Глава 1. Формирование городского самоуправления г. Воронежа 1870 – 1892 гг
Формирование городской управы в 1870-х - 1890-х гг. и её социальный состав
Первый состав городской управы был уже установлен. Далее сведения о социальном составе сведены в таблицу.
Таблица.1.Социальный состав воронежской Городской управы и характеристики членов управы в период действия городового положения 1870г (1871-1893)1
| Количество членов управы (включая городских голов) | ||||||||||||
Май 1871 | Май 1875 | Март 1879 | Дек. 1881 | Дек. 1885 | Май 1888 | Май 1890 | Дек. 1892 | Весь период 1871-1893 | |||||
Всего членов управы | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | ||||
Сословия членов упр. | Купцы,поч. граждане из куп-ва | 5 | 3 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 16 | |||
Дворяне, чиновники | - | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 7 | ||||
Мещане | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | 2 | ||||
Образование членов | Высшее | 1 | 2 | 2 | 3 | - | - | 1 | 3 | 7 | |||
Среднее | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||
Начальное и домашнее | 5 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 1 | 15 | ||||
Проживание в Воронеже | С [5]рождения | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 20 | |||
20 и более лет | 2 | - | - | 1 | 1 | - | - | - | 3 | ||||
15-20 лет | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | 2 | ||||
Менее 15 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Здесь учтены как члены управы, так и все городские головы данного периода. В ней также имеются сведения об образовании, о длительности проживания в Воронеже всех членов городской управы.
Так как члены управы избирались думой, то и социальный состав напрямую зависел от состава думы. В целом можно сказать, что наблюдается преобладание представителей торговых слоев, лиц невысокого образования, но родившихся и долго проживающих в Воронеже и поэтому хорошо знающих город. Лишь двое из 25 не родились здесь и жили менее 20 лет, а менее 15 лет не жил никто. Изменения в данный период мало заметны. Но тем не менее можно обратить внимание на увеличение в управе представителей интеллигенции с высшим образованием опять-таки в то время, когда в городском самоуправлении в целом имела большой вес «партия» интеллигенции – в первый раз в течение второй половины 70-х – начала 80-х гг., во второй раз – в начале 90-х гг.
Сенатор С.А. Мордвинов, ревизовавший Воронежскую губернию в 1880 г., не преминул обратить внимание на преобладание в Воронежской городской управе лиц неторговых занятий (3 против 2). Причем Воронеж оказался тогда единственным городом в губернии с подобным соотношением членов управы – во всех других городах, в уездных, купеческий элемент преобладал, и, следовательно, по заключению ревизора, исполнительная власть находилась там, в отличие от Воронежа, «в руках купцов»1.
Таким образом, был установлен социальный состав городской управы в период действия Городского Положения 1870 г. он зависел не только от формы. В целом можно выделить такую особенность. Представленные в таблице колебания в составе управы были обусловлены настроениями местного общества, которые были связаны с борьбой двух думских партий – коммерсантов и интеллигенции. [6]Сказанное выше относится и к выявлению наиболее важных тенденцию в самоуправлении: здесь дважды наблюдался численный перевес хорошо образованной интеллигенции. Но в целом за весь период закономерно преобладание купечества, поскольку у члена городской управы в еще большей степени, чем у гласного думы, ценились такие качества, как практические навыки ведения хозяйства и знакомство с местным городским хозяйством. И даже независимо от сословий на первое место ярко проступает такая особенность члена управы, как коренной воронежец.
Глава 2. Реформа 1892 года в системе городского самоуправления, в частности, городской управе
Глава 3. Организация работы городской управы и влияние губернской администрации
Организация работы управы
Работа управы протекала в тесной и неразрывной связи с работой думы. По статье 76 Городового Положения 1870г., дума с помощью инструкции определяла порядок работы управы и указывала, какие дела подлежат коллегиальному рассмотрению, а какие осуществляются единичными распоряжениями городского головы или отдельных членов управы. Распределение же сфер работы между членами управы происходило по постановлению самой управы. Согласно статье 77, в случае коллективного обсуждения постановления управы выносилось большинством голосов. Как уже указывалось, первая в Воронеже городская управа была избрана думой в 1871. в составе 5 членов. Первым из них был избран член управы, заменяющий городскую голову, - купец И.И. Селиванов, которого считали «правой рукой» городских голов . Кроме исполнения обязанностей головы во время его отлучек, И.И. Селиванов взял на себя постоянные наиболее ответственные поручения, такие как расквартирование воинских частей, контроль за исполнением думских постановлений и некоторых других.
