АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ внутренней среды организации

 

Внутренняя среда организации это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

 

Организационный срез

На заводе 3 основных уровня управления:

· генеральный директор;

· коммерческий, технический директора, директор по производству и т.д.;

· руководители отделов и цехов.

Вертикальные связи соединяют эти иерархические уровни в организации.

Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы. Они дополняются горизонтальными связями, которые способствуют наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих проблем между ними. Делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях. Горизонтальные связи экономят время и повышают качество взаимодействия, также развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. Организация современного производства предусматривает формирование управленческой структуры, которая порождает мощные потоки информации. Эффективное управление во многом зависит от степени рационального управления этими потоками. Необходимым условием для рационального управления является использование современных технологий, позволяющих автоматизировать учет и анализ информационных потоков.

Использование все более сложных информационных технологий в управленческой деятельности приводит к радикальным изменениям самой деятельности. Комплексные системы автоматизации позволяют перейти к единой регистрации всех факторов хозяйственной деятельности, а затем выполнять агрегирование их разными способами в соответствии с различными критериями. Формируется единый комплекс первичных документов и набор первичных аналитических признаков.

Ввод в эксплуатацию такой системы позволил бы усовершенствовать многие внутренние процессы. На данный момент самыми развитыми системами такого рода являются ERP (enterprise resource planning) системы, которые обеспечивают управление не только производством и некоторыми учетными функциями, но и управление людскими, финансовыми ресурсами, производственными планами, помогают организовывать маркетинг, наладить продажи и поддерживают все необходимые предприятию функции логистики. Поэтому на предприятии «ХЗ ПТО» после длительного процесса изучения рынка систем автоматизации был выбран путь ориентации на отечественные компании, которые активно совершенствуют возможности своих систем по управлению производственными предприятиями и приближаются к классу ERP систем.

 

Производственный срез

ХЗ ПТО выпускает мостовые двухбалочные краны специального назначения: пратцен-краны, краны с магнитом, с грейфером, с подвесной траверсой, с двумя или тремя тележками, мульдо-магнитные, клещевые, штыревые и для транспортировки расплавленного металла; мостовые однобалочные подвесные и опорные краны; козловые краны общего назначения и специальные; тали электрические передвижные канатные, в том числе взрывобезопасные; тележки однорельсовые с грейфером и кюбелем для сыпучих и кусковых материалов; грейферы канатные и моторные; захваты механические и электрические; подъемники строительные; оборудование пассажирских подвесных канатных дорог кольцевого типа; оборудование буксировочных подвесных дорог.

За последнее десятилетие практически полностью произошло обновление продукции за счет поставки на производство грузоподъемной техники нового поколения.

Для анализа имущественного состояния предприятия используются коэффициенты состояния основных средств: коэффициент износа, обновления и выбытия основных средств. Коэффициент износа более 50% уже является нежелательным, у предприятия он составил в 2004 году 62%, перед предприятием все еще остро стоит вопрос, связанный с заменой устаревшего оборудования. Удельный вес оборудования, эксплуатированного свыше 20 лет, составляет 86,5%, что приводит к частым поломкам. На протяжении самая большая разница между коэффициентами обновления и выбытия в 2007 году, и если это стало следствием выполнения плана по более интенсивной замене оборудования и такая же динамика сохранится в последующие годы.

За годы своего развития на предприятии создана «комплексная система управления качеством продукции», которая продолжает развиваться и совершенствоваться.

Неотъемлемой частью системы качества является проведение технического контроля всех видов испытаний продукции, которые обеспечиваются в подразделениях специалистами технического контроля, инженерами испытательной лаборатории, наличием средств измерений, испытательных стендов, приборов неразрушающего контроля и необходимой документацией.

Высокие темпы обновления продукции заставили пересмотреть концепцию организации технического контроля на предприятии. Уже при постановке на производство новой техники к конструкции машин предъявляются не только высокие требования по надежности, увеличению ресурса, но и жесткие требования к технологичности изделия, позволяющие обеспечить качество за счет широкого внедрения изготовления основных узлов в стапелях, стендах и специальных приспособлениях.

