Гражданское судопроизводство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы гражданского судопроизводства были сосредоточены в уставе гражданского судопроизводства 20 ноября 1864 года, состоявшем из четырех книг, включавших 1460 статей. (Приложение 4).

Гражданское судопроизводство основывалось на положении о гласности, устности и состязательности, причем эти принципы были выражены в гражданском процессуальном праве более полно, чем в уголовно – процессуальном.

Устав гражданского судопроизводства устанавливал два порядка судопроизводства: обыкновенный и сокращенный. Обыкновенный порядок предполагал обязательное представление сторонами письменных объяснений, письменных доказательств, а сокращенный – где письменная подготовка дела к слушанию хотя и могла быть допущена, но не была обязательна, и решение суда могли быть основаны «на одном только словесном состязании тяжущихся (Приложение 4. Ст.4.).

Как при обыкновенном, так и при сокращенном порядке судопроизводства стороны обязаны были явиться в суд лично или прислать своих поверенных. Стороны получали свободный доступ ко всем материалам, относящемся к делу и находящимся в распоряжении суда; никакое действие, показание или требование одной стороны не должно было скрываться от другой стороны.

Во всем этом просматривался новый, противоположный дореформенному, порядок гражданского судопроизводства, основанный на началах гласности, состязательности и устности.

Судопроизводство у мировых судей (Приложении 4. Раздел 1). Стороны недовольные решением мирового судьи, могли подавать апелляционную[31] жалобу в мировой съезд. Кассационной [32] инстанцией для дел, рассмотренных мировыми судьями и их съездами, был гражданский кассационный департамент сената.

Судопроизводство в общих судебных местах (Приложение 4. Раздел 2).

Рассмотрение гражданских дел в окружных судах могло осуществляться одним из двух порядков – обыкновенным или сокращенн6ым.

Обыкновенный порядок предполагал гласное рассмотрение дела, начинавшееся докладом члена суда. По усмотрению председателя доклад делался либо словесно, либо по записке, содержащей краткое изложение существа дела. Рассматривая дело, суд мог требовать представления только тех доказательств, на которые ссылаются стороны. Свидетельские показания принимались судом только в том случае, если они допускались и по закону не требовалось других, в частности, письменных доказательств.

Сокращенный порядок судопроизводства имел место в тех случаях, когда стороны были согласны с этим и суд не встречал к тому возражений. Кроме того, сокращенным порядком рассматривались дела: 1) по искам взятых в долг товарах и припасах, о найме домов, квартир и другого рода помещений, о найме слуг; 2) по искам об отдаче денег и иного имущества на сохранение; 3) по просьбам об исполнении договоров и обязательств; 4) по искам о вознаграждении за ущерб, убытки за самоуправное завладение; 5) по спорам, возникшим при исполнении решений; 6) по спорам о привилегиях.

Сокращенный порядок предполагал более быстрое рассмотрение дела, более короткие сроки для явки сторон в суд.

Все решения окружного суда могли быть в апелляционном порядке обжалованы в судебной палате, которая решала дело окончательно.

Вступившие в законную силу решения, могли быть обжалованы при наличии кассационных поводов в гражданско-кассационный департамент сената.

Не смотря нам все плюсы новой сложившейся судебной системы. Практически воплощение в жизнь судебной реформы встретилось со значительными трудностями. Потребовалось немало времени для подготовки аппарата новых судов, выделение помещений, дополнительных средств и др.

В период кодификации судебная система была упорядочена, но этот порядок был лишь на бумаге. В национальных окраинах действовали свои суды, военные суды, даже был создан особый суд для декабристов. В судопроизводстве имели место инквизиционные начала, отсутствовали четкие критерии возбуждения дела, срок рассмотрения дела (рассмотрение дела могло превратиться в бесконечную волокиту), неравенство сторон. Высшая бюрократия обладала неприкосновенностью, которой они могли лишиться только по решению Совета Министров и общего собрания департамента. Суды работали неэффективно, всего 12% дел заканчивалось обвинением.

Основная идея реформы – “суд равный, скорый, правый”. На деле же изменения коснулись только процессуального права, материальное, уголовное и гражданское осталось без изменений. Первоначально материалы по реформе готовил 2-й отдел собственной его императорского величества канцелярии. За основу взят прусский вариант, т.е. уменьшение числа инстанций, добавление элемента состязательности. Были и другие положения реформы, они вызвали резонанс в обществе, причем неоднозначный. Статс-секретарь Зарудный председательствовал в производстве реформы, он взял католический (сардинский) и венгерский варианты судопроизводства. К осени 1865 г. уставы были готовы и их опубликовали в прессе, для наблюдения реакции населения, реакция была различной.

Сначала в апреле 1866 г. были создан только два судебных округа – в Петербурге и Москве. Открытие нового суда состоялось в столице в день рождение Александра II – 17 апреля.

23 апреля 1866 г. судебные установления открылись в Москве, в 1867 г. – в Харькове.