26 июня 1871г. управа приняла первое постановление о распределении обязанностей между остальными четырьмя членами. Купец Э.Ф. Гаусмае стал ведать содержанием всех зданий, принадлежащих городскому самоуправлению, а также мощение улиц и площадей, купец Ф.А. [14]Кронстрем – снабжением полицейской и пожарной служб, мещанин С.В. Матасов – водопроводом, торговлей на базарах, очисткой рыночных площадей, сдачей в аренду городских участков под торговлю и иные цели. Наконец, купец П.Н. Болычев взял на себя казначейские обязанности по сбору налогов1.
10 ноября 1871г. городская дума в присутствии 24 гласных утвердила инструкцию для городской управы. Первый раздел определял «порядок занятий в управе», в том числе время её работы и порядок работы канцелярии. Каков должен быть состав канцелярии – этот вопрос дума предоставила решать самой управе. Второй раздел был посвящен 2порядку решения дел». Коллегиальному рассмотрению членов управы подлежали 13 дел, в том числе заключение управой контрактов и договоров подряда, предварительное рассмотрение смет и отчетов управы для внесения в думу, определение оценочного сбора с недвижимых имуществ, составление проектов «обязательных постановлений» думы, разрешение строительства частных зданий и утверждение архитектурных проектов, решение общих вопросов по расквартированию войск, освидетельствование денежных сумм управы, распределение обязанностей между членами управы и др. К единоличным распоряжениям городского головы относилось назначение членов управы для освидетельствования произведенных хозяйственных работ и поставки материалов, для осмотра повреждений в городских зданиях или в уличных покрытиях. Каждый из членов управы имел право вести переписку по своим вопросам, выдавать справки, свидетельствовать своими подписями различные удостоверения и торговые доверенности. Городская дума оговорила также порядок делопроизводства и отчетности управы, приложила к инструкции формы отчетов и журналов управы1.
Характерно, что с течением времени круг обязанностей членов управы расширялся.
Очередное постановление по данному вопросу состоялось в 1873г. в связи с первыми перевыборами членов управы. Троих членов, которых надлежало переизбрать, определил жребий. В итоге выбрали И.И. Селиванова и П.Н. Болычева на те же должности, а вместо Ф.А. Кронстрема избрали купца М.В. Синицына. Вскоре, в том же году, от должности отказался Э.Ф. Гаусман, и его место занял заранее выбранный кандидат – историк, титулярный советник Г.М. [15]Веселовский, к которому перешли обязанности Ф.А. Кронстрема и добавилось наблюдение за наружным уличным освещением. Часть обязанностей Э.Ф. Гаусмана – содержание зданий и других сооружений – перешла к М.в. Синицыну, другая часть – мостовые работы – к С.В. Матасову. Ведать рыночной торговлей вместо С.В. Матасова стал М.В. Синицын. Дополнительными обязанностями П.Н. Болычева стало наблюдение за лесными участками, принадлежавшими городу, а также за городскими скверами и садом.
Через два года, в июне 1875 г., уже в следующем выборном 4-летии, произошло новое распределение обязанностей. Вместо прежнего члена С.В. Матасова, срок полномочий которого истек, был выбран купец А.И. Иванов-Шиц. Кроме постоянных поручений члены управы часто имели разовые, так называемые особые поручения.
И в дальнейшем, в течение всего сорока действия положения 1870г., происходили подробные перевыборы и перераспределение обязанностей членов управы с тенденцией к возрастанию общего количества обязанностей (но уже менее важных, чем те, которые были определены в первые годы работы управы).
Нагрузка на каждого члена управы возросла в конце 1877г., когда после смерти П.Н. Болычева на его место не было избрано другого лица, и с тех пор в управе стало четыре члена, не считая городского головы.
Подавляющее большинство членов управы выбиралось из среды активных гласных думы. Это значительно облегчало работу членов управы, которые всегда были в курсе городских дел. Помогало им и делопроизводство, которое велось в канцелярии управы.
Заключение
Таким образом, была представлена обширная картина становления и развития городской управы Воронежа в период 1870-1918гг. Можно выделить основные тенденции её развития. Это развитие, зависящее от ряда социально-экономических факторов, не отличалось постоянным поступательным развитием, сопровождалось также кризисными ситуациями и завершилось её роспуском, в общем распадом самоуправления. Также можно сделать вывод о влиянии российского законодательства и его реформирования на развитие и эффективность работы городской управы.
