Прежде всего это охрана свободы личности, рассмотренная в этой работе, которую обеспечивает правосудие - ст. 66 Конституции Франции; ст.ст. 46, 45, 47, 48 Конституции РФ.
"Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения"(ст. 8 Декларации). Речь идет о том, что закон не может иметь обратной силы, если на момент совершения деяние не являлось преступлением, или ответственность за него была ниже, чем установленная позже. Также речь идет о том, что только обнародованный закон является действующим. Аналогичные принципы юридической защиты личности закреплены и в Конституции РФ 1993 года:
"Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон."(ст. 54 КРФ).
Стоит обратить внимание на то, что в конституционных документах Франции не закреплены случаи, когда закон имеет обратную силу(см. выше).
"Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишние суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом"(ст. 9 Декларации).
"Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого."(ст. 49)
Конституция РФ более глобально разрабатывает принцип презумпции невиновности, тогда как Декларации он нашел отражение лишь в виде общего принципа. Правда стоит обратить внимание на одну маленькую деталь: "излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми должны строжайше пресекаться законом". В Конституции РФ данная деталь не закреплена, а следовательно, Конституция РФ не защищает нас от произвола в этой области. Практическая реализация данной нормы в условиях России невозможна на данный момент(достаточно вспомнить наши следственные изоляторы, чтобы позабыть про все излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми и т.д.)
"Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться услугами адвоката(защитника) с момента собственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения."(ст. 48, ч. 2 КРФ)
Эта норма гарантирует защиту от произвола правоохранительных органов. В Конституции Франции аналогов не обнаружено, поэтому это можно записать в разряд достоинств Конституции РФ.
"Никто не может быть произвольно лишен свободы"(ст. 7 Декларации).
"Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые"(ст. 8 Декларации).
Согласно ст. 4 законодатель вправе устанавливать "пределы осуществлению свобод", а также, согласно ст. 7 Декларации, основания и формы, соблюдение которых необходимо для ареста и содержания под стражей лица. Та же идея заложена в ст. 66 Конституции Франции в том, что касается свободы личности, и в ст. 34, согласно которой законом определяются преступления и деликты и меры наказания за их совершение. Но это касается не основных прав и свобод личности, так как те вообще неотчуждаемы и принадлежат человеку с рождения. В Конституции РФ также имеется статья, в которую заложен аналогичный принцип. "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства."(ст. 55 КРФ)
Данная статья включает в себя весьма расплывчатые определения,как, например "нравственность". Как же можно защищать то, что четко неопределено. Следовательно, возможен произвол. Уже имеются Конкретные примеры. К 9 мая этого года уличных художников "попросили" убрать картины, изображающие ВОВ в далеко не радужном и патриотическом свете, аргументируя это тем,что подобные произведения могут оскорбить ветеранов. На лицо ограничение свободы человека и гражданина, однако вот вопрос, в какой степени это наносит вред обществу? С тем же успехом можно настроить потемкинских деревень для г-на Ельцина, аргументируя это тем, что мол, чего Президента заставлять волноваться?
Также вызывает сомнение ценность "безопасности государства". Дело в том, что как "вещь в себе" государство существовать не должно, а следовательно защищать надо безопасность народа, а не государства.
Защита права убежища."Каждый человек, преследуемый за свою деятельность во благо свободы, имеет право убежища на территории Республики" - гласит абзац 4 преамбулы Конституции 1946 года.
"Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам или лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
В Российской Федерации не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения, а так же за действия(или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.(ст. 63 КРФ).
Думаю, что сразу заметны различия в российской и французской конституциях. Россия предоставляет убежище любому политическому беженцу, но Франция - нет. Только человеку, преследуемому за деятельность на благо свободы. Кроме того, и это более противоречивый момент, убежище предоставляется человеку, который не совершил преступления по законам РФ. Безусловно, дать оценки этим разногласиям нельзя. Все-таки мне кажется, что не стоит наделять правом убежища людей, совершивших преступление, а также политических преступников, не исповедующих демократические идеалы.
Еще один нюанс - во Франции человек имеет право убежища, а у нас РФ предоставляет убежище. Не знаю, насколько различный смысл в этих формулировках, но мне кажется, что не государство предоставляет, а человек имеет это право.
