||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | |||||||||||||||||||
1 | Прединвестици- онные исследо- вания |
|
|
|
| |||||||||||||||||
1.1 | Маркетинговые исследования рынка | у. е. | 8200 | 8200 |
|
|
| |||||||||||||||
1.2 | Разработка конструкторс-кой документа-ции, сертифика-ция продукции | у. е. | 8500 | 3500 | 3500 | 1500 |
|
| ||||||||||||||
2 | Приобретение и монтаж обору- дования | у. е. | 530000 | 530000 |
|
| ||||||||||||||||
3 | Таможенные пошлины | у. е. | 20000 | 20000 |
|
| ||||||||||||||||
4 | Строительно-монтажные работы | у. е. | 10600 | 10600 |
|
|
| |||||||||||||||
5 | Освоение производствен-ных мощностей | % |
|
| 30 | 55 | 75 | 88 | ||||||||||||||
6 | Итого | 577300 | 22300 | 3500 | 551500 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||
7 | Кредит: получение погашение |
|
| 530000 |
| 265000 | 265000 | |||||||||||||||
Инвестиционный план
Инвестиционные издержки определяются как сумма основного капитала (капитальные затраты) и чистого оборотного капитала. При этом основной капитал представляет собой ресурсы, требуемые для сооружения и оснащения предприятия, а чистый оборотный капитал соответствует ресурсам, необходимым для полной или частичной его эксплуатации. В данном разделе приводится расчет потребности в инвестициях по каждому виду издержек.
Таблица 15.
Общие инвестиционные затраты по проекту, у. е.
№ п/п | Виды Инвестиционных затрат | I-III кв. 2005 г. | IV кв. 2005г. | I п/г. 2006 г. | II п/г. 2006 г. | I п/г. 2007г. | Всего по проекту | ||||
Капитальные затраты |
|
|
| ||||||||
1 | Прединвестиционные затраты | 560600 |
|
| 560600 | ||||||
Сметная (расчетная) стоимость строительства: В том числе: строительно-монтажные работы оборудование таможенные пошлины |
10600 530000 20000 |
|
| 10600 530000 20000 | |||||||
Предпроизводственные затраты В том числе маркетинговые исследования, реклама разработка конструкторской документации, сертификация продукции |
16700 8200 8500 |
|
|
| 16700 8200 8500 | ||||||
4 | Итого капитальные затраты | 577300 |
|
|
| 577300 | |||||
5 | Затраты под оборотные средства Прирост чистого оборотного капитала |
|
7694 |
766 |
1293 | 3668 | 31421 | ||||
6 | Итого потребность в инвестициях | 577300 | 7694 | 766 | 1293 | 3668 | 590721 | ||||
7 | В том числе в СКВ | 530000 |
|
|
| 530000 | |||||
Таблица 16
Расчет потребности в чистом оборотном капитале, у. е.
№ п/ п | Виды инвестиционных затрат | По проекту | IV кв. 2005г. | I п/г. 2006 г. | II п/г. 2006 г. | I п/г. 2007г. | |
норма запаса, дни | Коэф-т оборач-ти | ||||||
1. | Текущие активы основные материалы вспомогательные материалы запчасти незавершенное производство готовая продукция дебиторская задолженность (отсрочка платежа) | 8 30 180 9 15 8 | 22,5 6 1 20 12 22,5 | 3763 494 848 5088 8011 7728 | 5308 623 1098 6214 9218 5011 | 7860 888 1507 8895 11327 7002 | 9774 1071 2562 9204 14211 8615 |
1.1 | Итого текущие активы | 25932 | 27472 | 37479 | |||
1.2 | Прирост текущих активов | 25932 | 1540 | 10007 | 8258 | ||
Краткосрочные обязательства Кредиторская задолженность (отсрочка платежа) расчеты с бюджетом расчеты с персоналом прочие обязательства | 28 30 15 30 | 7 6 12 6 | 8246 2112 846 7034 | 9535 3854 1780 3843 | 19316 5526 1907 977 | 21445 7511 2060 0 | |
2.1 | Итого по краткосрочным обязательствам | 18238 | 19012 | 27726 | 31016 | ||
2.2 | Прирос текущих пассивов | 18238 | 774 | 8714 | 3290 | ||
3 | Чистый оборотный капитал | 7694 | 8460 | 9753 | 13421 | ||
4 | Прирост чистого оборотного капитала | 7694 | 766 | 1393 | 3668 |
Таблица 17
Источники финансирования проекта, у. е.
