Кризис среднего возраста, гендерные отношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кризис среднего возраста, гендерные отношения

 



Содержание

 

Введение

1. Теоретические подходы к проблеме кризиса середины жизни

1.1 Понятие и сущность возрастных кризисов

1.2 Фазы кризиса

1.3 Особенности кризисов взрослых

1.4 Особенности кризиса середины жизни

1.5 Изменение образа жизни в период кризиса

2. Эмпирическое исследование психологического состояния в период кризиса среднего возраста

2.1 Задачи и гипотеза исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 



В ведение

 

Актуальность темы работы обусловлена тем, что психология возрастных кризисов является сегодня мало разработанной областью. В возрастной психологии наиболее подробно исследованы вопросы развития детей и подростков. И это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов у взрослых людей рассматриваются просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной специфики.

Тем не менее, психологические исследования показывают, что кризис середины жизни является весьма распространенным явлением. Главной особенностью прохождения кризиса является то, что человек всегда сам, и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Но процессом переживания можно в какой-то степени управлять — стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирование лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение. Таким образом, необходимо изучать особенности этого кризиса и искать пути управления. Это обусловило актуальность темы работы и интерес к ее изучению.

Целью работы является изучение особенностей кризиса середины жизни.

Задачи работы:

Рассмотреть понятие и сущность возрастных кризисов

Выделить фазы кризиса

Проанализировать особенности кризисов взрослых, в частности кризисов 40 -45 лет

Выделить основные изменения образа жизни в четырех измерениях.

Составить анкету согласно выделенным изменениям образа жизни,

Провести эмпирическое исследование психологического состояния мужчин и женщин в 40-45-летнем возрасте.

Объект исследования: мужчины и женщины 40-45 лет

Предмет исследования: кризис середины жизни

Гипотеза исследования: в возрасте 40-45 лет мужчины и женщины переживают состояние которое можно назвать кризисным, однако протекание этого состояния происходит по-разному.

 



Теоретические подходы к проблеме кризиса середины жизни

Фазы кризиса

 

Л.С. Выготский (1984) ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими.

Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно. Этот этап можно назвать этапом эмансипации: в предшествующий стабильный период ребенок был полностью погружен в текущую ситуацию, теперь эта ситуация представляется ему пока еще как привлекательная, но уже лишь как одна из многих.

Далее наступает собственно критическая фаза, состоящая из трех этапов.

На первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.

Далее наступает этап конфликта — необходимое условие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку и окружающим его людям предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители — старые формы жизни и взаимоотношений. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения» (Запорожец, 1986).

Прежде чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап — рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование кризиса. Здесь мы рассматриваем рефлексию как этап кризиса, представляющий собой интерио-ризацию конфликта между желаемым и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.

Кризис завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное» (Эльконин, 1994), принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового «значимого другого». Реализуется новая форма — идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.

Заключение

 

Итак, в работе было отмечено, что кризисы развития, или возрастные кризисы, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность, острота и результат кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

Среди кризисов взрослого возраста принято выделять и кризис 40-45 лет.

В работе было проведено эмпирическое исследование психологического состояния мужчин и женщин 40-45 лет.

Практически у всех респондентов обнаружился высокий уровень рассогласования в ценностно-смысловой сфере, выражающийся в преобладании малодоступных для них ценностей иждивенческого плана, потребительского подхода к жизни: не проявляя психической (интеллектуальной) активности и значительных трудовых усилий, они хотят хорошо себя чувствовать, «заниматься сексом», быть материально обеспеченными. В группе мужчин выявлено 3 человека с явно выраженным психологическим кризисов и 12 – со средним уровнем кризиса. Среди женщин выявлен только 1 человек с явно выраженным психологическим кризисов и 14 – со средним уровнем кризиса. При этом среднее значение выраженности кризиса выше у женщин. Из этого можно сделать вывод, что для мужчин более характерны полярные кризисные состояния, а для женщин, при большей склонности к переживанию кризиса свойственно большая адаптация к ситуации и значит – менее полярные значения уровня кризиса.

Это подтверждает нашу гипотезу, о том, что в возрасте 40- 45 лет мужчины и женщины переживают состояние которое можно назвать кризисным. средние значения интегральных показателей кризиса выше у женщин (51, 2), у мужчин – 48, 2.

Значение факторов внутреннего ощущения себя по отношению к другим, чувства опасности, восприятия нехватки времени – выше у женщин, а фактор ощущения физического спада выше в группе мужчин.

Очень важно оказывать поддержку людям в состоянии возрастного кризиса. Самая большая сложность в организации психологической поддержки взрослых — это нацелить человека на работу с самим собой. Достаточно часто наблюдается проекция кризиса на окружение, ив этом случае человек приходит на консультацию с запросом, совершенно неадекватным реальной ситуации. Например, он может попросить разобраться в его семейных проблемах, взаимоотношениях с начальником и т. п. Поэтому первое, что необходимо сделать, — это подойти к обсуждению собственных трудностей, т. е. помочь человеку признать наличие у него самого эмоциональных проблем.

