Организационное совершенствование производственных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Задачи непрерывного повышения эффективности производства, необходимость приспособления производственной системы к изменениям во внешней среде становятся особенно острыми побудительными причинами организационного совершенствования предприятий [4, с. 31].

В производственной системе организационная деятельность охватывает три взаимосвязанные сферы: организацию производства, организацию труда и организацию управления. Они же являются основными направлениями организационного совершенствования (ОС) производственной системы.

Взаимосвязь и взаимообусловленность всех трех сфер организационного совершенствования производственной системы проявляют себя как объективная закономерность. Конструктивные изменения в структуре связей, проводимые в одной из них, под влиянием научно-технического и социально-экономического прогресса или в целях развития самой системы закономерно требуют соответствующих усовершенствований в ряде других. Это одно из принципиальных положений системного подхода к организации производства.

Организационное совершенствование так или иначе затрагивает интересы человека на производстве, влияет на содержательность, привлекательность и условия труда, моральную и материальную удовлетворенность им, то есть является важной предпосылкой активизации человеческого фактора и социального развития коллектива.

Организационная деятельность на предприятии направлена на ликвидацию как сложившегося, так и постоянно вновь возникающего несоответствия между техникой и человеком в частично изменяющихся производственных условиях, например при внедрении новой техники, применении многостаночного обслуживания, совмещении профессий, повышении квалификации рабочих и внедрении других мероприятий плана социального развития коллектива предприятия, совершенствования хозрасчета и др., то есть в условиях реализации всех направлений социально-экономического развития предприятия.

Ускорение научно-технического прогресса с наибольшей отдачей может быть обеспечено, если внедрение новой техники и прогрессивной технологии будет сопровождаться совершенствованием, а подчас и коренной ломкой сложившейся организации труда, производства и управления. Так, повышение эффективности использования высокопроизводительного специализированного и специального оборудования в условиях единичного и мелкосерийного производства стало возможным только с применением такой прогрессивной формы организации производства, как групповая обработка [12, с. 24].

При внедрении гибких автоматизированных производственных комплексов и систем происходят важные и значительные изменения в организации производства, труда, управления. Именно ГАПы позволяют на практике реализовать гибкую (переменную) структуру организации и управления производством, размещения оборудования и технологической подготовки производства. В этих условиях создаются реальные предпосылки для высокоэффективного функционирования АСУП, систем автоматизированного проектирования (САПР) выпускаемых изделий, технологий и подготовки производства, программного обеспечения производства [6, с. 34].

Все это диктует необходимость одновременного, взаимоувязанного проектирования и совершенствования техники, технологии, организации производства, труда и управления и их регламентации.

Разработка и внедрение типовых проектов организации труда на участках и в цехах включает совокупность многих организационных вопросов, что определяет состав и объем деятельности по оргразвитию, например, проектирование производственной структуры участка или цеха, их организационно-технологическая планировка с обозначением границ рабочих мест, проходов, проездов, мест складирования и маршрутов движения предметов труда, готовой продукции и отходов производства, обслуживающего персонала, системы обслуживания рабочих мест участка или цеха и регламентация работы обслуживающего и обеспечивающего производства и др.

Таким образом, на предприятии возникает огромный объем специфической, сложной и трудоемкой работы, направленной на организационное совершенствование предприятия.

В процессе организационного совершенствования решаются следующие группы задач:

1) организация того или иного процесса, его исполнения;

2) регулирование;

3) рационализация, совершенствование, перестройка и развитие системы;

4) проектирование новых систем [12, с. 23].

Решению задач организационного совершенствования помогай применение целевых комплексных программ (ЦКП) как эффективною метода планирования и управления производственными системами. ЦКП дает возможность реализовать системный подход при решении проблем организационного совершенствования и таким образом осуществить взаимоувязку и согласование целей развития отдельных частей и подсистем производственной системы.

Логически иерархия степени детализации решений выстраивается по следующим признакам (сверху вниз): цели, направления достижения поставленных целей, пути решения конкретной задачи, проекты решения, мероприятия (меры) действия, поведение работника.

Всякое организационное совершенствование (ОС) на предприятии начинает свою жизнь как нововведение и заканчивает как устаревшая организационная форма, порождающая новые проблемы и требующая дальнейшего совершенствования. Жизненный цикл организационного совершенствования (ЖЦОС) включает ряд этапов. По составу и содержанию этапов этот цикл, разумеется, будет неодинаков для систем различного уровня (предприятия, цех, участок, бригада).

