Общая характеристика зависимого поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

Кафедра прикладной психологии и социологии

 

Склонность к различным видам зависимостей студентов

Различных специализаций

 

Курсовая работа

 

 

Зав.кафедрой прикладной         Научный руководитель:

психологии и социологии

профессор

 

 

Санкт-Петербург

2008



Содержание

Введение

Теоретическая часть

1. Общая характеристика зависимого поведения

2. Типы зависимостей

2.1. Фармакологические зависимости

2.2. Нефармакологические (психологические) зависимости

3. Факторы развития зависимостей

4. Этапы становления зависимости

5. Профилактика и коррекция зависимого поведения

Практическая часть

1.Описание проведения исследования

2. Результаты исследования склонности к разным зависимостям у студентов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения



Введение:

В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).[2]

Актуальность работы заключается в том, что мало кто задумывается над тем, что проблема пси­хологической зависимости сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством затруднений. Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазви­тию. Любая из известных зависимостей, будь то тяже­лая наркомания либо патологическая ревность, ока­зывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуе­мой счастьем.

 Зависимости — это психологические причины всевозможных личных катастроф, разруше­ний и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в постыдном плену. Обществу зависимости его членов обходятся зна­чительно дороже, чем самые смертоносные эпиде­мии и стихийные бедствия. Согласно данным меди­цинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые. Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, пре­пятствуют осуществлению заветных желаний. [27]

Цель: изучение склонности к различным видам зависимостей у студентов разных специальностей.

 

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. Теоретический анализ проблемы зависимостей личности.

2. Изучение особенностей склонности к зависимостям у студентов разных специальностей, и будущих психологов.

Объектом исследования являются студенты различных специализаций.

Предметом исследования является исследование склонности студентов к различным видам зависимостей.

Гипотеза – студенты-психологи более склонны к зависимостям, чем студенты других групп.



Теоретическая часть

Типы зависимостей

 

Существуют химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся, в частности, ал­коголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение. К нехимическим аддикциям — компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуальные аддикции, аддикция отно­шений, ургентные аддикции, работоголизм, адцикции к еде (переедание, голодание).

Алкогольная аддикция

Среди химических аддикции лучше всего изучена алко­гольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заклю­чается в том, что термин "изучена" в данном случае не со­всем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люди злоупотребляют алкоголем.

Алкоголизм — хроническая психическая болезнь, раз­вивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе — рас­стройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокато­ром эндогенных психозов. На последней стадии этой бо­лезни развивается деменция (слабоумие).[8]

Психологическая зависимость от алкоголя строится на фик­сации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый эффект. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их выде­ление носит упрощенный и условный характер. Выделяют основные дифференцированные эффекты алко­голя. К ним относится эйфоризирующий эффект, вызывающий повышенное настроение; транквилизирующий (атарактический), способность алкоголя вызывать релакс, кайф-эф­фект, состояния, сопровождающиеся стимуляцией вообра­жения, уход в сферу мечтаний, отрыв от реальности, отрешенность.

Алкоголь способен вызвать не только психологическую, но и физическую зависимость, становясь компонентом об­мена. В развитии зависимости имеет значение особенность употребления алкоголя, стили употребления, способствую­щие более быстрому формированию зависимости. Имеется в виду употребление уже в начале больших доз алкоголя, превышающих его переносимость. Физическая зависимость имеет следующие признаки: потеря контроля, неудержимое (биологическое) влечение, подчеркивающее влияние драйва, не имеющее психологического со­держания, симптомы отнятия, невозможность воздержаться от приема алкоголя. В процессе развития алкогольного аддиктивного поведе­ния представляется возможным выделить аддиктивные мо­тивации, ведущие часто к развитию определенной формы ал­коголизма приводят описание основных аддиктивных мотиваций, наблюдающихся при развитии алкогольного аддиктивного поведения.[15]

Атарактическая мотивация. Содержание атарактической мотивации заключается в стремлении к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.