За 10 лет от монтажных организаций не было не только ни одной рекламации на несоответствие параметрам, наоборот, взаимозаменяемость секций значительно ускоряла работы по монтажу.

Отработка современных технологий контроля и испытаний осуществляется на основе проведения научно-исследовательских работ, проводимых специалистами завода с ведущими институтами.

Центральной заводской лабораторией осуществляется сплошной входной контроль металла на соответствие сертификатам заводов-поставщиков, ультразвуковой контроль сплошности металлов. В лаборатории сварки осуществляется входной контроль сварочных электродов и сварочной проволоки, флюсов, отрабатываются режимы и технология сварки сварных соединений и контрольных образцов. В производстве металлоконструкций широко применяется гаммографирование для контроля сварных соединений.

100% электроталей проходят приемно-сдаточные испытания. При постановке на производство электроталей производятся ресурсные испытания на автоматизированных стендах в аттестованной и аккредитованной лаборатории. Входному контролю подвергаются и комплектующие изделия. При изготовлении электрооборудования и электромонтажных работах применяются различные стенды для проверки необходимых параметров.

Технический контроль и испытания являются важнейшими помощниками в поддержании стабильного уровня качества продукции, давая незаменимый материал для совершенствования и освоения новых технологий, новых конструктивных разработок, что, в конечном счете, ведет к уменьшению издержек в производстве и удовлетворению запросов потребителей продукции, позволяя продукции предприятия пользоваться спросом на внутреннем и внешнем рынке, конкурируя с производителями аналогичной продукции.

Другим критерием оценки уровня развития современного предприятия является постоянное совершенствование профессионального мастерства кадров, в том числе специалистов, занятых техническим контролем.

Структура изготовленной продукции за последние два года практически не изменилась. В 2007 году основную долю занимали краны мостовые двухбалочные – 79%, пропорция между остальными видами продукции сохранилась, но на 3% снизился удельный вес кранов козловых и составил 0,7%.эти данные говорят о том, что предприятие сумело выйти из сложной ситуации, создавшейся в 90-х годах, и более того, стабильно увеличивает объем продукции, расширяет ее номенклатуру, открывает новые рынки сбыта. Более того, профильная продукция завода, а именно краны мостовые двухбалочные, имеет постоянную тенденцию к увеличению.

С помощью совершенствования технического контроля и испытаний на предприятии добились успеха в вопросе обеспечения стабильного роста производства через полное удовлетворение запросов потребителей продукции.

Завод ПТО сотрудничает с ведущими учеными ХПИ. Результатом совместных работ кафедры «ПТМ и О» и завода были внедрение следующих современных научных разработок: гидродинамический привод механизма передвижения башенного крана С-464, гидродинамический привод передвижения тележки мостового крана грузоподъемностью 30/5 т выпуска завода ПТО, гидростатический раздельный регулируемый механизм передвижения мостового крана завода ПТО 30/5 т.

В последнее время ХЗ ПТО проводит политику освоения новых современных технологий, в том числе освоение Систем автоматизированного проектирования.

 

Кадровый срез

На ХЗ ПТО работает более 1000 сотрудников.

За годы экономического спада, финансового кризиса в самые неблагоприятные годы(1998-1999) численность рабочих сократилась на 19% и то в основном трудящихся, занятых в непроизводственной сфере в связи с передачей району объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Сократился аппарат управления, а также уменьшилась численность работающих во вредных условиях труда с сокращением объектов литейного производства.

Средний возраст работников ОГК колеблется где-то между 50-60.

Необходима деятельная интеллектуальная подготовка в среде ХЗ ПТО и общая инженерная подготовка, включая и знание правил Гостехнадзора и других нормативных документов, но и изучение особенностей документооборота за весь цикл изготовления какого-либо ПТО, изучение «живых» конструкций и особенностей самого производства, его потенциала. А для этого необходимо чаще бывать в цехах, чтобы изучить жизненный цикл создания ПТО, участвовать в работах при монтаже у заказчика.

Руководство завода принимает меры к решению этих проблем: уже приняты в КБ и включились в работу выпускники кафедр «ПТМ и О» НТУ «ХПИ» и других высших учебных заведений Харькова; для КБ закуплены современные компьютерные системы; планируется закупка систем автоматизированного проектирования (САПР) как опорного элемента в решении конструкторских задач.

