Московская высшая школа социальных и экономических наук
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Московская высшая школа социальных и экономических наук

Центр изучения образовательной политики

 

 

Проект по курсу

Сравнительный анализ образовательных реформ

Тема: Создание и внедрение новых моделей внутришкольного управления для повышения эффективности работы образовательных учреждений в Красноярском Крае

 

Слушатель:

Соня Хаимовна Самсонова

Преподаватель:

к.п.н. Каспржак А.Г.

 

Москва 2007/2009 учебный год



Содержание

 

Введение

1. Основная идея проекта

2. Актуальность проекта (предпроектное исследование)

2.1 Обоснование необходимости реформирования системы внутришкольного управления в связи с современными задачами условиями существования школы

2.2 Обзор существующих предложений по внесению изменений в систему управления

2.3 Новые требования к роли директора школы (анализ опыта успешных образовательных систем по материалам отчета центра МакКинзи) и условия работы директоров школ сегодня

3. Цели и задачи

4. Целевые группы

5. Содержание проекта

6. Механизмы реализации

7. Бюджет проекта и источники финансирования

8. Оценка результатов и ожидаемые эффекты проекта

Литература

 



Введение

 

Целью работы является описание проекта по созданию и внедрению новых моделей (внутри)школьного управления для повышения эффективности работы образовательных учреждений в Красноярском Крае.

В задачи работы входит:

§ Предпроектное теоретическое исследование (анализ современных условий управления в школе и тенденций развития образования в контексте задачи работы)

§ Обоснование необходимости разработки и внедрения новых моделей управления

§ Разработка и описание проекта постепенного внедрения новых моделей в практику (внутри)школьного управления в регионе.



Основная идея проекта

 

Проект предполагает разработку и внедрение моделей внутришкольного менеджмента и управления школами на уровне районов региона, соответствующих современным условиям развития и функционирования общеобразовательной школы. Первоначально проект предполагает разработку и внедрение моделей в пилотных районах, а затем в течение двух лет переход всех образовательных учреждений на собственные модели управления.

Альтернативные модели будут способствовать приближению показателей соотношения обслуживающего и педагогического персонала российских школ к международным стандартам за счет оптимизации системы управления, перераспределения функций и полномочий, использования современных информационных средств управления, приданию особого значении вопросам повышения качества профессиональной подготовки учителей и, как следствие, повышению уровня качества обучения.

Модели будет разрабатываться школами и РУО самостоятельно, при постоянной многопрофильной поддержке специалистов с учетом достижений и опыта бизнес-организаций, подобно тому, как в Англии[1], маркетинговые тактики рекрутмента в учительскую профессию были заимствованы из области бизнес-менеджмента.

Особое внимание в проекте уделено вопросам подготовки общественного мнения и учету особенностей сложившихся организационных культур, которые будут затронуты в ходе реформы.



Актуальность проекта

Цели и задачи

Целью проекта является повышение эффективности использования труда работников образовательного учреждения и кадровой политики в школе за счет введения новых современных моделей организации системы внутришкольного и районного управления.

В задачи проекта входит:

1. Популяризация идеи необходимости реформирования системы внутришкольного управления среди родителей, администраторов системы образования на всех уровнях в регионе, среди учителей, школьников, других социально- и политически-активных членов сообщества.

2. Обеспечение информационной, методической, психологической, материально-технической и финансовой поддержки реформы.

3. Создание условий для появления пилотных школ проекта и их сопровождение.

4. Обеспечение открытости информации о ходе проекта на каждом его этапе в сообществе.

5. Сохранение и распространение успешного опыта школ.



Целевые группы

 

Предполагается, что проект будет инициирован Министерством Образования и Науки Красноярского края, таким образом, ЦА будет включать:

§ руководителей региональной и муниципальных систем образования и ОУ региона, заинтересованных в повышении эффективности работы школы,

§ педагогов школ края,

§ родителей и учащихся второй и третьей ступеней.



Содержание проекта

 

Содержание проекта и примерные сроки реализации:

Подготовительный этап – 6 месяцев (февраль-август 2009г.)

Первый этап «Информационный» – 2 месяца (август-октябрь 2009г.).

Второй этап «принуждение и поддержка» - 3 месяца (октябрь-январь 2010г.).

Третий этап «пилотные районные площадки» - 4 месяца (январь-май 2010г.).

Четвертый этап «сохранение и распространение успешного опыта» - 2 года (май 2010 – май 2012гг.).

Таким образом предполагается что за три года после начала разработки новые модели войдут в фазу традиционализации[19], что обеспечит необратимость и устойчивость результатов проекта.