Субмиссивная мотивация. Содержанием мотивации яв­ляется неспособность отказаться от предлагаемого кем-ни­будь приема алкоголя.

Гедонистическая мотивация. Алкоголь употребляется для повышения настроения, получения удовольствия в широком смысле этого слова.

Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь по­требляется для того, чтобы вызвать состояние возбуждения, активизировать себя.

Псевдокультурная мотивация. В случаях псевдокуль­турной мотивации, как правило, большое значение придается атрибутивным свойствам алкоголя.[33]

 

Наркомания и токсикомания

Отличие между ними условно. Термин "наркомания" ис­пользуют по отношению к употреблению веществ, изменяю­щих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, "токсикомания" — при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных.[8]

Наркомания — болезненное состояние, характеризую­щееся явлениями психической и физической зависимо­сти, настоятельной потребностью в повторном много­кратном употреблении психоактивных средств, принима­ющей форму непреодолимого влечения. В международ­ной классификации болезней наркомания - это «психические и поведенческие расстройства вследст­вие употребления психоактивных веществ». Сильную психическую зависимость способны вызывать все нарко­тики, но физическая зависимость к одним бывает выраже­на (препараты опия), к другим - остается неясной, сомни­тельной (марихуана), в отношении третьих вообще отсут­ствует (кокаин).

Токсикомания заболевание, проявляющееся психи­ческой и физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свой­ствами, что и наркотик .[17]

При употреблении веществ, изменяющих психическое со­стояние, также можно встретить симптом потери контроля, угрожающий жизни. К нему относится злоупотребление снотворными. Основными причинами распространения и употребле­ния наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социаль­но-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части насе­ления.

Мотивации к употреблению наркотических веществ очень сходны с мотивациями при алкогольной аддикции, так как механизм действия очень схож: стремление к устранению или смягчению явлений эмоционального дискомфорта, получению удовлетворения, эйфории, а также невозможность отказаться от предлагаемого вещества и следование определенному стилю жизни, имиджу, «изысканности вкуса» и т.п.[17]

Табакокурение (никотинизм)

Наряду с алкоголем табак — самое распространенное средство получения удовольствие. По классификации та­бачной зависимости по МКБ (международной классифи­кации болезней), нюханье, жевание и другие формы по­требления табака значительно уступают курению. Куре­ние сигарет по распространенности и опасности стоит на первом месте по сравнению с курением сигар и трубки. Никотин оказывает многостороннее действие на нейрове-гетативные функции и обменные процессы. Центральное действие начинается спустя несколько секунд от начала курения. Никотин это психофармакологическое вещест­во. Психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсив­но, но, без сомнения, заметнее. Речь идет об эмоциональ­ном выравнивании и успокаивающим эффекте.[25]

Никотин — алкалоид, который содержится, главным образом, в листьях и семенах различных видов табака. Ни­котин является жидкостью с неприятным запахом и жгучим вкусом. При курении табака никотин проникает с ды­мом в дыхательные пути, всасываясь слизистыми оболоч­ками, оказывает сначала возбуждающее (состояние при­ятного расслабления, релаксации), а затем, при примене­нии больших доз, парализующее действие. Никотин вы­зывает аддиктивное поведение с явлениями физической зависимости, абстинентные симптомы при прекращении употребления, достаточно тяжелые.

Табакокурение — это хроническая интоксикация орга­низма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состо­яния эйфории, свойственного другим наркотическим ве­ществам, но способность оказывать физическое и психи­ческое привыкание у него такая же, как и у других нарко­тиков. Поэтому в Международной классификации болез­ней табачная зависимость, наряду с алкогольной и нарко­тической, включена в категорию «Умственные и поведен­ческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений». Развитие табачной зависи­мости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностя­ми организма и характера курильщика. [18]

Важную роль играют пси­хосоциальные условия — курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особен­но влияние курящих друзей (солидарность). Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольст­вия и напряженности (оперантное обуславливание), это­му способствуют часто повторяемые однотипные манипу­ляции прикуривания, вдыхания и т. д. Дальнейшее куре­ние к тому же обусловлено фармакологически: соматиче­ское привыкание, необходимость повышения дозы, прео­доление проявлений абстиненции (в основном вегетатив­ного характера) в результате повторного курения. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимо­сти. Поэтому неудивительно, что курение коррелирует с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью.[5]

 

Работоголизм

Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержание, а также определенные роли, идеи и процессы. Система предполагает определенную за­конченность и ограниченность.

