Элементами логической структуры науки являются: 1) основы, 2) законы, 3) основные понятия, 4) теории, 5) идеи.
Основы науки. Необходимо выделить два виды основ науки: те, которые находятся за её границами, и те, которые входят в саму систему науки. Основой любой науки и всего знания в целом является материальная действительность и практическая, деятельность человека. Первая определяет объективное содержание любой науки, так как все науки имеют дело с отображением закономерностей движения явлений объективного мира. Другая — критерий истинности научных теорий.
Основы науки, которые входят в её систему, составляют прежде всего те её теоретические положения, которые выражают общие закономерности предмета данной науки, и рассматриваются в какой-то мере с определённой стороны во всех её теориях. Эти положения берутся за основу при логическом строении данной науки. Например, в геометрии такими положениями выступают её аксиомы, которые раскрываются в виде определений, постулатов, общих понятий.
Кроме того, в структуре науки можно выделить три блоки основ: І) идеалы и нормы научного познания; 2) научная картина мира; 3) философские основы.
Научное знание регулируется определёнными идеалами и нормами, которые выражают целевые установки науки. Это — идеалы и нормы доказательств и обоснованности знания. Эти те основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научного познания.
Другой блок основ составляет научная картина мира, которая вмещает в себя общие представления про мир. Эта общая научная картина мира включает представления про природу и общество. Представления про структуру и развитие природы называют природно – научной картиной мира.
Третий блок основ науки представлен философскими основами, которые включают в себя идеи и принципы, которые обосновывают идеалы и нормы науки, с одной стороны, научную картину мира — с другого. При этом философские основы науки обеспечивают вхождение научного знания в общую материю культуры человеческого общества.
Если основы науки стоят на верхней ступени иерархии логической структуры науки, то законы — на самой нижней. Законы, по сути, исполняют функцию фактической базы науки: отображают предмет данной науки и носят всеобщий характер. Как факты законы носят достоверный характер; в процессе развития науки они не упрощаются, изменяются только сфера их применения. Законы науки — объективно истинные.
Функции законов выступают принципами истинного знания, которое существует в данной науке.
Основы, законы науки существуют в форме понятий или их системы. Наука отображает свой предмет в понятиях, без которых нельзя построить ни одной теории. Понятия науки по своему месту и значениям неоднозначны. Есть понятия фундаментальные для данной науки; они отображают общие закономерности предмета, который изучается ею, и имеют отношение, по сути, ко всем её теориям. Есть понятия, которые относятся только к отдельным её теориям; они отображают отдельные стороны, моменты предмета данной науки.
Теория является наивысшим уровнем синтезу знания. В ней оно достигает определённой меры полноты и завершенности, приобретая одновременно безусловного характера. Отдельные понятия науки абстрактные и субъективные. В теории, которая является выражением чего - то целого, тенденцией развития предмета, проявляется объективность содержания понятий науки.
Суждения и понятия в теории образуют определённое единство, которое находит своё выражение в объединяющем начале, которое отображает важную для данной совокупности явлений связь. Таким образом, теорию можно определить так: система научного знания, которая описывает и объясняет определённую совокупность явлений, даёт знания реальных основ выдвинутых положений и сводит открытые в данной отрасли закономерные связи к единому объективному началу.
Следует также отметить, что начиная с XIX ст. происходит создание теорий, которые объединяются в одну на основе единой идеи.
Для понимания сути этого процесса необходимо выяснить логико-гносеологическую функцию идеи, в которой органически соединяются два момента, необходимые для науки: объективно-истинное отображение действительности и создание форм её преобразования из установлением средств практической их реализации. Перший момент выражает наблюдательную сторону знания, а другой — действенно - практическую. В идеи они слиты воедино и благодаря этому идея выступает своеобразным гносеологическим идеалом, к которому стремиться познание. Наконец, наука создаёт теории для того, чтоб творить идеи — формы, в которых человек достигает своей цели в отношении преобразования действительности. Чтоб утвердить себя в мире, знание должно стать идеей.
Чтоб сформировать идею, необходимы знания не только про объект, а и про субъект, его цель и стремления, общественные потребности, про средства и пути внедрения теоретического знания в жизнь.
Любая научная идея — исторически проходящий идеал познания, который со временем перестаёт быть идеалом, а субъект достигает знания большей объективности и полноты с большими реальными возможностями для реализации, а поэтому создаёт новый идеал.
Идея — это конец знания и начало речи. Идея реализуется не только в практической, но и в теоретической деятельности человека. В строении науки идея выполняет синтезирующую функцию, объединяет знания в определённую единую систему теорий. Развитие современного научного знания, что по своему характеру является интегральным, требует дальнейшего углубления совместных исследований в науке. Интегративные процессы в современной науке делают необходимым междисциплинарный, комплексный подход к исследуемым проблемам. Такой подход становится одной из главных особенностей развития науки в современных условиях, так как в его основе лежат глубокие качественные преобразования в практике научно-технического и социального прогресса, что обуславливает укрепление связей между разными структурными уровнями объектов, ускорение темпов познавательных процессов.
Выводы
Таким образом, логика развития науки привела нас к пониманию того культурно-исторического факта, что ни научное знание, ни нравственность, ни искусство, будучи взятыми в отдельности (не говоря уже о политике и праве), не могут обеспечить гармоничную целостность общественного сознания, а значит, а значит и поступательное развитие науки. Наука, эстетическая и нравственная формы общественного сознания определяет уровень развития духовной, а также и материальной жизни каждого общества. Их эффективная роль определяется их совместной гармонической согласованностью. Необходимо, чтобы взаимная согласованность этих форм духовной активности человека достигла такой степени, чтобы примат одной из них не мог привести к дегармонизации общественных процессов и внутреннего духовного мира самого человека. Считаем важным отметить и то, что этическое тесно сплетается с эстетическим, наука стремится к постижению тайн искусства, а последнее использует научные достижения. Всесторонняя и глубокая гармонизация форм общественного сознания – идеал будущего, достижимого только созидательной деятельностью самого народа.
Список использованной литературы
Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.