Глава 1. Коммуникации в системе государственного управления: сущность, виды, функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Коммуникационные процессы занимают важное место в жизни человека, гражданина и государства, наличествуют в работе всех общественных институтов. В период до обретения Республикой Беларусь независимости, коммуникационным процессам отводилось немного места в научной и публицистической литературе. На данный момент изучение коммуникации, её видов и элементов, представляет большой интерес для науки о государственном управлении. Президент Республики Беларусь отметил, что нашему государству необходимо налаживать диалог (то есть осуществлять коммуникацию) и с западными государствами, и с восточным миром. Безусловно, без мощного апробированного инструментария по осуществлению коммуникации, такие процессы бы неизбежно зашли в тупик. На примере нашего государства видно, что общение с деловыми партнёрами со всего мира должно происходить с пользой для экономики, но не в ущерб суверенитету и благосостоянию людей.

В мире, где сложность геополитических процессов невероятно велика, молодому независимому государству очень тяжело противостоять напору развитых стран, которые стремятся проникнуть в его экономику и навязать собственную политическую модель. Ведение переговоров на самом высоком уровне, между дипломатами и лидерами целых стран - очень тонкий момент в коммуникативных процессах, и от его профессионализма зависят, без преувеличения, судьбы целых народов. В связи с этим, тема моей работы является актуальной и представляет интерес для изучения.

Существует мнение, что целым государством можно управлять единственно через грамотную коммуникацию. Данная идея не нова и принадлежит Винеру, который отметил, что общественная система не только является организованным целым, подобно индивидууму, но и... "скрепляется в целое системой связи"..., обладая "динамикой, в которой круговые процессы обратной связи играют важную роль" [6].

Процессы технологизации позволили осуществить переход "центра тяжести" в государственных процессах с процессов производства на процессы управления, чем и обусловлен теперешний интерес к изучению процессов коммуникации. Как показывает практика, успешное управление во многом сопоставимо по эффективности с обладанием передовыми средствами производства, а иногда является важнее их.

Кроме того, коммуникация - это "кровеносная система", основной транслятор информации между людьми и государственными институтами. На уровне государства, равно как и на уровне небольшого государственного органа, от общения между его составляющими зависит работа целого института.

В своей работе я рассмотрю коммуникативные процессы в системе государственного управления, их роль, функции и виды. Я также постараюсь ответить на вопросы, почему важна коммуникация и в каких направлениях она должна развиваться.

В качестве источников я использовал несколько книг, посвящённых данной проблематике, а также ряд журнальных и газетных статей, в которых рассматриваются коммуникативные процессы.



Заключение

 

Таким образом, в своей работе я рассмотрел не только коммуникацию в системе государственного управления в узко теоретическом смысле, но и коснулся практических моментов, а именно одного из направлений инновационного развития коммуникации - правовой информатизации.

Данные проблемы широко разработаны в зарубежной литературе. Наилучшим образом процесс коммуникации описан у Толкота Парсонсу, который выделяет в процессе коммуникации взаимодействие нескольких элементов. Среди них американский социолог выделил следующее:

действие автора и/или носителя сообщения;

ответная реакция реципиента;

содержание коммуникативного процесса;

взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного взаимодействия.

Многие практики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации, зависят от того, что известно о получателе информации. Специалисты по коммуникациям считают, что наиболее важным фактором, нарушающим "общность" в коммуникациях между источником и получателем информации, являются изменения, которые происходят в её кодировании и расшифровке. Наиболее эффективные коммуникации устанавливаются в том случае, когда процессы кодирования и расшифровки информации являются единообразными.

В ходе работы с материалом было выяснено, что коммуникация в системе государственного управления - это обмен информацией посредством общей системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы государственных институтов ради достижения общей цели.

После написания курсовой работы, я пришёл к следующим выводам. Во-первых, существуют различные каналы, по которым осуществляется коммуникация в системе государственного управления, и достаточно тяжело определить, какой из них является наиболее важным и необходимым. Безусловно, официальные средства для коммуникации в государственных структурах несут больше конкретики и проверенных данных, нежели неофициальные.

Однако в современном мире фильтровать информацию уже не представляется возможным. Поэтому, на мой взгляд, официальным лицам и структурам нет смысла искажать информацию, ведь правда всё равно просочится наверх.

Во-вторых, коммуникация в системе государственного управления выполняет большое количество функций, начиная от сохранения текущего состояния государства, чётким выполнением планов для достижения целей и заканчивая развитием культуры, моральных ценностей у жителей государства.

Кроме того, мною рассмотрен практический аспект коммуникации в системе государственного управления - правовая информатизация. На сегодняшний момент в Республике делается всё необходимое для развития информационных и коммуникативных технологий. Это и создание баз данных в государственных учреждениях, автоматизация многих рутинных процессов, приобщение людей в мультимедийным средствам связи.

И хотя в Республике Беларусь принят ряд законов, которые должны упростить и совершенствовать коммуникацию, обратную связь, в данном направлении государству придётся проделать достаточно большую и тяжёлую работу.

