Совокупный спрос и его структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как известно, задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономический анализ предполагает изучение массовых явлений и процессов, которые в своей совокупности отражают взаимосвязи, складывающиеся на рынке и вместе с тем воздействующие на все основные фазы и сферы произ­водства.

Рассмотрение общих взаимосвязей и взаимозависимостей в рамках экономической системы как целого требует и соответ­ствующего агрегирования экономических категорий.

На реальном рынке встречаются не два контрагента – продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей, к примеру, продавцов рубашек и галстуков и тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, желает приобрести эти, а возможно, и другие товары. Цены, по которым предлагаются (реализуются) и покупаются рубашки и галстуки, как и любые иные товары, устанавливаются на основе многих, можно сказать, массовых, а не единичных сделок. Объемы предложения и спроса на рынке товаров и услуг устанавливаются в соответствии с ре­гулирующей ценой, а цена, в свою очередь, зависит от объемов спроса и предложения, от соотношения между ними.

В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары – галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры, коньяки и макароны – объединяются в совокупную массу товаров, вы­ражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. А спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как со­вокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потреби­телей, предприятий и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального продукта, как правило, соответствующего объ­ему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.

Итак, совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в со­ответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупный спрос – спрос на потребительские и инвестиционные товары (и услуги). Совокупное предложение соответствует, или, другими словами, равно, валовому внутреннему продукту (ВВП)[2].

Совокупный спрос и совокупное предложение могут быть измерены в текущих или неизменных ценах, изображены в виде кривой, графика. Постоянное движение цен создает опре­деленные трудности с описанием этих категорий, поэтому для измерения объема и динамики агрегированных совокупностей используются индексы, при которых показатели спроса и пред­ложения исчисляются по отношению к базовому или отчетному периоду.

Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен – обратная, т. е. такая же, как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением от­дельного товара и ценой на этот товар.

Однако при рассмотрении агрегированных показателей наблюдается следующее раз­личие. Дело в том, что совокупный спрос и совокупное предложение – это не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а качественно новая категория.

Обратимся к совокупному спросу. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропор­ционально росту доходов, поскольку с увеличением доходов они не все направляются на потребление, а частично откла­дываются на увеличение сбережений. Если продолжить наше рассуждение, то мы придем к выводу, что предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть предло­жения товаров и услуг, растущего вместе с ростом националь­ного продукта, оказывается излишней по отношению к изме­нившемуся объему и структуре спроса. В этом случае произ­водители не могут полностью реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных товаров. Пред­приниматели несут убытки. Они вынуждены либо снижать цены (этому нередко препятствуют высокие производственные из­держки), либо сокращать производство.

Может возникнуть и иная ситуация, кстати, достаточно ха­рактерная на протяжении длительного времени для нашей стра­ны. Ее отличало иное соотношение динамики агрегированных величин: не предложение опережало спрос, а, напротив, сово­купный спрос обгонял совокупное предложение. В этом случае взаимоотношения спроса и предложения в обществе основы­ваются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы свое­временно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сба­лансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что описываемое обычно в учебных курсах «нормальное» взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит не­сколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяю­щие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, склады­вающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее (противоречивее).

Когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложе­ние, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Предложение подчиняется ценовым сигналам и следует за ростом цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало или оторвалось от изменившихся потребностей спроса.

На графике (рис. 1) подобная или несколько иная ситу­ация, отображающая процесс согласования предложения и спроса, может быть изображена в виде двух кривых: по гори­зонтали откладывается количество произведенных товаров, по вертикали – уровень цен. Кривая предложения растет снизу вверх; кривая спроса – сверху вниз. При росте цен растет предложение, снижается спрос. При движении цен в обратном направлении предложение сокращается, спрос увеличивается. В какой-то момент агрегированные спрос и предложение пересекаются в точке равновесия Po – равновесная цена совпадает с равновесным объемом производства.

Рис. 1. Взаимодействие совокупных спроса Dc и предложения Sc .

Каждый продавец должен выходить на конкурентный рынок не со своей инди­видуальной ценой, а с ценой, обусловли­ваемой взаимодействием спроса и предложения, т. е. рыночной. Эта цена в определенной степени стабильна; она имеет свойство восстанавливаться после конъюнктурных колебаний.

Рыночная экономика стремится к равновесному уровню под воздействием собственных, прежде всего, ценовых факторов. Определяющую роль играет закон спроса и предложения, суть которого в приспособлении производства и предложения по объему и структуре к общественным потребностям, проявля­ющимся в виде спроса. Это закон взаимодействия предложения и спроса с ценами; закон прямой (предложение) и обратной (спрос) связи основных рыночных параметров с движением цен.