Введение Городового Положения 1870г. В Воронеже и в России в целом было неизбежным и исторически необходимым актом со стороны государства. Она значительно расширяла круг потенциальных избирателей, положив в основу избирательной системы их имущественную самостоятельность. Главное достоинство реформы заключалось в том, что городское самоуправление было наделено гораздо большей, чем раньше, финансово-хозяйственной независимости. Также был создан исполнительный орган самоуправления – городская управа. Её состав зависел не только от формы законодательства. Во-первых, важнейшей особенностью были численные колебания её социального состава, обусловленные степенью удовлетворенности общества результатами деятельности предыдущих составов городской управы. Во-вторых, В Воронеже наблюдались качественные изменения в составе городской управы, - постепенный рост доли интеллигенции в составе управы и её преобладание в конце 1900-х и 1910-хгг. Этот рост являлся не следствием реформирования законодательства, а объективным процессом, продиктованным социально-экономическими потребностями общества, постепенным повышением культурного уровня зажиточных городских слоев. В-третьих, важнейшей тенденцией также являлась преемственность составов управы как после 1870г, так и после 1892г., и эта положительная черта, отличалась от дореформенной системы городского управления, когда такая преемственность была невозможна из-за отсутствия исполнительного органа.
Городовое положение 1892г. в первую очередь следует расценивать как новую редакцию старого положения 1870г., которое должно было улучшить, в рамках существующего политического и экономического строя, систему городского управления и откорректировать ряд несовершенных, непродуманных ранее формулировок закона. Но следует отметить, что реформа не изменила таких базовых принципов как выборность, децентрализация и самофинансирование. Вопреки часто встречающимся в историографии представлениям о возобновлении «диктата» губернской администрации, па примере Воронежа видно, что реформа 1892г. не изменила степень влияния местной администрации на организацию работы городской управы. Излишняя административная опека со стороны губернаторов, устраненная положением 1870г., не возобновлялась благодаря самостоятельности финансово-хозяйственных функций города. Во взаимоотношениях города Воронежа с губернской администрацией для всего периода 1870-1917гг. Характерны незначительные конфликтные ситуации при разрешении малозначащих организационных вопросов и бесконфликтное подчинение самоуправления указаниям администрации.
Следует выделить несколько периодов деятельности городской управы.
Первый период следует обозначить началом 1870-х – началом 1890-хгг. Главной особенностью этого периода в Воронеже была борьба двух «партий». Более консервативная «партия» была представлена преимущественно купеческими, торговыми слоями, которая делала упор на экономическое ведение хозяйства, сокращая расходы на социальную сферу, но не допуская дестабилизации городского бюджета. Другая «партия», преимущественно представленная интеллигенцией, считала возможным значительное увеличение расходов на социальные нужды горожан за счет дестабилизации бюджета – практики допущения его дефицитов, осуществления займов и роста долгов города. Также для второй «партии» было характерно увеличение интенсивности работы городской управы.
Второй период деятельности – с середины 1890-х до первой половины 1900-хгг - он прежде всего характеризовался временным подъемом городского хозяйства.
Третий период: 1905г. – первая половина 1914г. Его сущность заключалась в том, что с середины 1900-х гг. Наблюдались в корне противоречившие друг другу тенденции. С одной стороны – быстрый рост потребностей городского общества. С другой стороны, городская управа была скована в выполнении своих задач крайне ограниченными материальными ресурсами. В этот период городская управа стала использовать постоянную практику крупных займов как единственно возможный путь для покрытия предыдущих перерасходов и долгов.
В течение 1870-1910гг воронежская управа имела наибольшие достижения в двух сферах социально-хозяйственной деятельности. Первая их них – содержание муниципального водопровода, являвшегося прибыльным предприятием и приносившего стабильно возраставшие доходы. Вторая сфера имела большую социальную значимость: постоянное развитие сети начального образования. Но можно выделить также третью сферу, в которой имелись значительные успехи, но только временные: в 1870-1880гг. Было достигнуто генеральное перемощение основных улиц в результате хозяйствования «партии» интеллигенции. Однако, в 1913г. эта сфера, наоборот, была настолько запущена, что пришли в негодность практически все мостовые на главных улицах города. Была проведена успешная подготовка проекта электрического снабжения города и пуска трамвая. Только военные условия сорвали реализацию проекта. После 1905г. развитие городского хозяйства и его социальной сферы существенно замедлилось, а по ряду показателей произошли ухудшения.