Исследования, обмен опытом

3.1.1 Само- и взаимообследование ситуации в ОУ и РОУ.

Целью этого мероприятия, которое может быть осуществлено в форме само- и взаимо-экспертизы является выявление рассогласований и совпадений между существующим штатным расписанием, зафиксированных в нем функций и реально осуществляемыми задачами, а также новыми задачами, которые требуют внимания, но до сих пор не решаются.

3.1.2. Совместные публичные отчеты и консультации нескольких пилотных площадок.

Участники из разных районов должны получить опыт представления результатов своей работы, иметь возможность обменяться вопросами и соображениями об исследуемой проблеме для более качественной проработки вопроса.

В результате у участников проекта должно появиться представлении о существующих противоречиях и о том, какие функции необходимо изменить (отменить), какие внести, какие перераспределить.

3.2. Обучение команд, поиск адекватных моделей.

3.2.1. Команды поддержки (включающие консультантов по вопросам образования, управления, психологов) проводят работу по повышению уровня осведомленности команд в вопросах управления. Участники проекта должны получить представление об основаниях разных моделей, их применимости и ограничениях, процессе и эффектах введения инноваций для разных групп участников. Важно не забывать о ресурсах родителей-участников проекта, которые имеют значительный опыт управленческой работы.

§ 3.2.2. После небольшой теоретической подготовки команды в течение месяца разрабатывают собственные модели, готовят материалы для публичной «защиты» и представляют проекты на конференции пилотных площадок. Основные принципы разработки моделей требуют отдельного обсуждения.

3.2.3. Согласование моделей внутришкольного и районного управления на базе каждой площадки. Необходимо, чтобы представители РУО имели четкое представление о природе изменений в структуре управления школ и о том, с кем и в каком порядке им предстоит налаживать связи. Важно обеспечить систему эффективного обмена информацией между участниками равных и разных уровней. В ходе взаимных презентаций, консультаций, экспертиз модели уточняются, приводятся к «общему знаменателю», при этом приоритет отдается моделям школ, учету их потребностей, а РУО в случае противоречий должны адаптировать свои модели для лучшей поддержки школ. Проекты районов должны включать также и план-график перехода к новой модели, и критерии и систему оценки эффективности.

3.2.4. Публичная защита проектов пилотных площадок.

Совместные модели «РУО-школы» каждой площадки представляются, обсуждаются и оцениваются. Затем в каждом районе проходят работы по внесению последних изменений. И начинается работа по внедрению моделей.

В итоге четырехмесячной работы в пилотных районах должны появиться:

§ Модели (внутри)школьного управления

§ Планы по их введению

§ Ресурсы для обеспечения введения моделей и компенсации возникающих в связи с этим эффектов.

Механизмы реализации

 

Механизм реализации проекта включает следующие мероприятия:

Этап № задачи Мероприятия Результат Ответственный Исполнитель

Подготовительный

  Создание группы проекта Создана рабочая группа Министр образования региона Начальник отдела систем управления образованием
  Разработка системы мониторинга хода проекта Имеются критерии, индикаторы, схема сбора информации и оценки

Руководитель группы

Внешний эксперт по мониторингу
  Формулирование ТЗ для подрядчиков (СМИ, Рекламные Агентства, ИПК), подготовка методических материалов для сопровождения пилотных команд Готовы тексты, задания, шаблоны договоров Члены группы, привлеченные эксперты, методисты
  Поиск ресурсов и партнеров Найдены ресурсы для полипрофессиональной квалифицированной поддержки пилотных школ Члены группы
  Поиск исполнителей Заключены договоры на выполнение работ по ТЗ Члены группы
  Тиражирование, изготовление материалов по ТЗ Тексты, видео- и аудио материалы, сайт – готовы к распространению и использованию Отв. в группе Подрядчики

Информационный

1 Распространение информации о проекте Сайт и горячая линия работают, печатные и медиаматериалы распространяются согласно графику В сообществе появилась критическая масса сторонников реформы Информация о том, как стать участником проекта известна в сообществе

Руководитель группы

Подрядчики, партнеры
2 Получение и анализ данных обратной связи Центр поддержки и мониторинга функционируют, данные первого этапа собраны и проанализированы Руководители центров