№ п/ п | Наименование источников | Всего по проекту | I-III кв. 2005 г. | IV кв. 2005 г. | 1 п/г. 2006 г. | II п/г. 2006 г. | 1 п/г 2007 г. |
1 | Собственные средства за счет реализации проекта от основной деятельности | 60721 13421 47300 | 47300 47300 | 7694 7694 | 766 766 | 1293 1293 | 3668 3668 |
2 | Заемные и привлеченные Средства кредит коммерческого банка | 530000 | 530000 | ||||
3 | Итого по источникам финансирования | 590721 | 577300 | 7694 | 766 | 1293 | 3668 |
4 | Из общего объема финансирования доля собственных средств доля заемных и привлеченных средств | 100% 15% 85% | 9% 91% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Расчет погашения долгосрочных обязательств, у. е.
Срок предоставления - 18 месяцев
Годовая ставка по кредиту - 15%
Отсрочка по выплате основного долга - 6 месяцев
Периодичность выплат - 1 месяц
Срок погашения кредита - 12 месяцев.
Таблица 18
Сводный расчет
№ п/ п | Вид долговых обязательств | Всего обязательств | I-III кв. 2005 г. | IV кв. 2005 г. | I п/г 2006 г. | II п/г. 2006г. | I п/г 2007г. |
1 | Привлекаемые долгосрочные кредиты (по проекту): задолженность по кредиту на начало периода сумма получаемого кредита итого сумма основного долга начислено процентов погашение основного долга погашение основного долга и процентов задолженность по кредиту на конец периода | * 530000 * * 649250 | 530000 | 530000 39750 39750 530000 | 530000 530000 39750 265000 304750 265000 | 265000 265000 39750 265000 304750 |
Заключение
В результате разработки инвестиционного проекта выхода на рынок краскораспылителей с новой продукцией - краскораспылителем "Радуга"-1М можно сделать вывод о привлекательности данного проекта для инвесторов ввиду быстрой окупаемости и высокой доходности.
В ходе разработки проекта дано описание фирмы "БелКолор", приведены технико-экономические показатели ее деятельности, описание повои продукции, ее уникальных свойств, применяемых технологий.
Исследование рынка показало высокую потребность в краскораспылителях с характеристиками "Радуги"-1М. При этом выявлено отсутствие па рынке отечественных производителей подобной продукции.
Фирма "БелКолор" может дать потребителям краскораспылители с широким спектром применения, уникальными возможностями и высокими потребительскими качествами по более низкой цене, чем конкуренты. В случае реализации проекта фирма "БелКолор" станет единственным отечественным производителем краскораспылителей, аналогичных зарубежным образцам и сможет достойно представить белорусскую продукцию на международной арене.
Инвестиции в данный проект окупятся менее чем через год.
Литература
1. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова - М. Финансы и статистика, 2001. - 672 с.
2. Колпынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 144 с.
3. Радиевский М.В. Технико-экономическое планирование и обоснование финансовой стратегии предприятия. Методика и практические рекомендации. - Ми.: Белпринт. 2000. - 264 с.
4. Приказ Министерства экономики Республики Беларусь №25 от 31.03.1999 г. "Об утверждении рекомендаций по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов"
5. Постановление Минэкономики Республики Беларусь №93 от 18 апреля 2003 г. "Об утверждении перечня стратегических инвестиционных проектов на период до 2010 года"
6. Журналы "Главный бухгалтер", "Строительство" за 2000-2004 г.г.