Но следует отметить, что финансово-хозяйственная деятельность управы почти всегда велась профессионально правильно, без злоупотреблений и крупных финансовых нарушений, о чем свидетельствуют регулярно проводившиеся ревизии отчетов городской управы за годы, предшествовавшие проверке.
И последний, четвертый период деятельности, где необходимо объединить два хронологических этапа – годы Первой мировой войны до ведения законодательства временного правительства в 1917г. и месяцы 1917-1918гг. Со времени этой реформы до роспуска управы. Здесь важными является – изменение первоочередных задач, усложнение структуры управы в связи с увеличением объема работы и неуклонный экономический кризис системы в целом. В 1914-1917гг., в том числе и при Временном правительстве, город Воронеж являлся одним из тех городов, на которых Россия держала бремя войны. Историческая заслуга местного управления состоит в значительной помощи русской армии и в предотвращении в городе повального голода в условиях дефицита товаров первой необходимости.
Источники
Архивные материалы
Ф. И – 19 воронежская городская управа
Оп.1. Д. 3,11, 14, 57,139, 140, 273, 1113.
Опубликованные материалы
Законодательные акты
Полное собрание законов Российской империи : Собрание 1-е: в 45т.- Спб., 1830. Т.22. - №16188.- С. 358-384.
Полное собрание законов Российской империи : Собрание 3-е: в 33 т. – СПб., 1895. – Т.12. - № 8708. – С. 430-456.
Сборник указов и постановлений временного правительства. Пг.: Гос. тип, 1917. – Вып. 1. – Отд. 2. - №78. – С. 163-184.
Сборник указов и постановлений временного правительства. Пг.: Гос. тип, 1918. – Вып. 2. – Ч.1. – С. 444-480.
3. Отчетный материал
Всеподданнейший рапорт сенатора Мордвинова, ревизовавшего Воронежскую губернию по Высочайшему повелению в 1880г. – 242с.
Периодическая печать
Воронежские губернские ведомости. – 1863 – 1917.
Воронежский телеграф. – 1870 – 1919.
Красный листок. – 1918.
Путь жизни. – 1917.
Литература
Акиньшин А.Н. Материалы к биографическому словарю воронежских архитекторов / А.Н. Акиньшин// Труды Воронежского областного краеведческого музея. - Воронеж, 1994. – Вып.2. – С.68-91.
Акиньшин А.Н. Материалы к биографическому словарю воронежских архитекторов / А.Н. Акиньшин// Из истории воронежского края. – Воронеж, 2002-2003. – Вып. 10. – 2002. – С. 76-100; Вып. 11. – «003. – С. 150-178.
Васильчиков А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений: в 3т./ А. И. Васильчиков.- Спб.: Тип. Э. Праца, 1870-1871. – Т. 1 – 1870. – 368 с.; Т. 2. – 1870. – 447 с.; Т. 3. – 1871. – 377 с.
Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства/ Л.В. Велихов. - . М. – Л.: гос. изд-во, 1928. – XII, 467 c.
Веселовский Г.М. Воронеж в историческом и современно-статистическом отношениях/ Г.М. Веселовский/ Изд. Воронеж. Губерн. Стат. Ком. - Воронеж: Тип. Губерн. Правления, 1886. – 316 с.
Веселовский Г.М. Исторический очерк города Воронежа. 1586- - 1886/ Г.М. Веселовский / Изд. Воронеж. Гор. Думы. - . Воронеж: Тип. Воронеж. Гор. управы, 1886. – 310 с.
Гессен В.М. Вопросы местного самоуправления / В.М. Гессен. - Спб.: Право, 1904. - 235 с.
Головачев А. А.. Десять лет реформ . 1861-1871/ А. А . Головачев / Изд. « Вестника Европы» - Спб.: Тип. Ф.С. Сущинского. 1872. - 398 с.
Градовский А.Д. Начало русского государственного права / А.Д. Градовский //Собр. соч.6 в 9 т. – Спб. : Тип М.М. Стасюлевича, 1904. - Т.9. – CLXXX.- 599 с.
