Управление финансами
Управление финансами (или финансовый менеджмент) означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе формирования и движения, распределения и перераспределения, а также использования; это сознательное и целенаправленное воздействие
- экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег для получения оптимального печного результата хозяйствования. Самая большая ошибка многих российских предпринимателей заключается в недооценке ими финансового менеджмента (управления плисовыми потоками). Некоторые предприниматели объясняют это он сложностью финансовых проблем, а потому делегируют свои полномочия подчиненным. Такая позиция ошибочна: никоим образом нельзя ни направлять, ни контролировать самостоятельно денежные потоки, как поступающие, так и исходящие. Именно в движении этих потоков концентрируется реальный результат предпринимательской активности и скрыты те возможности повышения результативности бизнеса, поиск которых ведет предприниматель. Поэтому отечественному предпринимателю прежде всего необходимо освоить все основные принципы и подходы управления финансами, хорошо в них разбираться, иначе он обречен на неуспех.
Таким образом, проблема овладения всем потенциалом финансового менеджмента, всеми его секретами - это вопрос жизни и смерти бизнеса, особенно в специфических условиях российского рынка[7, с. 71-76] .
Происходящие в нашей стране рыночные изменения делают насущной необходимостью приобретать и эффективно применять опыт хозяйствования в новой обстановке. Условия и принципы функционирования предприятий, результаты деятельности теперь прямо зависят от конкурентоспособности их продукции на рынке. В приспособлении к требованиям конкретных рынков очень важными являются предвидение, оценка уровня качества технико-экономических параметров продукции, ее цены, сроков поставки. Причем это необходимо делать заранее, еще на стадии разработки новой продукции, модернизации, усовершенствования выпускаемых изделий, до начала производственного цикла. Очень важно иметь всю необходимую деловую информацию и для разработки сбытовой политики.
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации экономической политики. Вот почему сегодня, как никогда, важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития предприятия. Добиться делового успеха сегодня невозможно без применения самых разнообразных финансовых инструментов, многие из которых уже нашли широкое применение на российском рынке. Финансовое благосостояние фирмы - понятие сложное, комплексное, свидетельствующее о стабильности ее денежных капиталов, при котором создаются условия для развития, роста прибыли, поддержания платежеспособности, ликвидности, кредитоспособности и рентабельности при рациональном уровне риска. Основы финансовой устойчивости фирмы прежде всего выступают естественным результатом процессов, происходящих в ней самой. Однако на нее активно воздействуют и процессы, происходящие в обществе, т.е. внешние факторы. взобраться в этом сложном взаимопереплетении и использовать возможности как внешних, так и внутренних факторов помогает финансовый менеджмент.
В то же время решение проблем, стоящих перед финансовым менеджером предприятия, невозможно без решения вопросов, которые на первый взгляд прямо к финансам не относятся (в их числе и наличие хорошо поставленного управленческого учета, и качество планирования на предприятии, и обеспеченность его высококвалифицированными менеджерами, и оптимизация налогообложения, и т.д.). Результаты финансовые, финансового менеджмента являются производными т итогов всей рыночной деятельности предприятия, качества и работоспособности всего его коллектива. Следовательно, оздоравливать финансы фирмы - это оздоравливать весь ее организм.
Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, на способность быстро и правильно оценить хозяйственную ситуацию и найти тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным. Для современного менеджмента характерны:
• стабильное стремление к повышению эффективности производства
• бизнеса в целом;
• широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты: функционирования на рынке предприятия в целом или его подразделений;
• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
• ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности организации;
• использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
• изменение функции планирования от текущего к перспективному;
• выход финансового менеджмента на передний план во всей системе управления предприятия;
• упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
• оценка управления в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;
• максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
• привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ей;
• осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких
решений;
• опора на инновации в каждом сегменте работы организации, нестандартные решения;
• проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;
• способность разумно рисковать и управлять риском;
• возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевой [5, с. 32-35].
Хозяйственные условия в России сегодня настолько отличаются от государств с развитой рыночной экономикой, что использование приемов и методов современного менеджмента в нашей стране не может не носить творческий, пионерский, новаторский характер при максимальном учете особенностей, традиций, специфики всей страны в целом, каждого региона, трудового коллектива. Ныне менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования, прогнозирования научных разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.