По результатам диагностики общей коммуникативной толерантности был произведен расчет стандартных отклонений на основе выборки учащихся. Была составлена шкала стенов.
Количество баллов | 23 и меньше | 24-28 | 29-34 | 35-41 | 42-48 | 49-53 | 54-62 | 63-74 | 75 и больше |
Стен | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
По результатам диагностики среднее значение общей коммуникативной толерантности юношей – 40,58 баллов, девушек – 49,44 баллов. В результате социометрической диагностики в классах были выявлены неформальные лидеры.
9 «А» класс
Испытуемый | Количество взаимовыборов | Количество взаимоотклонений | Общая коммуникативная толерантность, стен |
Артем С. | 4 | 0 | 7 |
Владислав С. | 4 | 0 | 8 |
Максим К. | 8 | 1 | 8 |
9 «Б» класс
Испытуемый | Количество взаимовыборов | Количество взаимоотклонений | Общая коммуникативная толерантность, стен |
Ален Т. | 4 | 0 | 9 |
Виктория П. | 4 | 0 | 8 |
Евгений М. | 5 | 0 | 7 |
Екатерина Б. | 4 | 0 | 9 |
9 «В» класс
Испытуемый | Количество взаимовыборов | Количество взаимоотклонений | Общая коммуникативная толерантность, стен |
Абай С. | 4 | 0 | 9 |
Алена Г. | 4 | 0 | 7 |
Филипп М. | 4 | 0 | 9 |
Яна К. | 6 | 0 | 9 |
9 «Г» класс
Испытуемый | Количество взаимовыборов | Количество взаимоотклонений | Общая коммуникативная толерантность, стен |
Дмитрий М. | 9 | 0 | 8 |
Елена Ц. | 4 | 0 | 6 |
9 «Е» класс является сборным, так как с уменьшением количества учащихся в 9 «Д» классе, учащиеся данного класса были переведены в 9 «Е» класс. Поскольку идет процесс формирования коллектива, на момент проведения диагностики лидеры не определились.
В результате практического исследования выявились следующие закономерности:
1. В среднем юноши обладают более высоким уровнем общей коммуникативной толерантности, нежели девушки.
3. Гипотеза подтвердилась - неформальные лидеры в коллективах старших школьников обладают высоким уровнем общей коммуникативной толерантности.
Заключение
Существует широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминантах толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления новой научной области, каковой является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.
Кроме того, в результате практического исследования выявились следующие закономерности:
1. Гипотеза подтвердилась - неформальные лидеры в коллективах старших школьников обладают высоким уровнем общей коммуникативной толерантности. В коллективах старших школьников имеются и спортсмены, успевающие в учебе ребята, имеющие склонности и желание занять места неформальных лидеров, но обладающие низким уровнем общей коммуникативной толерантности, проявляющие интолерантность в общении, принимающую вид грубости, в связи с чем они не могут реализовать данную потребность.
2. В среднем юноши обладают более высоким уровнем общей коммуникативной толерантности, нежели девушки. Вероятно, низкий уровень общей коммуникативной толерантности среди девушек обусловлен отсутствием целенаправленного воспитания полоролевой идентификации.
Список литературы
1. Г. Л. Бардиер. Социальная психология толерантности. СПб.,2005.
2. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002.
3. Дзялошинский И. М. Культура, журналистика, толерантность // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002.
4. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям.
5. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.
6. Недорезова Н. В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников.
7. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. 2001. №1.
8. Перцев А. В. Ментальная толерантность // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. 2002. №1.
9. Почебут Л. Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности. СПб., 2004.
10. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008.
11. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
12. Риердон Бетти Э. Толерантность — дорога к миру. М., 2001.
13. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.
14. Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003.
15. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. М.: Изд-во Мог.ков. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
16. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002.
17. Толерантность как моральный идеал // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ. наук. 2001. №1.
18. Уолцер М. О терпимости. М., 2000.
19. Харламова О. Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.