Все системы требуют от людей, участвующих в ней, оп­ределенного поведения, соответствующего структуре систе­мы, которая награждает человека в случае совпадения его поведения с принятыми в системе нормами.

Организация сама по себе может функционировать как аддиктивная субстанция. Этот процесс может проявляться в постановке цели и месте, которое организация занимает в жизни каждого из сотрудников, например, в отношении к работоголизму, как к социально приемлемому и приветствуемому феномену. Таким образом, работоголизм выглядит в рамках этой системы продуктивным и желательным.

Одной из характеристик аддиктивной системы является стремление занять время человека, чтобы он не думал и не стремился разобраться в происходящем и в себе. С этой це­лью используются дополнительные формы непосредственно не связанной с производственным процессом активности (совместное проведение времени, общественная работа и др.).

Для аддиктивной системы характерна тенденция всячес­ки ограничивать реализацию способностей, таланта сотруд­ников. Это связано со страхом всего, что нельзя полностью контролировать. В результате создаются условия для застоя, задержки развития.

Аддиктивные организации объективно инвалидизируют людей, задерживая их профессиональное развитие. Аддиктивная организация игнорирует открытия, интуицию, новые идеи. То, что трудно измерить и проконтролировать, оценива­ется как не представляющее интереса.

Для аддиктивной организации характерна фабрикация личностных конфликтов, при которой возникающие пробле­мы переводятся в другую плоскость с использованием в ка­честве механизма психологической защиты перемещения.

Аддиктивные организации непосредственно стимулиру­ют работоголизм, поощряют постоянную занятость людей в рамках организации, даже если она не касается работы. Цель работоголизма, направленная на работу как на сред­ство ухода от проблемы, коварна, так как она не замечается человеком, легко убеждающим себя в том, что он работает для зарабатывания денег или для реализации какой-то дру­гой абстрактной цели. Такая психологическая защита, к со­жалению, акцентируется многими членами общества. Чело­век не понимает, что такой способ "затрачивания" себя приводит к остановке развития, к не использованию потенци­альных возможностей, что является тупиковым и губитель­ным. [20]

Аддикции к еде. Переедание

Аддикция к еде возникает тогда, когда еда ис­пользуется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реаль­ности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неуда­чи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, ис­пользуя для этого процесс еды. И это часто удается сделать, так как во время приема пищи происходит фиксация на при­ятных вкусовых ощущениях и вытеснение в подсознание ма­териала, имеющего психологически неприятное содержание. Такой способ ухода от реальности может оказаться достаточно эффективным способом контроля своего настроения, прово­цируя, таким образом, быстрое формирование зависимости. Аддикция к еде — особый способ зависимости. С одной стороны — это психологическая зависимость, а с другой — происходит "игра" на удовлетворении голода. По мере того, как еда начинает использоваться уже не как средство утоле­ния голода, а как средство психологического ухода от про­блем, происходит определенное влияние на драйв удовлетво­рения голода с искусственным его стимулированием.

Этот процесс носит психофизиологический характер, потому что переедающий человек входит в зону другого обменного ба­ланса. Таким образом, процесс осложняется тем, что на каком-то этапе переедания наряду с психологическими механизмами использования еды как средства ухода начинают реализовы­ваться физиологические механизмы, и человек начинает стремиться к еде потому, что ему хочется есть. [24]