Действие Судебных уставов охватило 44 губернии, причем процесс создания в них новых судов занял более 30 лет. К 1870 г. новые суды были введены в 23 губерниях, а в остальных 21 губернии образование судов завершилось только в 1896 г. Новые Судебные уставы не водились на северной и юго-восточной окраинах Европейской России (в Олонецкой, Уфимской, Оренбургской и Астраханской губерниях). Суд присяжных не был введен в Царстве Польском, Прибалтике и на Кавказе.

Новые принципы деятельности судов вызвали серьезное противодействие со стороны государственной бюрократии. Уже с 1866 г. последовали разного рода изъятия, «дополнения» и «разъяснения», ограничивавшие сферу деятельности новых судов.

Летом того же года судебные чиновники были поставлены в зависимость от общей администрации: им предписывалось являться к губернатору по его вызову, «подчиняться его законным требованиям» и «оказывать ему должностное уважение». С 1867 г. вошло в обыкновение назначать вместо следователей «исправляющих должность следователя» чиновников, на которых несменяемость не распространялась.

Законом 1871 г. производство дознания по политическим делам передавалось жандармерии. В 1872 г. было создано «Особое присутствие Правительствующего сената», рассматривавшее наиболее крупные политические процессы. Закон 7 июня 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний.

В 1878 г. рассмотрение некоторых политических преступлений перешло из суда присяжных к военно-окружным судам. В 1885 г. было создано Высшее дисциплинарное присутствие для суждения о неблаговидных поступках судей, что стало прямым посягательством на их несменяемость.

12 июля 1889 г. был ликвидирован мировой суд (за исключением столиц г. Одессы). Функции этих судов сельской местности были переданы земским начальникам, назначаемым обычно из потомственных дворян, владевших недвижимой собственностью. Кандидатура земских начальников подбирались губернатором и губернским предводителем дворянства и мировых судей перешли к так называемым городским судьям, назначаемыми министром юстиции.

Мировой суд был вновь восстановлен 15 июля 1912 г.

Несовершенство новых судов активно обсуждалось в прессе и литературе. Достаточно вспомнить яркую картину суда, обрисованную в романе Л.Н. Толстого «Воскресение».

Тем не менее, судебная реформа при всех ее изъянах была важным шагом вперед на пути к правовому государству.

Со временем население огромной страны на деле узнало всю разницу между судом безгласным и гласным, долгим и скорым, зависимым и свободным, неправым и правым.

Расходы государства за 25 лет с 1855 по 1880 г. по судебному ведомству возросли с 3,5 до 16, 66 млн. руб.

Итак, в 1864 была осуществлена судебная реформа, которая по единодушному признанию историков, является самой последовательной в ряду преобразований 1860-1870-х годов; буржуазные принципы, положенные в ее основу, и проявлялись наиболее рельефно. Вместо прежних сословных судебных органов в России был учрежден бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации суд. Состязательность процесса обеспечивала участие в нем присяжных заседателей, избиравшиеся из представителей всех сословий, выносили в отношении обвиняемого вердикт: «виновен», «невиновен». А меру наказания, в соответствии с вердиктом присяжных, определяли судья и два члена суда. Несменяемость судей касалось незначительных правонарушений, то его рассматривал мировой судья, избиравшийся земским собранием или городской думой.

«И все же судебная реформа 1864 года осталась незавершенной», - часто повторяли историки, приводя в качестве одного из доказательств этого сохранения для крестьян особых, волостных судов. Но дело в том, что правосознание крестьян, базировавшееся на «обычном» праве, отличавшемся от закона, имело свои особенности. Если деревенского мужика, застигнутого с возом украденного сена, хорошенько «мяли бока», он воспринимал это как должное: не воруй. Но если в соответствии с законом он получал за это три с половиной месяца тюрьмы, то считал, что с ним поступили не «по-божески». Мировые судьи, ориентируясь на свод законов, часто были не в состоянии разрешить конфликты между крестьянами. Волостной суд, в который входили крестьянские представители, и которые вершили правосудие на основе обычаев, справлялся с этой задачей. Приверженность крестьянства к нормам «обычного» права и недопонимание ими постулатов закона привели к тому, что на территории одного государства сложилось два правовых поля.



Заключение

 

К XIX столетию государственно – правовая система России, базировавшаяся на крепостничестве, изжила себя, вступив в состояние кризиса. Острый кризис переживала и юстиция. Российское судопроизводство пронизывали принципы: тайное, письменное судопроизводство, формальная оценка доказательств, неравенство сторон перед законом, происходящее от сословности, зависимость суда от администрации. Судопроизводству соответствовала судебная система с множеством инстанций, по которым бесконечно следовали дела. Царил вопиющий произвол. Законность не существовала даже для представителей господствующего класса – дворянства. Необходима была судебная реформа. Её предложил М.М. Сперанский, подготовивший законопроекты на основе принципов буржуазного правосудия. Против них выступили реакционеры-крепостники, опасавшиеся, что реформа правосудия ослабит устои крепостничества.