Психологическая поддержка здесь осуществляется в соответствии с логикой, когда первым этапом является признание самим человеком факта вступления в трудную ситуацию. Соответственно следующим этапом может быть присвоение этой ситуации имени —  «кризиса середины жизни». Для этого консультант может рассказать человеку о специфике и типичных проявлениях этого кризиса, о подведении итогов и корректировке своего дальнейшего пути, а главное — о необходимости смены внешней позиции на внутреннюю: переход от завоевания внешнего мира к завоеванию самого себя, от поисков пути во внешнем мире к поискам пути к самому себе. Иногда человеку бывает достаточно узнать, что происходящее с ним абсолютно нормально и, более того, закономерно. Дальнейшую внутреннюю работу он может осуществить самостоятельно.

Далеко не всегда рассказа о кризисе бывает достаточно. Некоторым требуется более длительная и глубокая поддержка. Как мы уже говорили, нередко человек страдает оттого, что, как ему кажется, он ничего не достиг в жизни, а времени на новые достижения уже не осталось.

Стиль прохождения жизненных кризисов, в том числе и нормативных возрастных, непосредственно зависит от структуры характера человека. Структура характера определяет способ, каким человек справляется со своей потребностью в любви, с достижением интимности и близости и со своим стремлением достигнуть удовольствия. Каждая структура характера содержит присущий ей конфликт, потому что внутри личности одновременно существуют потребность в интимности, близости и самовыражении и страх, что эти запросы несовместимы. Структура характера является наилучшим компромиссом, к которому пришел человек в ранней жизненной ситуации.

 



С писок литературы

 

1. БожовичЛ. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия. 1995.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.

3. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок (сост.), Мн.: Харвест, 1999.

4. Вильсон Дж. Т. Поведенческая терапия // Журнал практической пси -хологии и психоанализа, 2000. № 3.

5. Виткин Д. Мужчина и стресс. СПб.: Питер-Пресс, 1996а.

6. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо, 2000.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М: Педагогика, 1984.

8. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. тр.: В 2 т. 1986. Т. 2. С. 5-234.

9. Карсаевская Т'В. Этапы жизненного цикла человека. // Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 8—12.

10. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2003.

11. КроникА., Ахмеров Р. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003.

12. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.

14. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.

15. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 896 с

16. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Аспект-Пресс, 1998.

17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

19. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.

21. Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста. М.: Инфра-М, 2002

22. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

23. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

24. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир пси -хологии. 1992. № 2. С. 74-80.

25. Шаповаленко И.В.Возрастная психология. - М.:Гардарики,2005

26. Шарп Д., Кризис среднего возраста: Записки о выживании: Перевод с английского. "Класс" - 2006, 167 стр.

27. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999.

28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.

29. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

30. Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности // Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Бахрах, 1996.

31. Юнг К.Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000.

 



Приложение 1 - Тест «выраженность факторов кризиса»

    да иногда нет
1. Я считаю что большинство моих знакомых гораздо талантливее меня      
2. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться      
3. Я думаю о том, что многого в жизни уже не достигну      
4. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.      
5. Я занимаю не свое место.      
6. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).      
7. Меня беспокоит, что большая часть жизни прожита      
8. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний      
9. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами      
10. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.      
11. Я живу в состоянии цейтнота      
12. Бывают дни, когда мое физическое и эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)      
13. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к людям, чем теперь      
14. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.      
15. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние      
16. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание      
17. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой      
18. На меня давит груз ответственности за семью      
19. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение      
20.        
21. Я считаю, что меня недооценивают      
22. Меня беспокоит отсутствие перспектив на работе      
23. Я часто думаю, что все хорошее уже позади      
24. Я болею чаще чем раньше      
25. Мне кажется, что меня никто не понимает      
26. Я боюсь, что никогда не смогу жить в материальном достатке      
27. Я часто думаю о том, что люди смертны      
28. Я занимаюсь сексом реже чем раньше      
29. У меня очень мало по-настоящему близких людей      
30. Я боюсь, что не смогу нормально воспитать детей      
31. Я часто замечаю, что недели мелькают быстрее, чем раньше      
32. Я не занимаюсь спортом      
33. Наши дороги с друзьями юности все больше расходятся      
34. Я часто испытываю чувство беспочвенного беспокойства      
35. Мне жаль тратить выходные на отдых      
36. Я с трудом просыпаюсь утром      
37. Наши отношения с женой не такие близкие как раньше      
38. Иногда я испытываю чувство иррационального страха      
39. Я редко могу выделить время для отдыха с семьей      
40. Я чувствую себя не таким здоровым как раньше      

 

 



Приложение 2

 

Инструкция: вам предлагаются 18 жизненных ценностей. Вам нужно дважды произвести по - парное сравнение: первый раз – по ценности, второй- по доступности.

Сравнения в первой таблице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбираете из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Ее вы обводите в кружок.

Пример: Вам дана пара 3 4. Под цифрой 3 здоровье, под цифрой 4-интересная работа. Если Вы обвели 3, то это означает, что здоровье для Вас важнее интересной работы.