Голодание

Механизм возникновения голодания может быть объяс­нен двумя причинами. Первый вариант медицинский, обусловлен использовани­ем разгрузочной диетотерапии. Разгрузочная диетотерапия применялась у пациентов с очень разными нарушениями. Фаза вхождения в зону голода характеризуется трудно­стью, связанной с необходимостью справиться с аппетитом. Через какое-то время происходит изменение состояния, появ­ляются новые силы, аппетит исчезает (в прежнем смысле это­го слова), повышается настроение, усиливается двигательная активность, голод переносится легко. Такое состояние выдерживается в течение определенного времени, и постепенно человек выводится из него. Некоторые пациенты стремятся продолжить это состояние, так как оно их устраи­вает, ибо происходящее субъективно им нравится. На уровне достигнутой эйфории про­исходит потеря контроля и человек продолжает голодать даже тогда, когда голодание становится опасным для жизни.

Помимо медицинского варианта голодания существует и немедицинский вариант. Этим вариантом начинают при­стально интересоваться в связи с учащением такого рода голодания в странах с высоким уровнем жизни. Голодание обычно регистрируется у девочек-подростков, воспитывающихся в достаточно обеспеченных и внешне благополучных семьях. Голодание начинается с ограничения количества принимаемой пищи, нередко придумывается специальная схема. Одним из психологических механизмов, провоцирую­щих голодание, является желание изменить себя физически, выглядеть "лучше".[24]

Телевизионная аддикция

Зависимость от телевидения. все свободное время человек проводит перед телевизором (включает его почти сразу же, как пришел домой); телевизор сопровождает все аспекты жизнедеятельности (работает даже в то время, когда человек занят чем-то другим: едой, работой и тому подобное);ситуации невозможности смотреть телевизор (например, в случае отключения электроэнергии) воспринимаются как ощутимый дискомфорт, человек не знает, чем себя занять;проведя время у телевизора, человек понимает, что ему нечего вспомнить, он не получил никакой ценной информации.[22]

 

Компьютерная аддикция

В последнее время все чаще выделяют так называемую компьютерную аддикцию. Однако вряд ли она является самостоятельным специфичным видом зависимости, поскольку сам компьютер является совершенно безобидным, все зависит от того, как и для чего он используется. В зависимости от этого компьютерная аддикция может быть разновидностью игровой (объект интереса – компьютерные игры), любовной (чаты Интернета), трудовой (создание компьютерных программ и всего, что связано с функционированием компьютера), сексуальной (эротические и порнографические сайты).

Признаки каждого из видов очевидны:

- огромные временные затраты, не считаясь ни с чем (может заснуть у компьютера, забыть о встрече или о деле);

- компьютерный мир воспринимается как более важный, яркий и реальный, чем жизнь без компьютера, которая является «скучной обязанностью», отвлекающей от главного;

- забвение альтернативных интересов, полное погружение в виртуальную реальность (страдает личная жизнь, карьера, здоровье);

- окружающие воспринимают такого человека как неопасного ненормального («шарахнутый», «не от мира сего»);

- зачастую такой человек выглядит как неряшливый, присутствуют очевидные проблемы в общении с реальными людьми, не занимающимися компьютерами, склонность к изоляции, самозащите.[22]

 

Религиозная аддикция

зависимость от религиозной организации – официальной конфессии или секты (наиболее опасна). вера в высшие силы является неадекватным способом решения внутренних проблем, уводит от реальности, является следствием желания обрести уверенность в себе через обретение «покровителя», отказа от ответственности за происходящее; отчуждение от близких (вплоть до ухода из дома), друзей, лиц противоположного пола; утрата прежних интересов, резкая переоценка ценностей и изменение мировоззрения; отказ от учебы или работы или формальное отношение к ним, с полным погружением в религиозную деятельность (большую часть времени проводит в организации); резкое изменение обычного образа жизни (перестает читать газеты, журналы, книги, смотреть и слушать передачи нерелигиозного содержания, стремится во всем следовать правилам, которые диктует религиозное учение); аскетизм (изменение режима питания с систематическим недоеданием, отказ от употребления некоторых продуктов, резкое ограничение сна, пренебрежение к здоровью, внешности и материальным благам); изменения поведения (исчезают или становятся редкими шутки, смех; голос, мимика, эмоции становятся излишне «ровными», спокойными). сверхценные идеи – полная убежденность в новых мировоззренческих позициях, безграничное доверие к организации, идеализация религиозного руководителя.[22]

