Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к возникновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не обладают способностью любить себя, имеют трудности в установлении функциональных границ между собой и другими людьми. Им присущи проблемы с умеренностью в поведении, в проявлении чувств, в реализации активностей и т. д. Таким людям свойственны проблемы контроля, при которых они позволяют другим контролировать себя или пытаются контролировать других. [31]
Любовная аддикция — это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке, для которой характерны отношения, возникающие между двумя аддиктами. Поэтому отношения, в которые вступает любовный аддикт, называются соаддиктивными. Наиболее типичным для них вариантом являются отношения любовного аддикта с аддиктом избегания.
Соаддиктивные отношения между двумя аддиктами основаны на нездоровых эмоциях. Термин "здоровые" подразумевает разные эмоциональные реакции с широкой представленностью эмоций. При соаддиктивных отношениях на первый план выступает интенсивность эмоций и их экстремальность как в положительном, так и в отрицательном отношении. Эти отношения могут возникать, например, между мужем и женой, между родителями и ребенком, между друзьями, профессионалом и клиентом, реально существующим человеком и популярной социальной фигурой, с которой у человека не было личных контактов.[29]
Аддикт избегания, так же обладает эмоциональными нарушениями, ему так же присущ страх, но представленность страха носит обратный, по сравнению с любовным аддиктом, характер. На уровне сознания, "на поверхности" у аддикта избегания присутствует страх интимности, репрессированный в подсознание у любовных аддиктов. Это происходит потому, что аддикт избегания боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу.[32]
Негативная интенсивность начинается с появления у аддикта избегания чувства внедрения в его жизнь, ограничения его свободы, контроля его поступков и начинающегося процесса его "поглощения" любовным аддиктом. Он испытывает нарастание отрицательных эмоций в связи с требовательностью любовного аддикта. Аддикт избегания начинает уходить от этих отношений, пытаясь уменьшать их интенсивность, используя при этом разумные доводы типа "Я очень занят". Наступающее освобождение временно смягчает страх.
Сексуальные аддикции относятся к скрытым, замаскированным аддикциям. Трудность в получении прямых ответов на вопрос, касающийся этой проблемы, связана с социальными табу, представленными в ряде обществ. Сексуальных аддикции в действительности больше, чем кажется, но в общественном сознании создается впечатление об исключительности такого поведения.
По механизму возникновения сексуальные аддикции подразделяются на глубокий, протрагированный вид, который начинает формироваться очень рано на фоне общего аддиктивного процесса, и поздно возникающие сексуальные аддикции, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения, например, работоголизма.
Сексуальные аддикции начинаются с формирования особой системы, называемой системой верований и убеждений. Аксиальной осью системы являются верования адцикта о себе, отношение его к себе, которое пронизывает всю окружающую его реальность, приводя к своеобразному, специфическому мышлению. Система верований любого адцикта содержит некоторые основные верования, оказывающиеся неправильными, ошибочными, создающими фундамент для развития аддикции. [23]
У сексуальных аддиктов возникает вера, что секс является для них наиболее важной потребностью, и что это — единственная сфера, в которой они могут проявить свою состоятельность.. Эта основная убежденность является точкой кристаллизации сексуальной аддикции. Система верований, складывающаяся вокруг этой установки, представляет собою систему искаженной реальности, в которой существенное место занимает отрицание. [29]
Работоголизм
Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержание, а также определенные роли, идеи и процессы. Система предполагает определенную законченность и ограниченность.
Все системы требуют от людей, участвующих в ней, определенного поведения, соответствующего структуре системы, которая награждает человека в случае совпадения его поведения с принятыми в системе нормами.
Организация сама по себе может функционировать как аддиктивная субстанция. Этот процесс может проявляться в постановке цели и месте, которое организация занимает в жизни каждого из сотрудников, например, в отношении к работоголизму, как к социально приемлемому и приветствуемому феномену. Таким образом, работоголизм выглядит в рамках этой системы продуктивным и желательным.
Одной из характеристик аддиктивной системы является стремление занять время человека, чтобы он не думал и не стремился разобраться в происходящем и в себе. С этой целью используются дополнительные формы непосредственно не связанной с производственным процессом активности (совместное проведение времени, общественная работа и др.).
Для аддиктивной системы характерна тенденция всячески ограничивать реализацию способностей, таланта сотрудников. Это связано со страхом всего, что нельзя полностью контролировать. В результате создаются условия для застоя, задержки развития.
Аддиктивные организации объективно инвалидизируют людей, задерживая их профессиональное развитие. Аддиктивная организация игнорирует открытия, интуицию, новые идеи. То, что трудно измерить и проконтролировать, оценивается как не представляющее интереса.
Для аддиктивной организации характерна фабрикация личностных конфликтов, при которой возникающие проблемы переводятся в другую плоскость с использованием в качестве механизма психологической защиты перемещения.
Аддиктивные организации непосредственно стимулируют работоголизм, поощряют постоянную занятость людей в рамках организации, даже если она не касается работы. Цель работоголизма, направленная на работу как на средство ухода от проблемы, коварна, так как она не замечается человеком, легко убеждающим себя в том, что он работает для зарабатывания денег или для реализации какой-то другой абстрактной цели. Такая психологическая защита, к сожалению, акцентируется многими членами общества. Человек не понимает, что такой способ "затрачивания" себя приводит к остановке развития, к не использованию потенциальных возможностей, что является тупиковым и губительным. [20]
Аддикции к еде. Переедание
Аддикция к еде возникает тогда, когда еда используется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реальности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неудачи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, используя для этого процесс еды. И это часто удается сделать, так как во время приема пищи происходит фиксация на приятных вкусовых ощущениях и вытеснение в подсознание материала, имеющего психологически неприятное содержание. Такой способ ухода от реальности может оказаться достаточно эффективным способом контроля своего настроения, провоцируя, таким образом, быстрое формирование зависимости. Аддикция к еде — особый способ зависимости. С одной стороны — это психологическая зависимость, а с другой — происходит "игра" на удовлетворении голода. По мере того, как еда начинает использоваться уже не как средство утоления голода, а как средство психологического ухода от проблем, происходит определенное влияние на драйв удовлетворения голода с искусственным его стимулированием.