Приложение 1
Инвестиционное предложение.
Отрасль: промышленное производство (оборудование и принадлежности для лакокрасочных работ).
Название предприятия: "БелКолор".
Форма собственности: частная.
Название проекта: Инновационный проект по внедрению в производство нового вида продукции - краскораспылителя "Радуга"-1М.
Характеристика намечаемой к выпуску продукции: краскораспылитель "Радуга"-1М реализуется на внутреннем рынке и является импортозамещающей продукцией. Обладает уникальными характеристиками, расширенными возможностями по окраске вертикальных и потолочных поверхностей, цена продажи ниже, чем у фирм-конкурентов.
Предполагаемая форма участия инвестора в проекте: кредитование проекта.
Стоимость проекта - 577300 евро.
Потребность в инвестициях - 577300 евро.
В том числе по источникам:
Собственных средств - 47300 евро.
Кредитов банков - 530000 евро.
Направление использования инвестиций: подготовка производства, закупка оборудования и технологий, лицензий, сертификация продукции, пополнение оборотных средств.
Характеристика приобретаемого оборудования:
автоматизированная сборочная линия HRS-VII Mk;
комплект оборудования по производству деталей из металлокерамики VP-2.
Производство - HUMBROL (Великобритания)
Приемлемая годовая ставка по кредиту 15%. Срок возврата - 1,5 года. Срок погашения - 1 год.
Интегральные показатели эффективности проекта:
Ставка дисконтирования - 15%
Срок окупаемости - 0,8 года
Индекс доходности - 1,53
Внутренняя норма доходности - 24,78%
Чистый дисконтированный доход - 304755 евро.
Место реализации проекта: г. Новополоцк, пр-т Молодежный, 103-а
Тел.80214658542
Факс.80214658432
Дата составления инвестиционного предложения: 18 декабря 2004 г.
Приложение 2
Паспорт предприятия.
Отрасль: промышленное производство (оборудование и принадлежности для лакокрасочных работ).
Название предприятия: "БелКолор".
Юридический адрес: г. Новополоцк, пр-т Молодежный, 103-а
Р/с 300154200084
МФО 586
УНН 615842007
Форма собственности: частая.
Дата регистрации: 7 апреля 1995 г.
Размер уставного фонда: 80000 евро.
Учредители предприятия: Барковский Виктор Николаевич, Самосина Надежда Николаевна.
Директор: Скворцов Анатолий Васильевич
Стаж работы на предприятии: с момента основания.
Главный бухгалтер: Тимофеев Владимир Владимирович
Стаж работы па предприятии: с момента основания.
Контактные телефоны: Тел.80214658542, факс.80214658432
Дата составления паспорта предприятия: 18 декабря 2004 г.
Введение
В Республике Беларусь сразу после обретения независимости со всей остротой встал вопрос об инвестициях в экономику молодой страны. Верховный Совет 29 мая 1991 года принял Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", а 14 ноября того же года Закон "Об иностранных инвестициях в Республике Беларусь". Два этих закона в последующее десятилетие определяли рамки инвестиционной деятельности в республике, осуществляли ее правовое регулирование. За это время в стране произошли серьезные и изменения политического и экономического характера, затронувшие все сферы деятельности нашего общества, в том числе и сферу инвестиционной деятельности. В результате был разработан, 30 мая 2001 года принят Палатой Представителей, а 8 июня 2001 года одобрен Советом Республики и вступил в силу "Инвестиционный кодекс Республики Беларусь".
Этот документ определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен па ее стимулирование и государственную поддержку, а так же па защиту прав национальных и внешних инвесторов па территории Республики Беларусь. Там даются основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности: цели, формы, и методы ее государственного регулирования; гарантии прав инвесторов и другие основополагающие аспекты инвестиционной деятельности.