 

Игровая аддикция

Зависимость от азартных игр (гэмблинг)постоянная вовлеченность в процесс игры, мысли, разговоры и фантазии о нем; неоправданно большой объем времени, проводимый в ситуации игры; неспособность вовремя прекратить игру; состояние эмоционального дискомфорта вне игровой ситуации, вплоть до физических недомоганий; постепенное учащение ритма игровой активности, снижением сопротивляемости пристрастию; наличие ничем не обоснованной убежденности в том, что «в следующий раз повезет».[9]



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Описание проведения исследования

Задачи и организация исследования.

 

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Теоретически изучить различные виды аддиктивного поведения человека

2. Рассмотреть профилактическую деятельность аддиктивного поведения

3. Провести методику диагностики склонности к различным видам зависимостей у студентов.

4. Выявить, студенты психологи более склонны к зависимостям чем студенты других специальностей

 

Организация исследования.

Организация исследования включала 4 этапов:

1 - подбор методики;

2 - экспериментальное исследование;

3 - математическая обработка и анализ данных;

4 - оформление результатов исследования.

 

Методы исследования.

 

Основным методом исследования явилась методика диагностики к различным видам зависимостей. позволяющая рассмотреть общую склонность к той или иной зависимости.


Методика диагностики к различным видам зависимостей

Методика разработана для изучения склонности индивида к 13 видам зависимости:

1. алкогольная зависимость

2. телевизионная зависимость

3. любовная зависимость

4. игровая зависимость

5. сексуальная зависимость

6. пищевая зависимость

7. религиозная зависимость

8. трудовая зависимость

9. лекарственная зависимость

10. компьютерная зависимость

11. табачная зависимость

12. зависимость от здорового образа жизни

13. наркотическая зависимость

Методы статистической обработки результатов.

Итак, в итоговые таблицы включены следующие показатели :

1. Виды склонностей к зависимостям.

2. Среднее арифметическое по каждому из видов склонностей.


2. Результаты исследования склонности к разным зависимостям у студентов

 

Целью работы я ставила, изучение склонности к различным видам зависимостей у студентов разных специальностей. В теоретической части описано, что собой представляет зависимость и откуда она возникает, источники формирования зависимого поведения, профилактику зависимого поведения.

В практической части, в которой было проведена экспериментально – методика диагностики склонности к различным зависимостям. Исследование проводилось в ПГУПСе среди студентов психологов 1го,2го и 3го курсов и студентов механических и экономических специальностей. Где гипотеза получила экспериментальное подтверждение.

 

Если сравнить каждый вид зависимостей, то мы получим следующие результаты:

 

Склонность к зависимостям: Психологи Студенты др. специальностей
1.       склонность к алкогольной зависимости 13,45 12,5
2. склонность к телевизионной зависимости 15,1 11,25
3. склонность к любовной зависимости 11,4 11,25
4. склонность к игровой зависимости 12,3 8,25
5. склонность к сексуальной зависимости 14,05 7,75
6. склонность к пищевой зависимости 13,75 13,25
7. склонность к религиозной зависимости 11,95 6,5
8.      склонность к трудовой зависимости 12,25 8,5
9.       склонность к лекарственной зависимость 12,85 10
10 .    склонность к компьютерной зависимости 10,7 9
11.     склонность к табачной зависимости 10,35 8
12.     зависимость от здорового образа жизни 12,75 9
13.     склонность к наркотической зависимости 11,58 6,75
14.          общая склонность к зависимостям 11,2 11,25

 

Среднее арифметическое склонности к алкогольной зависимости, телевизионной зависимости, игровой зависимости, сексуальной зависимости, лекарственной зависимости, табачной зависимости, у студентов психологов выше чем у психологов других специальностей, это можно объяснить тем что студенты психологи в силу своей специальности больше понимают оценку склонности и более честны, чем студенты других специальностей.