На этапе I ЖЦОС исследуется фактическое организационное состояние системы, результатом которого является выявление проблем и определение целей организационного совершенствования. Здесь осуществляется анализ организационного состояния объекта в совокупности с влияющими на него факторами внешней среды. Особенно следует выделить состояние на входе и выходе системы (подсистемы). В несоответствии внутреннего состояния системы внешним связям и задачам ее функционирования обычно усматривают проблему, требующую организационного решения. На основе выяснения проблемы формируется цель организационного совершенствования.

Для выявления проблем целесообразно проводить комплексную аттестацию рабочих мест, участков, цехов, служб, бригад по всем направлениям: технический уровень, организационный уровень, условия труда и др. Таким образом, уже на исследовательской стадии можно установить связи, с одной стороны, между организационными и техническими уровнями системы, с другой - между организационными и социальными условиями. В свою очередь это дает основание заложить необходимые системные связи при формировании ЦКП организационного развития и на стадии разработки отдельных ОС.

На этапе II осуществляется организационное проектирование, то есть сама разработка мероприятий организационного совершенствования и всех сопутствующих регламентирующих и методических документов. В ЦКП необходимо спланировать всю работу по оргпроектированию ОС с указанием сроков и ответственных по каждой ее части, которую ложно проконтролировать по каждой операции (выдача информации, подготовка проекта решения, утверждение проекта и т. п.).

Необходимость этапа III - опытного внедрения организационного совершенствования - определяется степенью его новизны.

Эксперимент проводится в том случае, если предлагаемое решение является принципиально новым либо если необходимо выяснить, насколько решение окажется применимым или эффективным в новых, специфических условиях данного объекта.

На этапе IV изучаются экономические результаты организационного эксперимента. Кроме того, необходимо проводить социологические исследования для выяснения отношения работников к нововведению. С учетом этого вносятся соответствующие коррективы в оргпроект организационного совершенствования.

Этап V - типизация ОС и определение области распространения. Нововведения на предприятии часто внедряются по результатам эксперимента, проведенного на другом предприятии или в порядке распространения передового опыта. При этом делается попытка использовать чужой опыт без учета специфических условий его зарождения. Вместе с тем важное значение имеют отраслевая, технологическая специфика, региональные, национальные особенности, половозрастная структура коллектива, профессиональная культура, квалификация кадров и многое другое. Все это необходимо тщательно изучать и учитывать при типизации ОС и определении области его распространения.

На стадии применения типового решения необходимо осуществлять его привязку к условиям и особенностям данного предприятия.

При отсутствии необходимости или возможности проводить эксперименты этап III ЖЦОС совмещается с этапом VI - обеспечение внедрения ОС. Этапы IV и V в этом случае совмещаются с этапом II.

Обеспечение внедрения ОС включает проведение работ по организационному, материально-техническому и финансовому обеспечению ОС. Все эти работы нужно запланировать в ЦКП и предусмотреть при расчете трудоемкости и определении сроков исполнения в соответствующих графиках. Организационное обеспечение внедрения ОС включает распределение функций и назначение исполнителей и ответственных. Этап VII включает проведение мероприятий, направленных на адаптацию организационного нововведения в системе: пропаганда, разъяснительная работа, обучение кадров и т.п. Мероприятия, направляющие и стимулирующие позитивные процессы самоорганизации, должны быть заложены в самом проекте ОС. Их необходимо выделить и зафиксировать в ЦКП с указанием исполнителей, ответственных за разработку положений, стимулирующих механизмов и т. п., сроков введения и области распространения [6, с. 37].

Этап VIII ЖЦОС предполагает изучение практики применения ОС, обобщение опыта и выявление новых проблем. Прежде всего, он необходим для осуществления функций контроля и регулирования при управлении программой. Кроме того, в ходе реализации программы на основе изучения и обобщения опыта применения отдельных ОС вносятся соответствующие уточнения и дополнения в ЦКП. Этот механизм обратной связи должен быть регламентирован программой, обусловлен сроками и ресурсами.

Таким образом, ЦКП является организующим и координирующим механизмом при проведении всех работ ЖЦОС. Наряду с этим ЦКП устанавливает и обеспечивает связи между отдельными ОС и мероприятиями сообразно тому, как обеспечиваются связи между отдельными элементами системы.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 157.