Свобода, в античном смысле слова - это участие в осуществлении власти: свободным является народ, который живет по своим собственным законам. Но так как непосредственная демократия в условиях 20 века невозможна, государство в целом является законодателем, исполнителем и судьей. При всем этом остаются какие-либо мелкие, локальные проблемы, решение которых центральной властью либо затруднительно, либо вообще невозможно. Кроме того, имеет значение еще и фактор оперативности. По этим причинам, а также потому, что у личности есть такое право, этот вопрос был рассмотрен Конституцией РФ.
"Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления"(ст. 130 КРФ).
Каким же образом защищается это право? "Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами."(ст. 133 КРФ)
При изучении Конституции США я не обнаружил статей, посвященных этой проблеме.
Институты местного самоуправления во Франции отличаются от российских. Так как Франция - унитарное государство, то, ес-
тественно не существует разграничения полномочий между центром
и местной властью. Более того, местная власть остается на вторых ролях, так как государственные представители имеют приоритет(ч.3 ст. 72).
Таким образом, одно из неотъемлемых прав человека защищается российской Конституцией на достаточно высоком уровне. Конечно, стоило бы сравнить наш защиту права на самоуправление с оригиналом, но к сожалению в Англии не существует конституции.
ЗАЩИТА ПРАВА НА РАВЕНСТВО.
"Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации."(ст. 19 Конституции РФ).
Сразу же возникает вопрос, зачем дублировать понятие "пол" во второй части статьи понятиями "мужчина и женщина" в третьей? Неужели они означают различные признаки? По-моему, нет. Дело, видимо, в другом. Во-первых, это связано с историей развития права на равенство(до начала 20 века женщины не были равны в правах с мужчинами), во-вторых, в политических целях, равенство прав мужчины и женщины подчеркнуто.
Ст. 1 Декларации 1789 года гласит: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах."
Преамбула Конституции 1946 года установила, что "закон гарантирует женщине во всех областях равные права и мужчиной."
Принцип равенства всех граждан перед законом нашел свое отражение в ст. 6 Декларации , а также в ст. 2 Конституции Франции, установив, что последняя "обеспечивает равенство перед законом всем гражданам без различия происхождения, расы или религии."
Ст. 6 Декларации закрепляет гражданам равный доступ к должностям: "Все граждане равны перед законом и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обеспечены их добродетелями и способностями."
Ст. 3 Конституции 1958 года гласит, что выборы всегда являются всеобщими, равными и тайными."
Ст. 13 Декларации гласит: "Общие взносы должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям".
"Никто не может быть ущемлен в труде и в профессии по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания"(Абзац 5 Преамбулы 1946 года).
В ст. 2 Конституции Франции говорится о том, что всем обеспечивается равный доступ к образованию.
Таким образом, мы можем увидеть, что принцип равенства заложен в обе Конституции. Имеются правда некоторые структурные отличия. В Конституции Франции принцип равенства фигурирует во многих статьях, тогда как Конституция РФ утверждает его ст. 18 и все остальные статьи следует рассматривать с учетом ст. 18. Закрепляя принцип равенства, Конституция тем самым ограничивает возможность злоупотребления этим принципом. Само это право является одним из неотъемлемых прав человека и гражданина и восходит к естественным правам.
Россия претендует сейчас на роль социального государства и поэтому, в отличие от Франции, Конституция РФ закрепляет общеобязательность основного общего образования. Это мера хорошая, однако необходимо признать, что она противоречит либеральным принципам.
Вывод: Российская Федерация, провозглашая демократический режим, обязана соблюдать естественные права человека. Право на равенство является одним из этих прав. Можно объяснять происхождение этого принципа с помощью любых теорий, но ясно одно - если отсутствует право на равенство, то говорить о демократическом государстве нельзя, ибо в этом случае не будет res publica в первичном, древнеримском значении этого слова.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 168.