Так же склонности к религии, труду и здоровому образу жизни у студентов психологов выше. Из этого можно сделать вывод что студенты психологи имеют больший опыт и более глубокие знания в этих областях, так как получают образование по гуманитарной специальности, нежели студенты механических и экономических специальностей.

Склонности к любовной, пищевой и компьютерной зависимостям, практически одинаковы . И объединяют всех студентов по этим показателям. Из этого можно сделать вывод что на эти показатели не влияют ни образование ни знание по определенным дисциплинам.

Так же был проведены сравнения между юношами и девушками. В результате выяснилось что юноши больше склонны к фармакологическим зависимостям, такими как алкогольная зависимость, табачная зависимость, а девушки к нефармакологическим, такими как любовная зависимость, пищевая зависимость, зависимость от здорового образа жизни. Объяснить это можно тем, что девушки более чувственные чем юноши. У них есть большая потребность в любви и здоровом образе жизни.

Как видно из таблицы, показатели склонности к зависимости у студентов психологов выше чем показатели студентов других специальностей по всем видам склонностей, объяснить это можно тем что студенты психологи в силу своей специальности больше понимают оценку склонности и более честны, чем студенты других специальностей.

В среднем склонности к зависимостям, у студентов всех специальностей находятся в пределах среднего. Что может свидетельствовать о том что наше поколение еще «не совсем потеряно».

В ходе исследования гипотеза получила экспериментальное подтверждение того что студенты психологи более склонны к зависимостям чем студенты других специальностей.





Заключение:

 

Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазви­тию. Любая из известных зависимостей, будь то тяже­лая наркомания либо патологическая ревность, ока­зывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуе­мой счастьем. Зависимости — это психологические причины всевозможных личных катастроф, разруше­ний и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в постыдном плену.
Обществу зависимости его членов обходятся зна­чительно дороже, чем самые смертоносные эпиде­мии и стихийные бедствия. Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, пре­пятствуют осуществлению заветных желаний. Фак­тически зависимости похищают у людей саму их жизнь — без всяких оговорок и двусмысленностей

Проблема аддиктивной настроенности всеобща и касается всех нас — хотя бы потому, что аддиктивное поведение по сути своей является ущербным в усложняющихся условиях современной жизни. Аддикция — это несовершенный способ при­способления к слишком сложным для индивида ус­ловиям деятельности и общения.

Мы часто вспоминаем о свободах юридических и политических, почти не уделяя внимания свободе душевной, свободе психологической, то есть свобо­де от зависимостей. Психофизиологическая суть аддиктивного поведе­ния заключается в неумении управлять своим психо­эмоциональным тонусом. Человек хочет взбодрить­ся, поработать или порадоваться, а его организм не испытывает склонности к такого рода реагированию на невпечатляющие обстоятельства жизни или скло­няющие к пессимизму условия труда. Человек желает быть свежим и подтянутым, а груз депрессивных пе­реживаний ослабляет и апатизирует его.


Зависимое поведение включает нарушения, затрагивающее значительное количество людей различных социальных уровней в разных странах и обществах.Оно требует специальных подходов в плане превенции, коррекции и лечения.

Нездоровый образ жизни, алкоголизация и наркотизация населения (в т.ч. и никотизация), употребление токсических веществ, деминкветное поведение, включая сексуальные дебиоции, уход от социально конструктивной деятельности, праздное времяпрепровождение – все это саморазрушающее поведение. В его основе лежит уход от жизненных проблем. Как мы видим алкоголизм и наркомания, хотя и считаются универсальными средствами ухода от действительности, не являются единственными.

В условиях лечения в нашей стране, духовная, религиозная поддержка является одним из наиболее эффективных способов избавлений от зависимости.


Список литературы:

 

1. Аванесян Г.Г. Особенности стратегий совладания и Я-концепции у людей, зависящих от психоактивных веществ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2003 – 230с.

2. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 1995. – 328с.

3. Березин Ф.Б. Психология и психофизиологическая адаптация человека. Л.-1998.- 178с.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. -180с.