На предприятии действуют следующие системы оплаты труда: сдельно-премиальная, повременно-премиальная и должностные оклады для руководителей, специалистов служащих и некоторых профессий рабочих на повременной оплате труда.

На ХЗ ПТО среднегодовая зарплата одного работающего 6852грн.

Для руководителей, специалистов и служащих цехов основного производства разработана и внедрена премиальная система за изготовление и отгрузку кранов и узлов по заказам в установленные графиком сроки.

Для руководителей и специалистов отдела главного конструктора разработана и внедрена система премирования за разработку и выдачу в производство технической документации в установленные графиком сроки.

Для руководителей и специалистов отдела промышленной электроники действует положение о премировании за коэффициент исправности оборудования с программным управлением.

Помимо зарплаты ХЗ ПТО представляет своим работникам различные дополнительные льготы. Конечно, такие льготы как оплаченные отпуска, оплата больничных листов, страхование здоровья и жизни, а также пенсионное обеспечение, являются составной частью любой постоянной работы. К прочим видам льгот относятся субсидируемые предприятием столовые и кафетерии, ссуды с пониженной процентной ставкой на получение образования детей сотрудников, детские учреждения, программы физического оздоровления и т.д.

Организация имеет постоянную потребность в обеспечении высокой производительности труда работников. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Но этого не достаточно. Руководство также проводит программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.

Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении завода ПТО достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.

Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения этой работы.

Для повышения эффективности работы сотрудников необходимо их мотивировать. На ХЗ ПТО используются такие методы мотивации:

· проводится с подчиненными периодически совещания;

· создаётся на рабочих местах дух единой команды;

· обеспечивается работникам положительную обратную связь с достигнутыми результатами;

· делегируются подчиненным дополнительные права и полномочия;

· продвигаются подчиненные по служебной лестнице;

· улучшатся условия труда на рабочем месте;

· предоставлятся возможности творческой деятельности.

В таблице 1 представлена структура численности работающих, согласно которой больше всего людей занято в цехах (рабочие), что естественно для промышленного предприятия.

 

Таблица 1 – Структура численности работающих

Показатели Ед. изм. 2007
1. Общая численность работающих, в том числе: чел. 1411
1.1 ППП, из них: чел. 1371
а) рабочие чел. 900
б) руководители чел. 186
в) специалисты чел. 250
г) служащие чел. 35
1.2 Непромышленная группа чел. 40

 

Персонал на предприятии не остается неизменным во времени – люди увольняются по разным причинам, другие поступают на работу – т.е. имеет место так называемая текучесть кадров, - это нормальное явление, связанное с естественным движением персонала. Для ХЗ ПТО оно не выходит за рамки нормальных цифр (0,2-0,25).

Ктек = Рувол / Рспис.пл.,

где: Ктек – коэффициент текучести,

 Рувол – количество уволенных,

 Рспис.пл – списочная численность персонала.

Ктек = 300/1411 = 0,213

Показатель качественного обеспечения кадрами предприятия:

Ккач = (Σ Ч ф.с.д./ Σ Ч ш. с.д.)*100,

где: Ккач – коэффициент качественного обеспечения кадрами;

 Σ Ч ф.с.д. – фактическое суммарное количество специалистов, занимающих должности в соответствии со штатным расписанием;

 Σ Ч ш. с.д. – численность личного состава кадров специалистов по штатному расписанию.

Ккач = 1411/1450*100 = 97,3%

Предприятие практически достигло оптимального качественного обеспечения кадрами, и нет переизбытка рабочих или их критического недобора.

 

Маркетинговый срез

Маркетинг играет особую и исключительно важную роль в стратегическом управлении. Пронизывая все его процессы, маркетинг делает возможной ориентацию фирмы на запросы потребителей и тем самым обеспечивает более гибкое и адаптивное включение фирмы в окружающую среду.

Маркетинг выполняет в стратегическом управлении две функции:

• это средство сбора и обработки информации для разработки и определения стратегий фирмы;

• это средство осуществления стратегий фирмы.