Этот процесс носит психофизиологический характер, потому что переедающий человек входит в зону другого обменного баланса. Таким образом, процесс осложняется тем, что на каком-то этапе переедания наряду с психологическими механизмами использования еды как средства ухода начинают реализовываться физиологические механизмы, и человек начинает стремиться к еде потому, что ему хочется есть. [24]
Голодание
Механизм возникновения голодания может быть объяснен двумя причинами. Первый вариант медицинский, обусловлен использованием разгрузочной диетотерапии. Разгрузочная диетотерапия применялась у пациентов с очень разными нарушениями. Фаза вхождения в зону голода характеризуется трудностью, связанной с необходимостью справиться с аппетитом. Через какое-то время происходит изменение состояния, появляются новые силы, аппетит исчезает (в прежнем смысле этого слова), повышается настроение, усиливается двигательная активность, голод переносится легко. Такое состояние выдерживается в течение определенного времени, и постепенно человек выводится из него. Некоторые пациенты стремятся продолжить это состояние, так как оно их устраивает, ибо происходящее субъективно им нравится. На уровне достигнутой эйфории происходит потеря контроля и человек продолжает голодать даже тогда, когда голодание становится опасным для жизни.
Помимо медицинского варианта голодания существует и немедицинский вариант. Этим вариантом начинают пристально интересоваться в связи с учащением такого рода голодания в странах с высоким уровнем жизни. Голодание обычно регистрируется у девочек-подростков, воспитывающихся в достаточно обеспеченных и внешне благополучных семьях. Голодание начинается с ограничения количества принимаемой пищи, нередко придумывается специальная схема. Одним из психологических механизмов, провоцирующих голодание, является желание изменить себя физически, выглядеть "лучше".[24]
Телевизионная аддикция
Зависимость от телевидения. все свободное время человек проводит перед телевизором (включает его почти сразу же, как пришел домой); телевизор сопровождает все аспекты жизнедеятельности (работает даже в то время, когда человек занят чем-то другим: едой, работой и тому подобное);ситуации невозможности смотреть телевизор (например, в случае отключения электроэнергии) воспринимаются как ощутимый дискомфорт, человек не знает, чем себя занять;проведя время у телевизора, человек понимает, что ему нечего вспомнить, он не получил никакой ценной информации.[22]
Компьютерная аддикция
В последнее время все чаще выделяют так называемую компьютерную аддикцию. Однако вряд ли она является самостоятельным специфичным видом зависимости, поскольку сам компьютер является совершенно безобидным, все зависит от того, как и для чего он используется. В зависимости от этого компьютерная аддикция может быть разновидностью игровой (объект интереса – компьютерные игры), любовной (чаты Интернета), трудовой (создание компьютерных программ и всего, что связано с функционированием компьютера), сексуальной (эротические и порнографические сайты).
Признаки каждого из видов очевидны:
- огромные временные затраты, не считаясь ни с чем (может заснуть у компьютера, забыть о встрече или о деле);
- компьютерный мир воспринимается как более важный, яркий и реальный, чем жизнь без компьютера, которая является «скучной обязанностью», отвлекающей от главного;
- забвение альтернативных интересов, полное погружение в виртуальную реальность (страдает личная жизнь, карьера, здоровье);
- окружающие воспринимают такого человека как неопасного ненормального («шарахнутый», «не от мира сего»);
- зачастую такой человек выглядит как неряшливый, присутствуют очевидные проблемы в общении с реальными людьми, не занимающимися компьютерами, склонность к изоляции, самозащите.[22]
Религиозная аддикция
зависимость от религиозной организации – официальной конфессии или секты (наиболее опасна). вера в высшие силы является неадекватным способом решения внутренних проблем, уводит от реальности, является следствием желания обрести уверенность в себе через обретение «покровителя», отказа от ответственности за происходящее; отчуждение от близких (вплоть до ухода из дома), друзей, лиц противоположного пола; утрата прежних интересов, резкая переоценка ценностей и изменение мировоззрения; отказ от учебы или работы или формальное отношение к ним, с полным погружением в религиозную деятельность (большую часть времени проводит в организации); резкое изменение обычного образа жизни (перестает читать газеты, журналы, книги, смотреть и слушать передачи нерелигиозного содержания, стремится во всем следовать правилам, которые диктует религиозное учение); аскетизм (изменение режима питания с систематическим недоеданием, отказ от употребления некоторых продуктов, резкое ограничение сна, пренебрежение к здоровью, внешности и материальным благам); изменения поведения (исчезают или становятся редкими шутки, смех; голос, мимика, эмоции становятся излишне «ровными», спокойными). сверхценные идеи – полная убежденность в новых мировоззренческих позициях, безграничное доверие к организации, идеализация религиозного руководителя.[22]
Игровая аддикция
Зависимость от азартных игр (гэмблинг)постоянная вовлеченность в процесс игры, мысли, разговоры и фантазии о нем; неоправданно большой объем времени, проводимый в ситуации игры; неспособность вовремя прекратить игру; состояние эмоционального дискомфорта вне игровой ситуации, вплоть до физических недомоганий; постепенное учащение ритма игровой активности, снижением сопротивляемости пристрастию; наличие ничем не обоснованной убежденности в том, что «в следующий раз повезет».[9]
Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.