5. Байярд Р.Т., Байярд Д. – Ваш беспокойный подросток. - М.:Семья и школа, 1995. – 224с.

6. Ги Лефрансуа. Теории научного формирования поведения человека. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 – 278с.

7. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 240с.

8.  Грузд Л.В. Психологические факторы и механизмы формирования алкогольной и наркотической зависимости / Актуальные проблемы психологии на современном этапе общественного развития: Сборник научных трудов / Под ред. М.Г. Рогова, В.Г. Иванова. – Казань: КГТУ, 2003. – 464с.

9. Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. "Формирование зависимости от азартных игр у молодежи и лиц зрелого возраста"-М., 2005г.- 270с.

10. Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в подростково-молодежной среде: личностные особенности, клинические проявления, половые различия. Вопросы психического здоровья детей и подростков.- М., 2003. – 286с.

11. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студентов ВУЗов – 2-е изд., испр. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.

12. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Смысл, 1998. – 195с.

13. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 304с.

14. Клейберг Ю.А., Конорева Л.А. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии девиантного поведения / Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. – СПб.: СПб ГУ, 2003. – 407с.

15. Корченов В.И. Пьянство, алкоголизм, наркомания: причины и следствия / Медико-биологические и социальные аспекты наркологии: Сборник научных трудов. – М.: РГМУ, 1997 -230с.

16. Кулаков С.А. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОТЕРАПИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАСТРОЙСТВ –СПб.,2005 – 195с.

17. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. СПб. Изд-во Инст. им. В.М. Бехтерева. 2002.- 250с.

18. Комер Р. Патопсихология поведения, нарушение и патологии психики. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 608с.

19. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 – 864с.

20. Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. психиат. и мед. психол., М.,1993 -240с.

21. Каган М. С., Эткинд А. М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. –М.,1989. – 270с.

22. Лозовая Г.В. Признаки нефармакологических зависимостей // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 30-й научной конференции СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2003. – 20с.

23. Москаленко В.Д. Когда любви слишком много. –М.,2002. – 222с.

24. Мизирене Р.В Психологическая зависимость от еды. М., 2005. -150с.

25. Пакина А.Ю. Личностно ориентированный подход к профилактике зависимости / Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. – СПб.: СПб ГУ, 2003 – 257с.

26. Родионов В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М.: ВНИИФК, 1996.

27. Сельченок К.В. Психология зависимости. Хрестоматия. Харвест 2005 Минск., – 596с.

28. Старшенбаум Г.В. В.Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей.-М., 2006. – 280с.

29. С.Пил., А.Бродски Любовь и зависимость. М.,2005 – 269с.

30. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридическая литература, 1986. – 120с.

31. Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб.: МИПУ, 2000. – 250с.

32. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М. 1995. – 305с.

33. Эрик Ф. Вагнер, Холли Б. Уолдрон. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков.пути преодоления. – М., 2006. – 190с.


Приложение

 





ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

Кафедра прикладной психологии и социологии

 

Склонность к различным видам зависимостей студентов

Различных специализаций

 

Курсовая работа

 

 

Зав.кафедрой прикладной         Научный руководитель:

психологии и социологии

профессор

 

 

Санкт-Петербург

2008



Содержание

Введение

Теоретическая часть

1. Общая характеристика зависимого поведения

2. Типы зависимостей

2.1. Фармакологические зависимости

2.2. Нефармакологические (психологические) зависимости

3. Факторы развития зависимостей

4. Этапы становления зависимости

5. Профилактика и коррекция зависимого поведения

Практическая часть

1.Описание проведения исследования

2. Результаты исследования склонности к разным зависимостям у студентов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения



Введение:

В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).[2]

Актуальность работы заключается в том, что мало кто задумывается над тем, что проблема пси­хологической зависимости сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством затруднений. Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазви­тию. Любая из известных зависимостей, будь то тяже­лая наркомания либо патологическая ревность, ока­зывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуе­мой счастьем.