Разумеется, предложение и спрос формируются (в реальной действительности) под воздействием как ценовых, так и неце­новых факторов. Совокупный спрос зависит от денежных до­ходов населения и уровня цен. Снижение цен равнозначно увеличению доходов, напротив, повышение цен ведет к сни­жению доходов и падению покупательной способности. На раз­меры и структуру спроса влияют также система налогообло­жения, возможности и условия предоставления кредита, состо­яние денежного обращения. Совокупный спрос формируется и под воздействием демографических процессов, географиче­ских особенностей, национальных и исторических традиций, профессиональной структуры, имущественной дифференциа­ции населения. Столь же многообразны факторы совокупного предложения при определяющей роли цен на сырье, топливо и комплектующие, от чего зависит уровень производственных издержек и степень прибыльности.

Функционирование рыночного механизма иногда сравнива­ют с взаимодействием и строгим сопряжением элементов ча­сового или другого подобного механизма. Однако это сравнение весьма условно. Рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен, непредвиденного и опасного воз­действия внешних факторов (политических потрясений, войн, кризисов). Глубокие и непредсказуемые скачки цен приводят в замешательство рыночную экономику. Не срабатывают при­вычные финансовые и правовые регуляторы. Рынок не желает возвращаться в равновесное состояние или приходит в норму далеко не сразу, со значительными издержками и потерями. Во всяком случае, существует немало различий между тради­ционной картиной, складывающейся на агрегированном рынке, командные высоты на котором занимают равновесные цены, и «нетипичной» ситуацией, порождаемой нетрадиционным по­ведением кривых совокупного спроса и совокупного предло­жения.

Содержание сбережения

 

    В настоящий момент в российской литературе и практике не существует устоявшегося понятия сбережений. В бытовом смысле термин “сбережения” используется для обозначения денежных средств, откладываемых населением на будущее. Госкомстат трактует сбережения как разницу между доходами населения и его текущими расходами, то есть, как ту сумму денежных средств, которая осталась не потребленной в анализируемом периоде. Такой подход к определению сбережений можно считать упрощенным, поскольку он сводится к вычислению арифметической разности, в процессе чего игнорируется экономическая сущность сбережений.

В современной экономической теории дается несколько определений сбережений:

Ø Во-первых, под сбережениями понимают часть дохода, которую индивидуум собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Происходит своего рода “жертвование” текущим потреблением ради потребления будущего. Основной принцип здесь такой: человек сберегает определенную часть дохода тогда и только тогда, когда ожидаемая полезность потребления этой суммы в будущем выше, чем полезность потребления ее в настоящем. Причем понятие “текущего” и “будущего” потребления здесь достаточно условны и в основном их рамки очерчиваются временными рамками получения “текущего” дохода. Можно утверждать, что “текущим” считается такой период, в течение которого величина дохода в единицу времени и предельная полезность потребления единицы дохода остается постоянной, поэтому у индивидуума не возникает необходимости переносить потребление дохода внутри этого периода. Другое дело – “будущее” время, которое характеризуется, с точки зрения теории, снижением абсолютной величины дохода и увеличением предельной полезности единицы дохода. Упрощенно вышеуказанный принцип можно выразить следующим образом: для зрелого человека, получающего стабильный доход, полезность 1000 руб. меньше, чем для человека пожилого, живущего на скромную пенсию. Поэтому для зрелого человека разумно отложить 1000 руб. с целью потребить их тогда, когда они будут больше нужны.

Ø  Во-вторых, под сбережениями понимается та часть дохода, которую экономический субъект собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Можно различить три вида экономических субъектов: население, корпорации и государство. Соответственно возникают три вида сбережений: сбережения населения, сбережения корпоративного сектора, сбережения государства. Население традиционно является основным поставщиком инвестиционных ресурсов, мобилизация сбережений населения является для финансовых посредников (банков, других небанковских кредитных учреждений) важнейшим условием успешной деятельности. Согласно данным Госкомстата население проявляет высокую сберегательную активность, средняя склонность к сбережению (доля семейного дохода не направляемая на потребление) по Воронежской области за период 01.1995-03.1997 составила 25,3 %. Средства, не потребленные в текущем периоде, приобретают три основные формы: вклады в коммерческие банки и ценные бумаги, валютные сбережения, денежные остатки на руках. Данные формы сбережений различны с точки зрения срочности, мобильности, возможности трансформации в инвестиции. Как для государства, так и для банковского сектора жизненно важно увеличение доли сбережений, аккумулированных финансовой системой, но доля вкладов в коммерческие банки и ценные бумаги составляет за указанный период 6,4 % от семейного дохода, или 25,3 % от общей суммы сбережений, тогда как для валюты данные показатели находятся на уровне 10,8 и 42,7 % соответственно, Более того удельный вес банковских вкладов в структуре сбережений обнаруживает тенденцию к снижению.

