Закономерности развития науки   
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Вступление   

Закономерности развития науки   

Процессы дифференциации и интеграции научного знания

Научная революция как закономерность развития науки

Философское изучение науки как социальной системы

Особенности многоуровневой сущности науки

Анализ науки как формы организации общественных отношений в научной деятельности

Структура науки в контексте философского анализа

Необходимость определения логической структуры науки

Элементы логической структуры науки

Выводы

Список использованной литературы



Вступление

 

Увеличение роли науки в обществе, рост её социального престижа ставит высокие требования к знаниям про науку. В современных условиях эти условия стремительно растут, стимулируя углубление исследований сферы науки в более полном объёме, в единстве всех её сторон. Такой анализ науки предусматривает обращение к её возникновению и развитию.

Предистория науки, появление научного знания уходит своими корнями в глубокое прошлое. Становление науки связано с такой ступенью развития человеческого общества, когда был накоплен определённый минимум научных знаний и совершалась передача их в разных видах практической деятельности.

Практически знанием сначала была математика, теоретическим основам которой предшествовали требования практической деятельности. поэтому исторически первым способом организации математического знания была так называемая практическая математика, которая возникает в древнем Египте и Месопотамии.

Рассматривая науку как деятельность с производством знаний, можно выявить критерии её периодизации, которая должна выражать функции этого производства, причём функции социально ориентированные. Возникает вопрос: какой социальной целью производятся научные знания? Должны ли они принимать участие в технологическом преобразовании природы или в «производстве самого человека», в развитии его духовного мира? Эти виды производства благоприятствуют взаимному прогрессу; научные знания используются по-разному в разные исторические эпохи развития общества.

Рассматривая такие вопросы, необходимо определить основную целевую ориентацию науки в обществе, так как только она может служить настоящим критерием её периодизации. Соответственно к этому критерию в историческом генезисе науки можно выделить три основные периода.

1. Преимущественно личностно – мировоззренческая ориентация науки: от её возникновения до Галилея и Ньютона. Основной целью научной деятельности в социальном плане было формирование общего представления про мир и место в нём человека.

2. Преимущественно технологическая, материально производственная ориентация науки: начиная с XVII ст. и до современности. Техническая ориентация науки была по результатам революционной как для техники, так и для самой науки. Техника становится «определённой силой знания» и всё больше зависит от успехов научных исследований. Наука становится фактором производственного процесса, который в свою очередь становится сферой её применения. В этом аспекте и выражается сущность новой целевой ориентации науки, нового исторического этапа её развития.

3. Ориентация на развитие интеллектуального творческого потенциала личности (современный этап). Если развитие производства в XIX ст. происходило за счёт усовершенствования машин и технологических процессов, то в наше время он движется вперед также и за счёт духовного усовершенствования самого человека. В ходе научно-технического прогресса интеллектуальное, духовное развитие людей становится определяющим фактором увеличения материального производства.

Все это является основанием для заключения про изменение в наше время основной целевой ориентации науки, о том, что она более чётко проявляется в тенденции как наука, ориентированная на развитие интеллектуально творческого потенциала человека.



Выводы

 

Таким образом, логика развития науки привела нас к пониманию того культурно-исторического факта, что ни научное знание, ни нравственность, ни искусство, будучи взятыми в отдельности (не говоря уже о политике и праве), не могут обеспечить гармоничную целостность общественного сознания, а значит, а значит и поступательное развитие науки. Наука, эстетическая и нравственная формы общественного сознания определяет уровень развития духовной, а также и материальной жизни каждого общества. Их эффективная роль определяется их совместной гармонической согласованностью. Необходимо, чтобы взаимная согласованность этих форм духовной активности человека достигла такой степени, чтобы примат одной из них не мог привести к дегармонизации общественных процессов и внутреннего духовного мира самого человека. Считаем важным отметить и то, что этическое тесно сплетается с эстетическим, наука стремится к постижению тайн искусства, а последнее использует научные достижения. Всесторонняя и глубокая гармонизация форм общественного сознания – идеал будущего, достижимого только созидательной деятельностью самого народа.



Список использованной литературы

 

Содержание

 

Вступление   

Закономерности развития науки   

Дата: 2019-07-30, просмотров: 163.