Принуждение и поддержка

1, 2, 4 Проведение встреч с чиновниками РУО региона, директорами школ и педколлективами, собраний с родителями. Организация выступлений членов команды проекта по ТВ и радио. Появилось несколько районов-потенциальных участников проекта (РУО и 2-5 школ) Члены группы, привлеченные эксперты, партнеры
3 Подача и утверждение заявок школ, заключение договоров Имеется необходимое количество пилотных площадок. Ответственный за работу с площадками
пилотные районные площадки 2, 3, 4 Само- и взаимоэкспертиза школ и РУО, Открытые консультации, Обучение команд, Презентации и обсуждения моделей, Доработка проектов в пилотных районах появились: Модели (внутри)школьного управления Планы по введению новых моделей Ресурсы для обеспечения введения моделей и компенсации возникающих эффектов Подрядчики (ИПК), приглашенные эксперты, консультанты, методисты.
сохранение и распространение опыта 5, 2 Постоянный сбор и анализ данных обратной связи, Обеспечение информационного взаимодействия пилотных и других районов, Регулярное посещение площадок, организация встреч и консультаций Разработанные модели успешно функционируют в пилотных районах, Пилотные команды проводят обучение представителей других районов, Другие РОУ и ОУ приступили к разработке собственных моделей, Зафиксирован стабильный рост районов-участников реформы. В сообществе преобладает положительное мнение о проекте. Руководитель проекта Руководители центров, экспертные группы

 



Литература

1. Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» 26 декабря 1919 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917–1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов и др. М.: Педагогика, 1974. С. 377.

2. Постановление Совета министров СССР от 8 сентября 1970 г. N 749 ОБ УСТАВЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr4993.htm

3. Гаспаришвили А. Т., Ионов А. А., Рязанцев В. В. (2006). Учитель в эпоху перемен – М.: Логос, 2006. – 176 с, с.100-139

4. Григорьева Е. (2006). Интервью с М.Л.Левицким Нужен ли школе коммерческий директор? // Директор Школы, 2006 №5 (110), с.85

5. Морозова В.Ю. (2008). Нужен ли в школе заместитель директора по информатизации? // Директор Школы, 2008 электронная библиотека журнала http://lib.direktor.ru/files%5C43ed05ec-89a3-4aee-b7fe-9e9f04241699.htm

6. Пинский А.А. (2006). «Комплексный подход в реформировании общего образования» // газета "Управление школой", 2006 № 06

7. Ушаков К.М. (2004). Развитие организации: в поисках адекватных теорий // М.: «Сентябрь», 2004. – 192с.,с.68

8. Филлипов В.М. (2003). Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003

9. Щербо И.Н. (2005). Куда директору податься? // Директор школы, 2005. №6 (101), с.22

10. По материалам семинара Института развития образования ГУ-ВШЭ, где обсуждался доклад заместителя директора института Ирины Абанкиной "Сдельщина" вместо "собеса"? http://www.hse.ru/news/recent/2788998.html

11. По материалам брифинга http://mon.gov.ru/press/news/4742/

12. По материалам интервью http://mon.gov.ru/press/smi/3693/

13. Alvin Toffler (1991). The Third Wave, Bantam Books, 1991, 544p.

14. Fullan M. (2001). The New Meaning of Educational Change (3rd ed., 2001), Teachers College Press, Columbia University. New York, NY. 297 p., p.27

15. How the World's Best-Performing School Systems Come Out on Top http://www.mckinsey.com/clientservice/socialsector/resources/pdf/Worlds_School_Systems_Final.pdf

16. Marris P (1975). Loss and change, New York: Anchor Press/Doubleday, 1975, p.121

17.


[1] How the World's Best-Performing School Systems Come Out on Top http://www.mckinsey.com/clientservice/socialsector/resources/pdf/Worlds_School_Systems_Final.pdf

[2] Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» 26 декабря 1919 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917–1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов и др. М.: Педагогика, 1974. С. 377.

[3] Постановление Совета министров СССР от 8 сентября 1970 г. N 749 ОБ УСТАВЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr4993.htm

[4] ст.45-50 ук. источник

[5] Alvin Toffler The Third Wave Bantam Books, 1991, 544p

[6] Филлипов В.М. (2003). Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003

[7] http://mon.gov.ru/press/news/4742/

[8] Щербо И.Н. – кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, эксперт-консультант журнала «Директор школы»

[9] Щербо И.Н. (2005). Куда директору податься? // Директор школы, 2005. №6 (101), с.22

[10] М.Л.Левицкий – декан экономического факультета Института подготовки руководящих педагогических кадров Московского городского педагогического университета, профессор, действительный член РАО

[11] Григорьева Е. (2006). Интервью с М.Л.Левицким Нужен ли школе коммерческий директор? // Директор Школы, 2006 №5 (110), с.85