Продукция ХЗ ПТО пользуется устойчивым спросом, потому что:

- предприятие более 70 лет работает на рынке подъемно-транспортного оборудования;

- продукция ХЗ ПТО – это качество, надежность, гарантия, сервис;

- при производстве продукции используются комплектующие высокого качества из Германии, Венгрии, Болгарии, России;

- существует гибкая система скидок;

- постоянно организуются встречи, семинары по проблемам эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.

Продукция предприятия пользуется повышенным спросом не только на Украине, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Покупателями являются предприятия Украины, России, Казахстана, Болгарии, Венгрии, Белоруссии. Качество продукции отвечает международным стандартам, и предприятие оценивается заказчиками как «надежный поставщик».

 Стимулирование сбыта включает проведение торговых ярмарок, на которых возможны встречи покупателя и продавца при удобных для них обстоятельствах. Продавец может организовать экспозицию, где не только будет представлена его продукция, но и создана обстановка радушия для покупателя. В таких располагающих условиях у покупателя может сформироваться благоприятное впечатление о предприятии.

 Персональная продажа. Завод ежегодно участвует в ярмарках, где представляет свой ассортимент продукции, также организовывает свои выставки. Предприятие часто выполняет индивидуальные заказы.

Предприятие занимает около 30% рынка подъемно-транспортного оборудования. При этом вся продукция обладает достаточной конкурентоспособностью. Поэтому в дальнейшем с этой точки зрения организация может увеличивать свою долю рынка. Завод также проводит маркетинговые исследования рынка и разработки.

ХЗ ПТО использует различные способы продвижения продукции на рынок, проводит исследования, осуществляет политику ценообразования на основе количества клиентов и цен на сырье, материалы и комплектующие. Но все же работы в области рекламы и стимулирования сбыта являются слабыми местами в деятельности отдела маркетинга.

 

Финансовый срез

Одним из основных документов, характеризующих финансовое состояние предприятия, является баланс.

В структуре совокупных активов предприятия удельный вес занимают активы, это говорит о легкой структуре активов и о мобильности имущества, но при этом следует учитывать, что большая часть основного оборудования сильно изношена, а это уменьшает стоимость необоротных активов. Следует обратить внимание на то, что в структуре необоротных активов присутствует такая статья, как долгосрочные финансовые инвестиции. К началу 2007 года объем таких инвестиций увеличился на 35 тыс. грн. к отчету 2006 года, что способствует отвлечению финансовых средств от основной деятельности предприятия и ухудшению его финансового состояния. Однако доля этих активов ничтожно мала, поэтому оказать существенное влияние на финансовое положение предприятия такие изменения не могут.

Основными источниками формирования имущества предприятия являются собственный капитал и текущие обязательства. Стоит отметить, что за последний год появилась такая статья как долгосрочный долг, что увеличивает постоянные капиталы, находящиеся в распоряжении предприятия. Величина собственного капитала имеет стабильный рост и к концу 2007 года составила 25 млн. 823 тыс. грн., но в связи с более высокими темпами роста текущей задолженности, доля собственного капитала в общем объеме пассивов имеет постоянную тенденцию к уменьшению, что повышает уровень рискованности компании стать банкротом. Однако это не критический уровень, теоретическим средним по рискованности считается соотношение постоянного и оборотного капитала примерно 50/50, поэтому при должном управлении оборотными статьями баланса такие пропорции в пассиве для предприятия не будут проблемой.

В течение 2007 года у предприятия образовалась следующая структура обязательств, в которых не входит собственный капитал, то есть без обязательств перед собственниками: 1,69% составляют долгосрочные обязательства, 98,31% - текущие, что является негативным фактором, который свидетельствует о нерациональной структуре капитала и о высоком риске потери финансовой устойчивости.

Немаловажным показателем для любого предприятия является разница между дебиторской и кредиторской задолженностями. Данный показатель увеличивается на протяжении последних 3 лет и к концу 2006 года пассивное сальдо достигло величины 9 млн. 084 тыс. грн., это говорит о том, что кредиторы более лояльно относятся к предприятию, чем само предприятие к своим покупателям, при этом организация финансирует нехватку оборотных средств за счет кредиторов, при чем основными кредиторами являются собственники.