 Зависимости — это психологические причины всевозможных личных катастроф, разруше­ний и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в постыдном плену. Обществу зависимости его членов обходятся зна­чительно дороже, чем самые смертоносные эпиде­мии и стихийные бедствия. Согласно данным меди­цинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые. Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, пре­пятствуют осуществлению заветных желаний. [27]

Цель: изучение склонности к различным видам зависимостей у студентов разных специальностей.

 

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. Теоретический анализ проблемы зависимостей личности.

2. Изучение особенностей склонности к зависимостям у студентов разных специальностей, и будущих психологов.

Объектом исследования являются студенты различных специализаций.

Предметом исследования является исследование склонности студентов к различным видам зависимостей.

Гипотеза – студенты-психологи более склонны к зависимостям, чем студенты других групп.



Теоретическая часть

Общая характеристика зависимого поведения

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» личности выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимости. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликт с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую судьбу.[16]

С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, азартные игры и другие пристрастия. В современной медицинской литературе используется такой термин, как патологические привычки. Понятие зависимость также заимствовано из медицины, является относительно новым и популярным в наше время.

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытываю «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям супругам… В некоторых случаях нарушение нормальных отношений зависимости, например, аутические, шизоидные, анти социальные расстройства личности возникают вследствие катастрофической недостаточной привязанности к другим людям.[27] Сложность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает проблемные сембиотические отношения, или зависимое поведение. Таким образом, зависимое поведение оказывается тесно связанным как злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушением ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение (в переводе с англ. addiction – слепость, пагубная привычка). Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus – тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность».[31]

Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девлактного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:

1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);

2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);

3) пища;

4) игры;

5) секс;

6) религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

- фармакологическая зависимость (курение, таксикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

- нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

- гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуастеризм, некрофелия, садомазохизм);

- религиозное диструктивное поведение (вовлеченность в секту).

Зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.[28]

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения, до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной сонатической и психической патологией.

Различные формы аддиктивного поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать, постоянное желание есть. Человек, зависящий от героина, часто пытается поддержать ремиссию с помощью употребления более легких наркотиков или алкоголя.[11]

Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки зависимого поведения.

Прежде всего, зависимое поведение проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком, как импульсивно-категорическое, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть, как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и сход. Мотивация поведения различна на различных стадиях развития.

Длительность и характер протекания стадий зависит от особенностей объекта (например, вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраст, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).[31]

Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

- наличие внутренней способности к аддиктивному поведению;

- усиление ….. и напряжения;

- ожидание и активный поиск объекта аддикции;

- получение объекта и получение специфических переживаний;

- расслабление;

- фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее циклы повторяются с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного аддикта цикл может продолжатся месяц, для другого – один день.

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностное изменение и социальную дезадактацию.

Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки – коллективных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение в жизни.

Аддиктивная установка:

Выражается в появление сверх ценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы всегда был постоянный запас сигарет, наркотиков). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьет, того болезни не берут»). При этом формируется так называемое логическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе и всемогуществе наркотиков) и «мышления по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально»; «я могу себя контролировать»; «все наркоманы – хорошие люди»).

Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающегося оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому, что сами не знают, что это такое»).

Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление – образом жизни. Все остальное – прежние моральные ценности, интересы, отношения – перестает быть значимыми. Желание «слиться » с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Не удивительно, что ложь становится неизменным спутником зависимого поведения. Критичность к себе и к своему поведению существенно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадактации.

Одним из самых негативным проявлением аддиктивной установки является анозогнозия – отрицание болезни или ее тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость осложняет его взаимоотношения с окружающими, и существенно затрудняют оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.

Таким образом, зависимое поведение – это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается, как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это проведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.[7]



Типы зависимостей

 

Существуют химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся, в частности, ал­коголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение. К нехимическим аддикциям — компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуальные аддикции, аддикция отно­шений, ургентные аддикции, работоголизм, адцикции к еде (переедание, голодание).

Дата: 2019-07-30, просмотров: 234.