За годы экономического кризиса и последовавших преобразований в экономике республики назрела необходимость модернизации и обновления основных фондов промышленности, сельского хозяйства и повышения конкурентоспособности экономики. Вместе с тем стало понятно, что без внутренних и внешних инвестиций в экономику этот процесс осуществить нельзя. С принятием "Инвестиционного кодекса" законодательство в этой области стало более прозрачным. Изменениям также подверглись банковская и налоговая сферы экономической деятельности.
В результате всех этих изменений постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 93 от 18 апреля 2003 года был утвержден "Перечень стратегических инвестиционных проектов на период до 2010 года".
Стратегические инвестиционные проекты разработаны для всех сфер промышленного комплекса республики, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, социально-культурного комплекса и связи. Основные цели программ:
создание новых видов продукции, соответствующих международным стандартам, и обеспечение ими потребителей внутри республики:
снижение затрат на производство продукции;
импортозамещение, развитие экспортного потенциала;
модернизация производств;
устойчивое снабжение электроэнергией республики для обеспечения жизнедеятельности населения и промышленного производства;
развитие современных средств связи па территории республики;
развитие культуры и образования;
развитие дорожной сети республики.
Финансирование программ предполагается за счет широкого круга источников:
республиканский бюджет;
целевые бюджетные фонды;
собственные средства;
национальные и иностранные кредиты и инвестиции.
Выбор источника инвестиций зависит от степени привлекательности и объекта инвестиций для потенциальных инвесторов, наличия собственных средств.
Многие инвестиционные проекты, как например организация выписка газетной бумаги в г. Шклов, создание субмикронного производства интегральных микросхем на НПО "Интеграл", планируются полностью за счет иностранных инвестиций.
По мере проведения экономических реформ, развития рыночных отношений и вхождения Республики Беларусь в сферу мирового экономическою разделения труда, все больше иностранных компаний будет обращать внимание на ее экономику.
Среди основных причин потенциальной привлекательности Беларуси для прямых иностранных инвестиций называется высокая квалификация местной рабочей силы, то есть высокий образовательный уровень и значительный опыт работы на предприятиях с использованием сложного наукоемкою производственного оборудования.
В условиях низкой привлекательности остальных экономических составляющих поддержание и повышение качества отечественной рабочей силы становится одной из приоритетных задач государства.
В отличие от стран с жесткими регламентациями и обязательствами к иностранным инвесторам в социальной сфере, законодательство Республики Беларусь в указанной области создает относительно благоприятные условия. Так, в соответствии со статьей 97 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь производственные, трудовые и связанные с ними отношения в коммерческих организациях с иностранными инвестициями регулируются коллективным договором и трудовыми договорами (контрактами). Условия коллективного договора и трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положение работников указанных организаций по сравнению с условиями, предусмотренными действующими законодательными актами Республики Беларусь. Социальное страхование работников организаций с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются законодательными актами Республики Беларусь.
Как видим, законодательство Республики Беларусь не накладываем на совместные и иностранные предприятия дополнительных обязательств в социальной сфере по сравнению с государственными предприятиями.
Необходимо подчеркнуть, что Республика Беларусь имеет важным положительный элемент в своей экономической системе - высокообразованную рабочую силу. Это может стать благоприятным фактором для широкого привлечения в республику прямых иностранных инвестиций и обогащения белорусских менеджеров и рабочих передовыми зарубежными технологиями в управлении персоналом и производством. Мировой опыт свидетельствует: при целенаправленной государственной политике в области иностранною инвестирования и при использовании имеющихся преимуществ перед другими странами возможно построение стабильной, динамично развивающейся экономики.
Описание проблемы, постановка цели и определение круга задач
Дадим определение основным понятиям, применяемым в сфере инвестиционной деятельности.
Инвестиционный проект - совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности, охватывающих, как правило, прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации.