Дитятин И.И. Статьи по русской истории права / И. И. Дитятин/ Изд. О.Н. Поповрй. - Спб.: Скоропечатня А. Пороховщикова, 1895. – 632 с.
Коркунов Н.М. Русское государственное право: в 2т. / Н.М. Коркунов. - 5-е зд. - СП.б.: тип. М.М. Стасюлевича, 1904. - Т. 1. – 573 с.
Нардова В.А. Городское самоуправление в России В 60-х – 90-х годов XIX: правительственная политика / В.А. Нардова. - Л.: Наука,1984. – 1984. – 258 с.
Нардова В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX – начале XX века / В.А. Нардова. Спб.: Наука, 1994. – 160 с.
Попов П.А. Городское самоуправление Воронежа (1870-1918) / П.А. Попов. – Воронеж: Кварта, 2006. – 424 с.
Попов П. А. Городское самоуправление Воронежа в 1870- начале 1890-х гг. / П.А. Попов // Из истории воронежского края 6 сб. ст. – Воронеж, 2001. – Вып. 9. – С. 58-67.
Попов П. А. Кризисные явления в городском самоуправлении Воронежа в конце 1900-х – начале 1910-х гг. // П.А. Попов // Воронежский вестник архивиста : науч.-информ. Бюл. – Воронеж, 1998. – Вып. 1. – С. 51-65.
Свешников М.И. Основы и пределы самоуправления: опыт критического разбора вопросов местного самоуправления в законодательстве важнейших европейских государств / М.И. Свешников.- Спб.6 Тип. М.М. Стасюлевича,1892. – 296с.
[1] Нардова В.А. Указ. Соч. С. 13
2 Веселовский Г.М. Обзор Воронежского городского самоуправления со дня его открытия . 1871-1883гг. // Дон. 1883. 10 февр.
3Государственный архив Воронежской области. Ф. И – 19. Оп.1. Д. 3. Л. 137-141 об.
4Государственный архив Воронежской области. Ф. И – 61. Оп.1. Д. 92.
1 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СП. б., 1874. Т. 45. С. 823 – 839
2 Нардова В.А. Указ. соч. С. 49
3 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СП. б., 1874. Т. 45. С. 825
1 Дитятин И.И. Статьи по русской истории права. Спб., 1895. С. 252-253
1Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СП. б., 1874. Т. 45. С. 838
2Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СП. б., 1874. Т. 45. С. 829
3 Государственный архив Ворорнежской области. Ф. И-19. Оп. 1. Д.139
1 Попов П. А. Городское самоуправление Воронежа 1870-1918. – Воронеж: Кварта, 2006. С. 351
1 Рапорт сенатора Мордвинова, ревизовавшего Воронежскую губернию по высочайшему повелению в 1880 г. С.48
1 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е Спб., 1895. Т. 12. С.430-456
1 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е Спб., 1895.
1 Попов П. А. Городское самоуправление Воронежа 1870-1918. – Воронеж: Кварта, 2006. С 356
1 Сборник указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917. Вып. 1. С. 163-184
1 Сборник указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1918. Вып. 2. С. 444-480
2 Новая городская дума // Воронежский телеграф. 6, 12 авг., второе заседание новой городской думы // Путь жизни. 1917. 20 авг. С. 84, 86
1 Варин П. Роспуск городской управы6 беседа с т. Богуславским // Красный листок 1918. 16 мая
2 Государственный архив Ворорнежской области. Ф. Р-19. Оп. 115. Д. 24. Л. 3.
1 К восстановлению городского самоуправления // Воронежский телеграф. 1919 6 окт.
1 Государственный архив Ворорнежской области. Ф. И- 19. Оп. 1. Д. 140. Л. 4.
1 Государственный архив Воронежской области. Ф. И- 19. Оп. 1. Д. 140. Л. 5-7; Ф. И-21. Оп. 1. Д 17. Л. 154 об. - 157
1 Анишкин А.Н. Материалы к биографическому словарю воронежских архитекторов (конец XXII - начало XX вв.) // труды Воронежского областного краеведческого музея. Воронеж, 1994. Вып. 2. С. 74-75, 81-82; Он же. Указ соч. // Из истории Воронежского края. Воронеж., 2003. Вып. 11. С. 170-171.
2 Государственный архив Воронежской области. Ф. И- 19. Оп. 1. Д. 1113. Л. 1-10.
Глава 1. Формирование городского самоуправления г. Воронежа 1870 – 1892 гг
Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.