Неудача попыток М.М. Сперанского реализовать замысел создания суда и правосудия на буржуазных принципах показала зависимость судебной реформы от отмены крепостного права, без которой осуществить преобразования суда и правосудия оказалось невозможно. Крепостничество стало не непреодолимой преградой для развития судебно – процессуального законодательства.

Крымская война 1853 -1856 гг., закончившаяся поражением царизма, обнажила существовавшие пороки крепостничества. Правительство решило отменить крепостное право – первопричину общественных пороков. Крестьянская реформа с неизбежностью вела к судебной. В то же время коренного изменения основ судебно- процессуальной системы не могла осуществиться отмена крепостного права: изменение юридического статуса 22 миллионов ставшего свободным крестьянства требовала судебного обеспечения.

Общественные отношения изменились в «корне» и суд, который являлся не чем иным, как регулятором этих отношений, должен был отныне покоиться уже не на старых – крепостных, а на новых – правовых отношениях.

Этим регулятором выступила судебная реформа 1864 г.

Безусловно, судебная реформа Александра II считается, наиболее последовательной, новаторской и совершенной из всех реформ великого возрождения величия России.

В процессе, подготовки проведения реформирования судопроизводства России, обозначилось три направления во взглядах на судебную реформу. Первое олицетворял министр юстиции граф В.Н. Панин. Являясь реакционером – крепостником, он считал невозможным какие-либо изменения. Наиболее влиятельным представителем другого был глава II отделения с.е.и.в. канцелярии граф Д.Н.Блудов. Он хотел улучшить судопроизводство и судоустройство без существенных изменений, исправляя его недостатки путем синтеза «исторических начал» российского законодательства и элементов западноевропейского. Выразителем третьего направления стал директор комиссариатского департамента Морского министерства князь Д.А.Оболенский, считавший необходимым полностью отказаться от наследия прошлого в отечественном законодательстве, взяв за эталон институты, широко применяемые в судоустройстве стран Запада (введение гласности, состязательности)

Реакционная позиция Панина не нашла поддержки. Борьба развернулась между направлениями, представленными Блудовым и Оболенским. Она прослеживалась на протяжении всей подготовки судебной реформы.

Подготовленная II отделением с.е.и.в. канцелярии реформа была комплексная, поскольку охватила несколько отраслей права. Она ввела основы буржуазного судопроизводства в России. Принятые Судебные уставы упраздн6или старый и создавали новый суд.

Суд присяжных сыграл большую роль в поднятии престижа правосудия, укреплении законности, внедрения правды и справедливости. В его деятельности нашли яркое отражение такие демократические правовые принципы как презумпция невиновности, состязательность, гласность и устность.

Важным нововведением судебной реформы явилось учреждение адвокатуры. На судебном поприще выросла целая масса знаменитых юристов, воспитанных новой юстицией. Заметно вырос интерес общественности к суду и правосудию. Ведущие газеты и журналы охотно освещали на своих страницах ход судебных процессов.

Проведение судебной реформы 1864 г. имело огромное влияние на развитие общественных отношений. Гласное судопроизводство способствовало преобразованию обыденного правосознания из патриархального в гражданское. Гражданское правосознание не может сформироваться, если население безграмотно в правовом отношении. Уважение к закону невозможно без его сознания. В крепостнической России уровень знания законов был невысок. Проведение судебной реформы 1864 г., введение гласного суда способствовало правовому просвещению всех слоев населения, внедрению в общественное сознание представления о равенстве всех перед законом независимо от сословной принадлежности, положения на службе, в семье.

Основным достижением российской судебной реформы 1864 года смело можно назвать появление суда присяжных. И ее высоко оценили профессионалы того времени. “Судебная реформа, — считал выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, — призвана была нанести удар худшему из видов произвола — произволу судебному, прикрывающемуся маской формальной справедливости”.[33] Даже пролетарский вождь В. И. Ленин признавал достоинства суда присяжных. “Суд улицы, — писал он, — ценен именно тем, что он вносит живую струю в тот дух канцелярского формализма, которым насквозь пропитаны наши правительственные учреждения”.[34]

Нельзя сказать, что данный процесс протекал быстро и легко. Старые традиции отмирали медленно, особенно тяжело внедрялось представление о необходимости подчиняться закону и суду представителями самих государственных органов. Исторический опыт проведения судебной реформы 1864г. наглядно демонстрирует значение для общества становления независимого суда, его роль в процессе создания гражданского общества. Тем самым подчеркивается значение современной судебной реформы, необходимость ее скорейшего проведения. Без независимой судебной системы демократия и правовое государство останутся несбыточной мечтой в современной России.

В свою очередь судебная реформа сохранила некоторые черты сословно-феодальной политической системы, что выразилось в сохранении крестьянского, военного и духовного судов, а также в порядке подсудности должностных лиц.

Несмотря на эти и другие отступления, судебная реформа представляла глубокий интерес и для нашего времени. Особенно заслуживает глубокого, всестороннего изучения и осмысления богатый и поучительный опыт судов присяжных, который только недавно стал вновь вводиться в Российской федерации.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 174.