Синтетический и аналитический учет основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Синтетический учет основных средств ведется на следующих счетах:

№ счета Название счета Актив / Пассив Рекомендуемая аналитика
01 Основные средства Актив По каждому основному средству
02 Амортизация основных средств Пассив По каждому основному средству
03 Долгосрочно арендуемые основные средства Актив По каждому основному средству
07 Оборудование к установке Актив По каждому основному средству
08 Вложения во внеоборотные активы Актив По видам вложений и объектам в которые осуществлены эти вложения
19/1 НДС поступивших основных средств Актив По каждому основному средству
91 Прочие доходы и расходы Актив / Пассив По каждому основному средству
96 Резервы предстоящих расходов Пассив По видам резервов

 

Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух иди нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании
и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства»
в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Изменение первоначальной стоимости при переоценке соответствующих объектов отражается по счету 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 83 «Добавочный капитал».

Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.).

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного м рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

К счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» могут быть открыты субсчета:

08–1 «Приобретение земельных участков»,

08–2 «Приобретение объектов природопользования»,

08–3 «Строительство объектов основных средств»,

08–4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»,

08–5 «Приобретение нематериальных активов»,

08–6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»,

08–7 «Приобретение взрослых животных» и др.

На субсчете 08–3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

На субсчете 08–4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря в других объектов основных средств, не требующих монтажа.

По дебету счета 08 «Вложения но внеоборотные активы» отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др. принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Сальдо но счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных в других внеоборотных активов, а также формирования основного стада.

При продаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08 «Вложения во внеоборотвые активы», их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, – по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на: строительные работы и реконструкцию; буровые работы; монтаж оборудования; оборудование, требующее монтажа; оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство; проектно-изыскательские работы; прочие затраты по капитальным вложениям.

Счет 07 «Оборудование к установке» предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Этот счет используется организациями-застройщиками.

К оборудованию, требующему монтажа, также относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В состав этого оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.

На счете 07 «Оборудование к установке» не учитывается оборудование, не требующее монтажа: транспортные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инструмент, измерительные и другие приборы, производственный инвентарь и др. Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по мере поступления их на склад или в другое место хранения.

Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 «Оборудование к установке» по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации.

Приобретение оборудования за плату у других организаций и лиц отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или др.

Принятие к бухгалтерскому учету оборудования, внесенного учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал организации, отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».

Поступление оборудования к установке может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.

Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается со счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом завезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на забалансовый учет по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Стоимость этого оборудования или его частей, сданных и монтаж, подрядчик снимает с забалансового учета по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Стоимость оборудования, переданного подрядчику, монтаж и установка которого на постоянном месте эксплуатации фактически не начаты, не снимается с учета у застройщика.

При продаже, списании, передаче безвозмездно и др. оборудования к установке его стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 07 «Оборудование к установке» ведется по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям (видам, маркам и т.д.).

Счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете го кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Организация-арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по основным средствам, сданным в аренду, по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (если арендная плата формирует операционные доходы).

При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной но ним амортизации списывается со счета 02 «Амортизация основных средств» в кредит счета 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие основных средств»). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам.

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средство» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.

Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

Аналитический учет по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» ведется по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов.

По кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в течение отчетного периода находят отражение:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

- поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

- поступления, связанные с безвозмездным получением активов, в корреспонденции со счетом учета доходов будущих периодов;

По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы») в течение отчетного периода находят отражение:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, в корреспонденции со счетами учета затрат;

- остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация, списываемых организацией, в корреспонденции со счетами учета соответствующих активов;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат.

На счетах бухгалтерского учета операции по учету основных средств, отражаются следующим образом

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Первичный документ

Дебет Кредит
1 2 3 4 5

Приобретение и перемещение объекта основных средств

1 Отражена задолженность поставщику за полученный предприятием объект основных средств 08 60; 76 Отгрузочные документы поставщика
2 Выделена сумма ВДС по полу – чеiiыому предприятием объекту основных средств 19 60; 76 Счет-фактура
3 Отражен ввод в эксплуатацию объекта основных средств 01 08 Акт приемки-передачи объекта основных средств
4 Погашена задолженность перед поставщиком 60; 76 51; 52 Выписка из банка по расчетному счету
5 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенному основному средству 68 19 Акт приемки-передачи объекта основных средств
6 Отражена сдача в аренду объекта основных средств на условиях сохранения права собственности 01 03 Акт приемки-передачи объекта основных средств
7 Отражено оприходование объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал 01 75 Акт приемки – передачи объекта основных средств

Приобретение оборудования, не требующего монтажа, а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса

8 Оприходовано приобретенное оборудование 08 60 Отгрузочные документы поставщика. Акт о приемке оборудования форма ОС‑14
9 Выделены суммы НДС по закупленному оборудованию 19 60 Счет-фактура
10 Относятся в себестоимость оборудования транспортные и заготовительно-складские расходы 08 60; 76 Товарно-транспортные накладные
11 Выделены суммы НДС по транспортным и заготовительно-складским расходам 19 60; 76 Счет-фактура
12 Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками 60 51 Выписка из банка по расчетному счету
13 Оборудование зачислено в состав основных средств 01 08 Акт приемки-передачи основных средств форма ОС‑1
14 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенному оборудованию 68 19 Акт приемки-передачи основных средств
15 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по услугам транспортной организации 68 19 Акт приемки-передачи основных средств

Приобретение оборудования, требующего монтажа

16 Оприходовано оборудование, приобретенное застройщиком и поступившее на его склад или непосредственно на монтажную площадку 07 60 Отгрузочные документы поставщика. Акт о приемке оборудования
17 Выделены суммы НДс по закупленному оборудованию 19 60 Счет-фактура
18 Относятся в себестоимость оборудования транспортных и заготовительно-складские расходы 07 60; 76 Товарно-транспортные накладные
19 Выделены суммы НДС по транспортным и заготовительно-складским расходам 19 60; 76 Счет-фактура
20 Относиться на затраты стройки фактическая себестоимость оборудования, сданного в монтаж 08 07 Бухгалтерская справка
21 Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками 60 51 Выписка из банка по расчетному счету
22 Оборудование зачислено в состав основных средств 01 08 Акт приемки-передачи основных средств
23 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенному оборудованию 68 19 Акт приемки-передачи основных средств
24 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по услугам транспортной организации 68 19 Акт приемки-передачи основных средств

Осуществление ремонта, реконструкции подрядным способом

25 Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги по ремонту, реконструкции, модернизации основных средств 08 60; 76 Акт приемки – сдачи выполненных работ
26 Отражены суммы НДС по работам, выполненным подрядным способом 19 60,76 Счет-фактура
27 Списана сумма НДС, по работам связанным с реконструкцией, модернизацией объекта 08 19 Бухгалтерская справка
28 Произведена оплата подрядчикам за выполненную работу 60 51 Выписка банка по расчетному счету
29 Стоимость объекта основных средств увеличена на сумму расходов по реконструкции, модернизации 01 08 Акт сдачи-приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме ОС‑З. Бухгалтерская справка-расчет

Осуществление ремонта, реконструкции хозяйственным способом

30 Отражена сумма затрат по реконструкции, модернизации основных средств выполненных собственным ремонтным подразделением 08 23 Бухгалтерская справка-расчет
31 Стоимость основного средства увеличена на сумму расходов по реконструкции, модернизации 01 08 Акт сдачи-приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме ОС-З

Выбытие объектов основных средств

32 Списана первоначальная стоимость объекта основных средств 01 01 Акт приемки-передачи основных средств
33 Списана начисленная сумма амортизации по объекту основных средств 02 01 Акт приемки-передачи основных средств
34 Списывается на операционные расходы остаточная стоимость основных средств 91 01 Бухгалтерская справка
35 Списываются дополнительные расходы, связанные е реализацией основных средств 91 76 Бухгалтерская справка
36 Поступила выручка от реализации объекта основных средств 51 91 Выписка банка по расчетному счету
37 Начислен к уплате в бюджет НДС но реализованному объекту основных средств 91 68 Счет-фактура
38 Отражен финансовый результат от реализации объекта основных средств 91 99 Бухгалтерская справка-расчет

 

Объектом по учету основных средств является инвентарный объект.

Инвентарный объект основных средств – это законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет (например: станок, холодильник и т.п.), выполняющий самостоятельные функции, либо комплекс конструктивно сочлененных предметов (например, поточная линия), представляющих собой единое целое и вместе выполняющих определенную работу.

Для учета и контроля сохранности основных средств каждому поступившему объекту присваивают инвентарный номер, который должен быть обозначен на нем. Если объект сложный и состоит из обособленных элементов, то на каждом элементе ставится номер идентичный основному предмету.

Нумерацию строят по порядковой серийной системе. Инвентарный номер сохраняют на весь период нахождения объекта в эксплуатации, а при го выбытии не присваивают его номер вновь поступившим объектам длительное время.

Аналитический учет основных средств на предприятии ведется в бухгалтерии в Инвентарных карточках. Карточку заполняют на основе Актов на поступившие основные средства, технических паспортов и других документов.

Для отметок о выбытии, при передачи другим субъектам основание является акт приемки-передачи формы №1. При списании основных средств, ветхости или износа применяется акт списания форма №3.

Записи о законченных работах по застройке, реконструкции, ремонту оборудования в инвентарные карточки вносят на основании «Акта приема и сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов» форма ОС‑2.

Заполненные инвентарные карточки регистрируют в описях инвентарных карточек по учету основных средств форма ОС‑10. По выбывшим основным средствам карточки помещают в архив картотеки.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 234.