Финансовое состояние предприятия в краткосрочной перспективе оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, характеризующими возможность своевременного и полного произведения расчетов по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

Детальный анализ ликвидности достигается при помощи финансовых коэффициентов. Данные показатели за период 2004-2007 года представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Коэффициенты ликвидности

  2004 2005 2006 2006 2007
Коб.лкв. 1,33 2,02 1,60 1,33 1,25
Кср.лкв. 0,81 1,06 1,07 0,63 0,69
Кабс.лкв. 0,002 0,003 0,006 0,018 0,08

 

Коэффициент общей ликвидности находится в пределах 1-2, что говорит о том, что оборотные активы достаточны для удовлетворения текущих обязательств. Показатель срочной ликвидности является более жестким тестом на ликвидность, т.к. при его расчете не берутся медленно реализуемые активы. В данных условиях достаточным признается значение, равное 0,7-0,8. самой надежной оценок ликвидности в странах с переходной экономикой является коэффициент абсолютной ликвидности, его оптимальное значение признается на уровне 0,2-0,35. За этот период коэффициент абсолютной ликвидности находился на очень низком уровне, несмотря на то, что в динамике наблюдается его рост. У предприятия ощущается нехватка денежных средств, для покрытия краткосрочных обязательств. В связи со сложившейся ситуацией основными путями по улучшению ликвидности компании являются:

· увеличение собственного капитала;

· продажа части постоянных активов;

· сокращение сверхнормативных запасов;

· увеличение долгосрочного финансирования.

Рентабельность – это показатель, характеризующий экономическую эффективность, соизмеряющая полученную прибыль с затратами или ресурсами, использованными для достижения этой прибыли. На рентабельность обращают внимание не только управляющие и собственники предприятия, но и потенциальные инвесторы, так как это один из основополагающих коэффициентов, используемых при оценке предприятия. Основные коэффициенты рентабельности ХЗ ПТО за 2006-2007 года представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Коэффициенты рентабельности

показатели 2006г. 2007г.
ROE 4,77 16,33
RGPM 23,76 24,61
ROIM 4,99 8,77
RNPM 2,09 4,48
RПВ 31,16 32,65
RПЧ 2,75 5,94

 

 Рентабельность собственного капитала (ROE) интересна, прежде всего, владельцам завода, т.к. она показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками денежная единица. Положительным моментом являлся рост данного коэффициента в 2006г., и это послужило в какой-то мере фундаментом для увеличения ROE в 2007г. Для роста ROE предприятию приходится жертвовать своей финансовой независимостью и здесь очень важным является выбор оптимального положения между финансовой автономией и рентабельностью собственного капитала.

Рентабельность продаж делится на валовую (RGPM), операционную (ROIM) и чистую (RNPM), в зависимости от вида прибыли, используемой в числителе расчетов. Судить о значениях рентабельности продаж в полной мере можно, лишь сравнив их с аналогичными показателями по отрасли. В 2007 году все три показателя рентабельности продаж увеличились по сравнению с предыдущим годом, что является положительной характеристикой.

За последний год наблюдается небольшое увеличение валовой рентабельности производства (RПВ), что стало следствием превышения темпов роста выручки от реализации над темпами роста себестоимости. Однако более жестким тестом прибыльности предприятия является показатель чистой рентабельности производства (RПЧ). Он немного вырос, но находится на достаточно низком уровне.

 

Организационная культура

Важность анализа организационной культуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

На ХЗ ПТО проводятся различные культурные мероприятия. Несколько лет назад завод отмечал юбилей, на котором присутствовали многие сотрудники предприятия. Также проводится чествование юбиляров, вручаются грамоты и премии. Руководство предприятия поздравляет сотрудников с государственными и профессиональными праздниками грамотами и денежными поощрениями, выделяя особо отличившихся. Профком приглашает на творческие встречи актеров, артистов, детские коллективы. Атмосфера в коллективе рабочая и дружественная, способствует повышению эффективности работы. Сотрудники хорошо осведомлены об истории завода, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам. Можно предположить, что организация обладает сильной организационной культурой.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 139.