Прединвестиционная стадия - формирование инвестиционного смысла и определение инвестиционных возможностей в рамках обоснования инвестиций. Инвестиционная стадия - инженерно-строительное и технологическое проектирование, строительство, приобретение оборудования, ввод проектируемого объекта в эксплуатацию.
Эксплуатационная стадия - функционирование производства, выполнение работ по модернизации, расширению, финансово-экономическому и экологическому оздоровлению объекта.
Ликвидационная стадия - ликвидация или консервация объекта.
Инвестициями являются финансовые, материальные ресурсы, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой образуется прибыль или досчитается социальный эффект. В инвестиционном проекте инвестиции рассматриваются как отток денежных средств от инвестора.
Под прямыми инвестициями понимается непосредственное вложение капитала в производство и сбыт определенного вида продукции, обладание контрольным пакетом акций.
Объектами инвестиционной деятельности являются:
недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
цепные бумаги;
интеллектуальная собственность.
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется и следующих формах:
создание юридического лица;
приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
а) доли в уставном фонде юридического лица;
б) недвижимости;
в) цепных бумаг;
г) прав па объекты интеллектуальной собственности;
д) оборудования, других основных средств.
Инвестиционное проектирование начинается с выбора источника инвестиций. Александр Левкович в журнале "Главный бухгалтер" № 38 "1 2000г. проводит анализ различных схем привлечения инвестиций в экономику предприятия и по его результатам делает вывод, что наиболее предпочтительным вариантом инвестирования с точки зрения количественного анализа является покупка. Стоимость заемных ресурсов слишком велика, чтобы выгодно использовать их в хозяйственной деятельности. Сложившаяся ситуация па рынке капитала является сдерживающим фактором для развития отечественных предприятии.
Василий Семенов, финансовый директор УП "Юкип" в журнале "Строительство" № 1 за 2001 г. в свою очередь, рассматривает на условных примерах, какие размеры выручки минимально достаточны для приобретения основных средств при различных вариантах инвестирования. По мнению автора наиболее целесообразным способом приобретения основных средств является финансовая аренда (лизинг). Вместе с тем, при приобретении основных средств за счет ссуды банка, взятой менее чем на год (в то время как лизинг предусматривает заключение договора не менее чем на 12 месяцев), затраты предприятия могут оказаться меньше чем при лизинге.
В условиях экономической ситуации сложившейся в республике, предприятия не имеют собственных средств, достаточных для крупных инвестиций. А в частном бизнесе без внешних заимствований просто не обойтись. Кроме того процесс получения ссуды общеизвестен, а приобретение основных средств посредством лизинга пока не получило достаточно широкого распространения и практикуется обычно приобретения сложных и очень дорогих машин и оборудования.
В результате вышеизложенного, целью разрабатываемого в рамках данной работы инвестиционного проекта является привлечение кредита банка "Белбизнесбанк" для приобретения оборудования и оборотных средств. Планируется выпуск нового вида продукции. Для реализации проекта помимо кредита банка будут привлечены и собственные средства предприятия, которое является действующим и занимается производством принадлежностей для окраски, компрессоров, краскораспылителей. Планируется приобрести оборудование и оборотные средства для организации производства нового вида краскораспылителей. Для привлечения кредита банка необходимо предоставить на экспертизу пакет документов, который будет содержать законченный инвестиционный проект.
Основными задачами, которые требуется решить при подготовке документов, составляющих инвестиционный проект, являются:
Обоснование актуальности инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития предприятия и отрасли;
Характеристика финансового состояния организации инвестора;
Обоснование технической, технологической, финансовой возможности и целесообразности реализации инвестиционного проекта в намеченных условиях осуществления инвестиционной деятельности;
Обоснованность инвестиционных затрат по проекту;
Описание привлекаемых технологий;
Анализ конкурентоспособности планируемой к производству продукции и перспективности рынков сбыта, эффективности предполагаемой стратегии маркетинга;
Расчет сравнительных показателей эффективности и устойчивости и инвестиционного проекта.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 171.