[12] Морозова Вера Юрьевна - заместитель директора по школьной информационной сети ГОУ школа № 368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

[13] Морозова В.Ю. (2008). Нужен ли в школе заместитель директора по информатизации? // Директор Школы, 2008 электронная библиотека журнала http://lib.direktor.ru/files%5C43ed05ec-89a3-4aee-b7fe-9e9f04241699.htm

[14] Пинский А.А. (2006). «Комплексный подход в реформировании общего образования» // газета "Управление школой", 2006 № 06

[15] По материалам семинара Института развития образования ГУ-ВШЭ, где обсуждался доклад заместителя директора института Ирины Абанкиной "Сдельщина" вместо "собеса"? http://www.hse.ru/news/recent/2788998.html

[16] Материалы интервью http://mon.gov.ru/press/smi/3693/

[17] How the World's Best-Performing School Systems Come Out on Top http://www.mckinsey.com/clientservice/socialsector/resources/pdf/Worlds_School_Systems_Final.pdf

[18] Гаспаришвили А. Т., Ионов А. А., Рязанцев В. В. (2006). Учитель в эпоху перемен – М.: Логос, 2006. – 176 с, с.100-139

[19] Ушаков К.М. (2004). Развитие организации: в поисках адекватных теорий / М.: «Сентябрь», 2004. – 192с.,с.68

[20] Ушаков К.М., ук.соч, с. 60

[21] Ушаков К.М., ук.соч, с.62

[22] Fullan M. (2001). The New Meaning of Educational Change (3rd ed., 2001), Teachers College Press, Columbia University. New York, NY. 297 p., p.27

[23] Marris P (1975). Loss and change, New York: Anchor Press/Doubleday, 1975, p.121


Московская высшая школа социальных и экономических наук

Центр изучения образовательной политики

 

 

Проект по курсу

Сравнительный анализ образовательных реформ

Тема: Создание и внедрение новых моделей внутришкольного управления для повышения эффективности работы образовательных учреждений в Красноярском Крае

 

Слушатель:

Соня Хаимовна Самсонова

Преподаватель:

к.п.н. Каспржак А.Г.

 

Москва 2007/2009 учебный год



Содержание

 

Введение

1. Основная идея проекта

2. Актуальность проекта (предпроектное исследование)

2.1 Обоснование необходимости реформирования системы внутришкольного управления в связи с современными задачами условиями существования школы

2.2 Обзор существующих предложений по внесению изменений в систему управления

2.3 Новые требования к роли директора школы (анализ опыта успешных образовательных систем по материалам отчета центра МакКинзи) и условия работы директоров школ сегодня

3. Цели и задачи

4. Целевые группы

5. Содержание проекта

6. Механизмы реализации

7. Бюджет проекта и источники финансирования

8. Оценка результатов и ожидаемые эффекты проекта

Литература

 



Введение

 

Целью работы является описание проекта по созданию и внедрению новых моделей (внутри)школьного управления для повышения эффективности работы образовательных учреждений в Красноярском Крае.

В задачи работы входит:

§ Предпроектное теоретическое исследование (анализ современных условий управления в школе и тенденций развития образования в контексте задачи работы)

§ Обоснование необходимости разработки и внедрения новых моделей управления

§ Разработка и описание проекта постепенного внедрения новых моделей в практику (внутри)школьного управления в регионе.



Основная идея проекта

 

Проект предполагает разработку и внедрение моделей внутришкольного менеджмента и управления школами на уровне районов региона, соответствующих современным условиям развития и функционирования общеобразовательной школы. Первоначально проект предполагает разработку и внедрение моделей в пилотных районах, а затем в течение двух лет переход всех образовательных учреждений на собственные модели управления.

Альтернативные модели будут способствовать приближению показателей соотношения обслуживающего и педагогического персонала российских школ к международным стандартам за счет оптимизации системы управления, перераспределения функций и полномочий, использования современных информационных средств управления, приданию особого значении вопросам повышения качества профессиональной подготовки учителей и, как следствие, повышению уровня качества обучения.

Модели будет разрабатываться школами и РУО самостоятельно, при постоянной многопрофильной поддержке специалистов с учетом достижений и опыта бизнес-организаций, подобно тому, как в Англии[1], маркетинговые тактики рекрутмента в учительскую профессию были заимствованы из области бизнес-менеджмента.

Особое внимание в проекте уделено вопросам подготовки общественного мнения и учету особенностей сложившихся организационных культур, которые будут затронуты в ходе реформы.



Актуальность проекта

Дата: 2019-07-30, просмотров: 150.