Актуальность изучения коммуникации в системе государственного управления объясняется возрастанием роли политико-коммуникативных аспектов в деятельности государственной власти в эпоху постиндустриального общества, в котором усиливается потребность людей в информации и коммуникации, выступающими основной ценностью, "стратегическими ресурсами и системообразующими факторами социально-политической реальности.

Коммуникация не может существовать в отрыве от государства и общества, а общество не может развиваться без грамотно налаженной коммуникации. Однако без взаимного доверия, обратной связи и своевременно поступающей информации, коммуникации государственных институтов и общества не будет эффективной и продуктивной. В связи с этим, на мой взгляд, руководители государства, равно как и управленцы разного уровня, должны искать пути, подходы совершенствования коммуникации, установления неформальных, более оперативных каналов передачи информации, наращивать собственный потенциал через общение с подчинёнными, другими руководителями, постоянному обучению и личностному росту.



Введение

 

Коммуникационные процессы занимают важное место в жизни человека, гражданина и государства, наличествуют в работе всех общественных институтов. В период до обретения Республикой Беларусь независимости, коммуникационным процессам отводилось немного места в научной и публицистической литературе. На данный момент изучение коммуникации, её видов и элементов, представляет большой интерес для науки о государственном управлении. Президент Республики Беларусь отметил, что нашему государству необходимо налаживать диалог (то есть осуществлять коммуникацию) и с западными государствами, и с восточным миром. Безусловно, без мощного апробированного инструментария по осуществлению коммуникации, такие процессы бы неизбежно зашли в тупик. На примере нашего государства видно, что общение с деловыми партнёрами со всего мира должно происходить с пользой для экономики, но не в ущерб суверенитету и благосостоянию людей.

В мире, где сложность геополитических процессов невероятно велика, молодому независимому государству очень тяжело противостоять напору развитых стран, которые стремятся проникнуть в его экономику и навязать собственную политическую модель. Ведение переговоров на самом высоком уровне, между дипломатами и лидерами целых стран - очень тонкий момент в коммуникативных процессах, и от его профессионализма зависят, без преувеличения, судьбы целых народов. В связи с этим, тема моей работы является актуальной и представляет интерес для изучения.

Существует мнение, что целым государством можно управлять единственно через грамотную коммуникацию. Данная идея не нова и принадлежит Винеру, который отметил, что общественная система не только является организованным целым, подобно индивидууму, но и... "скрепляется в целое системой связи"..., обладая "динамикой, в которой круговые процессы обратной связи играют важную роль" [6].

Процессы технологизации позволили осуществить переход "центра тяжести" в государственных процессах с процессов производства на процессы управления, чем и обусловлен теперешний интерес к изучению процессов коммуникации. Как показывает практика, успешное управление во многом сопоставимо по эффективности с обладанием передовыми средствами производства, а иногда является важнее их.

Кроме того, коммуникация - это "кровеносная система", основной транслятор информации между людьми и государственными институтами. На уровне государства, равно как и на уровне небольшого государственного органа, от общения между его составляющими зависит работа целого института.

В своей работе я рассмотрю коммуникативные процессы в системе государственного управления, их роль, функции и виды. Я также постараюсь ответить на вопросы, почему важна коммуникация и в каких направлениях она должна развиваться.

В качестве источников я использовал несколько книг, посвящённых данной проблематике, а также ряд журнальных и газетных статей, в которых рассматриваются коммуникативные процессы.



Глава 1. Коммуникации в системе государственного управления: сущность, виды, функции

 

В этой части своей работы я рассмотрю теоретический аспект изучаемой темы для того, чтобы понять её сущность, функции, роль и перспективы в жизни государства и общества. Мною рассмотрены, помимо основополагающих понятий и категорий, пути совершенствования коммуникации в системе государственного управления, а так же те последствия, к которым может привести такое совершенствование.

Классифицировать методы, формы и каналы государственной коммуникации можно по разным основаниям. Известный исследователь политико-коммуникативных процессов Р.-Ж. Шварценберг выделяет следующие каналы:

1) коммуникация через неформальные каналы;

2) коммуникация через организации;

3) коммуникация через средства массовой информации. [28]

Процесс государственной коммуникации состоит из элементов, являющихся типичными для любого коммуникативного акта: коммуникатор (органы государственного управления различных ветвей и уровней власти); само сообщение (официальная и неофициальная информация, устная или письменная, вербальная и невербальная); получатель (общество в целом, различные институты гражданского общества, индивидуальный реципиент); каналы распространения информации (межличностные, институциональные и массовые); каналы обратной связи (просьбы, обращения граждан, различные формы политического участия и т.п.); процесс кодирования-декодирования информации (подготовка информационных сообщений, их адекватная интерпретация аудиторией и т.п.); различного рода помехи (технические, семантические, психологические). В данном процессе можно выделить различные виды (в зависимости от ветви власти: законодательная, судебная, исполнительная), уровни (федеральная, региональная, местная), направленности (вертикальная, горизонтальная), каждый из которых имеет не только особую специфику функционирования, но и набор используемых технологий и приемов взаимодействия. [26]

Об этих и других аспектах, но более подробно, и пойдёт речь в первой части моей работы.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.