Обводить можно только одну цифру из пары!!! Пропускать пары нельзя!!

Отвечать старайтесь быстро, первым впечатлением. Закончив первую таблицу, переходите ко второй. В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для Вас.

Пример: Пара 3 4. Если вы обвели 4, то это означает, что интересная работа более доступна для Вас, чем наличие хорошего здоровья

1. Активная деятельность (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)  
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые, жизненным опытом) 11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способности)  
3. Здоровье (физическое и психическое) 12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
4. Интересная работа 13. Развлечения (приятное, необременительное время препровождения, отсутствие обязанностей)  
5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 15. Счастливая семейная жизнь  
7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 16. Счастья других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
8. Наличие хороших и верных друзей 17. Творчество (возможность творческой деятельности)
9. Общественное признание (уважение окружающего коллектива, товарищей по работе) 18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

 

1. Сравните понятия- ценности на основе их большей значимости для Вас, большей привлекательности

 

Таблица№1

Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности
1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12 12 13 13 14 14 15 15 16 16 17 17 18
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12 11 13 12 14 13 15 14 16 15 17 16 18
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12 10 13 11 14 12 15 13 16 14 17 15 18
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12 9 13 10 14 11 15 12 16 13 17 14 18
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12 8 13 9 14 10 15 11 16 12 17 13 18
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12 7 13 8 14 9 15 10 16 11 17 12 18
1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 14 8 15 9 16 10 17 11 18
1 9 2 10 3 11 4 12 5 13 6 14 7 15 8 16 9 17 10 18
1 10 2 11 3 12 4 13 5 14 6 15 7 16 8 17 9 18
1 11 2 12 3 13 4 14 5 15 6 16 7 17 8 18
1 12 2 13 3 14 4 15 5 16 6 17 7 18
1 13 2 14 3 15 4  16 5 17 6 18
1 14 2 15 3 16 4 17 5 18
1 15 2 16 3 17 4 18
1 16 2 17 3 18
1 17 2 18
1 18

 

Таблица№2 - Сравнительные понятия -ьтценности на основе их большей достижимости для Вас.

Сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности
1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12 12 13 13 14 14 15 15 16 16 17 17 18
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12 11 13 12 14 13 15 14 16 15 17 16 18
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12 10 13 11 14 12 15 13 16 14 17 15 18
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12 9 13 10 14 11 15 12 16 13 17 14 18
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12 8 13 9 14 10 15 11 16 12 17 13 18
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12 7 13 8 14 9 15 10 16 11 17 12 18
1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 14 8 15 9 16 10 17 11 18
1 9 2 10 3 11 4 12 5 13 6 14 7 15 8 16 9 17 10 18
1 10 2 11 3 12 4 13 5 14 6 15 7 16 8 17 9 18
1 11 2 12 3 13 4 14 5 15 6 16 7 17 8 18
1 12 2 13 3 14 4 15 5 16 6 17 7 18
1 13 2 14 3 15 4 16 5 17 6 18
1 14 2 15 3 16 4 17 5 18
1 15 2 16 3 17 4 18
1 16 2 17 3 18
1 17 2 18
1 18

 

Кризис среднего возраста, гендерные отношения

 



Содержание

 

Введение

1. Теоретические подходы к проблеме кризиса середины жизни

1.1 Понятие и сущность возрастных кризисов

1.2 Фазы кризиса

1.3 Особенности кризисов взрослых

1.4 Особенности кризиса середины жизни

1.5 Изменение образа жизни в период кризиса

2. Эмпирическое исследование психологического состояния в период кризиса среднего возраста

2.1 Задачи и гипотеза исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 



В ведение

 

Актуальность темы работы обусловлена тем, что психология возрастных кризисов является сегодня мало разработанной областью. В возрастной психологии наиболее подробно исследованы вопросы развития детей и подростков. И это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов у взрослых людей рассматриваются просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной специфики.

Тем не менее, психологические исследования показывают, что кризис середины жизни является весьма распространенным явлением. Главной особенностью прохождения кризиса является то, что человек всегда сам, и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Но процессом переживания можно в какой-то степени управлять — стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирование лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение. Таким образом, необходимо изучать особенности этого кризиса и искать пути управления. Это обусловило актуальность темы работы и интерес к ее изучению.

Целью работы является изучение особенностей кризиса середины жизни.

Задачи работы:

Рассмотреть понятие и сущность возрастных кризисов

Выделить фазы кризиса

Проанализировать особенности кризисов взрослых, в частности кризисов 40 -45 лет

Выделить основные изменения образа жизни в четырех измерениях.

Составить анкету согласно выделенным изменениям образа жизни,

Провести эмпирическое исследование психологического состояния мужчин и женщин в 40-45-летнем возрасте.

Объект исследования: мужчины и женщины 40-45 лет

Предмет исследования: кризис середины жизни

Гипотеза исследования: в возрасте 40-45 лет мужчины и женщины переживают состояние которое можно назвать кризисным, однако протекание этого состояния происходит по-разному.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 248.