Вывод: Таким образом,несмотря на мелкие противоречия, практически по всем вопросам, относящимся к сфере неприкосновенности личности, Конституция РФ выполняет необходимый минимум по защите прав и свобод человека и гражданина. Более того, мы можем отметить, что по некоторым вопросам Конституция РФ написана более четко и подробно, чем конституционные документы Франции.
ЗАЩИТА ПРАВА НА ДЕМОКРАТИЮ.
"Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления(ст. 1 КРФ)
"Франция является неделимой, светской, демократической Республикой... Её принцип: правление народа, народом и для народа"(ст. 2 КРФ)
Принцип заложенный в этой статье, также присутствует в Конституции РФ, однако лишь косвенно.
"Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума"(ст. 3 КФ).
"Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы."(ст. 3 КРФ)
Сравнивая эти статьи, можно заметить, что Конституция РФ более детально освещает права народа. Однако, на мой взгляд, понятие "представители"(КФ) более емкое, чем "органы государственной власти и местного самоуправления"(КРФ)
"Политические партии и группировки... должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии"(ст. 3 КФ).
В Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность.
Общественные объединения равны перед законом.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни."(ст. 13 КРФ).
Сравнивая эти две статьи, я могу сказать, что при всей подробности их рассмотрения в Конституции РФ, лаконичное определение в Конституции Франции гораздо более мудрое. Кроме того, у меня возникает естественный вопрос к создателям Конституции РФ: что они думают по поводу партии или объединения, подрывающей безопасность государства, но при этом выражающей волю гражданского общества и обеспечивающей этому обществу безопасность? Это будет демократическим и суверенным волеизъявлением, не так ли? Таким образом толковать данную статью только как возможность государственного образования защитить себя от своих создателей.
"Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право принимать участие лично или через своих представителей в создании закона."(ст. 6 Декларации). Аналогичная формулировка содержится в ст. 3 Конституции РФ.
"Все граждане имеют право лично или через своих представителей, удостовериться в необходимости общественного обложения, свободно выражать на него согласие, следить за его расходованием и определять его размер, основания и порядок взимания."(ст. 14 Декларации).
"Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшаюшие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют."(ст. 57 КРФ).
С первого взгляда видно, что французская формулировка более демократична российской. Что такое "законно установленные налоги?" Те, что не противоречат Конституции? Но в таком случае и 100-процентный налог законнен. Что же касается обратной силы закона, то это принцип общий и его упоминание в данной конкретной статье не так необходимо. Короче, граждане должны платить и служить(ст. 59 КРФ), а государство будет законно устанавливать.
"Общество имеет право требовать отчет у каждого должностного лица по вверенной ему части управления"(ст. 15 Декларации)
Аналогов в Конституции РФ нет. Это косвенно вытекает из целого ряда норм. Таким образом "слуги народные лучше хозяев живут".
"Всякое общество, в котором... не проведено разделение властей, не имеет Конституции."(ст. 16 Декларации)
"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную." Органы законодательной, исполнительной и судебной
самостоятельны.(ст. 10 КРФ). Содержание этих статей приблизительно одинаково, поэтому сравнивать их не имеет смысла.
Избирательное право. "Голосование может быть прямым и косвенным, в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным.
В соответствии с условиями, определенными законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующихся гражданскими правами и политическими правами."(ст. 3 КФ).
"Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда."(ст. 32 КРФ).
Конституция РФ отличается большей конкретностью и подробностью в формулировке. Общие принципы, закрепленные в этих статьях аналогичны.
Сопротивление угнетению. Это очень интересное явление. Согласно статье 2 Декларации 1789 года "сопротивление угнетению есть одно из прав человека." В российской Конституции аналогов этой статьи я не обнаружил. Но самое интересное в том, что определения терминам "угнетение" и "сопротивление" в Конституции(а равно и в преамбуле 1946 года и Декларации) нет. Его можно обнаружить, исследуя историю конституционных документов Франции, начиная с 1791 года, однако это не входит в сферу данной работы. На мой взгляд, это право является дополнительной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина и защищает от законов, которые ущемляют эти права.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 161.