Ø Также сбережения можно определить как часть дохода, оставшаяся после уплаты налогов, которая не потребляется. То есть сбережения рассматриваются в разрезе составляющей части дохода за текущий год, которая не выплачивается в качестве налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страхование, облигации, акции и другие финансовые активы. Это многообразие направлений и определяет специфику данной темы, сущность которой состоит в том, что сбережения – это, в конечном счете, товары и услуги, которые удовлетворяют желания потребителей.

Все теории сбережений рассматривают в качестве определяющего фактора уровень дохода населения. Но доход является не единственным фактором, воздействующим на сбережения. Другими факторами являются структура и уровень процентных ставок, возрастная структура населения, соотношение городского и сельского населения. Природа зависимости уровня сбережений от этих факторов станет яснее, если проанализировать мотивы сбережений.

В настоящее время выделяют четыре наиболее распространенных мотива сбережений населения[3]:

1) обеспечение старости;

2) предосторожность;

3) накоплению с целью завещания;

4) отложенный спрос.

Обеспечение старости многими рассматривается как основной мотив сбережений. Именно он лежит в основе теории жизненного цикла. Распределение сбережений и потребления в течение времени зависит от различных факторов, среди которых наиболее важными признаются рыночная ставка процента, степень склонности индивидуума к риску, индивидуальная шкала полезностей разновременных доходов, эффективность функционирования рынка капиталов. Кроме этого, на решение о сбережениях влияют ожидаемая продолжительность жизни и время выхода на пенсию.

Сбережения с целью предосторожности связаны с ощущением индивидуумом неопределенности относительно размеров получаемых доходов и точной даты смерти. Поскольку человеку не известно точно, на какой период времени рассчитывать, он создает определенный "запас" сбережений, поскольку наличие "неиспользованного запаса" в момент смерти для него более предпочтительно, чем "перерасход" сбережений до наступления такого момента. В результате, как показывают исследования, на уровень сбережений влияет не только ожидаемое временное распределение доходов, но и их абсолютный размер: чем больше уровень дохода индивидуума, тем больше превышение сбережений над "нормальным" уровнем, что приводит к повышенному накоплению богатства к моменту выхода на пенсию и, как следствие, к повышенному уровню потребления в старости.

Исследования в США, Великобритании и других развитых странах показали, что модель жизненного цикла противоречит наблюдаемым явлениям, а именно тому факту, что население продолжает осуществлять сбережения и после выхода на пенсию. Отчасти такое противоречие может быть объяснено другим мотивом, а именно потребностью в накоплении богатства для передачи последующим поколениям. Считается, что этот мотив может привести к увеличению национального уровня сбережений только в период расширения экономики (за счет роста численности населения, роста производительности труда или обоих факторов). В случае статической экономики увеличение сбережений с целью завещания не приведет к общенациональному росту сбережений: передача определенных ресурсов от одного поколения другому не приведет к изменению общего количества этих ресурсов.

Специфическим мотивом личных сбережений является накопление суммы, необходимой для осуществления крупных затрат (покупки дома, автомобиля, оплаты образования и т.п.) – так называемый отложенный спрос. Накопление сбережений для этих целей носит временный характер и связано с необходимостью синхронизации моментов получения доходов и их потребления. Альтернативным способом синхронизации потребления с получением доходов является потребительский кредит, при котором сначала осуществляются затраты, а затем соответствующие вычеты из доходов. Выбор способа финансирования крупных затрат (сбережения или потребительский кредит) зависит от многих факторов, среди которых основными являются наличие развитого рынка капиталов и неопределенность получения будущих доходов.

    Если рассматривать факторы сбережений, то основным фактором, определяющим величину сбережений в домохозяйствах, является уровень доходов после уплаты налогов.

Но, как и при анализе спроса, в теории сбережений существуют факторы не связанные с доходом:

1. богатство;

2. уровень цен;

3. ожидания;

4. потребительская задолженность;

5. налогообложение.

Фактор богатства характеризуется тем, что, чем больше величина накоплений в домохозяйствах, тем меньше величина сбережений при любом уровне дохода. Под богатством понимается как недвижимое имущество, так и финансовые активы, которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. Причем, чем больше богатства накапливает население, тем слабее у него стимул к сбережению. Величина богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и поэтому не вызывает серьезных колебаний в количественных характеристиках сбережений.

Увеличение или снижение уровня цен на товары и услуги тоже в конечном итоге влияют на величину сбережений[4]. То есть изменение уровня цен меняют реальную стоимость (покупательную способность) некоторых видов ценностей. Это предположение можно также обосновать следующим выводом: реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменению уровня цен. Это отражает связь теории сбережений с эффектом богатства или эффектом реальных кассовых остатков. Однако при анализе теории сбережений берется допущение, что уровень цен в экономике является неизменным (рассматривается реальный, а не номинальный доход после уплаты налогов).

Ожидания населения, связанные с будущей ситуацией на рынках товаров и услуг, тоже являются существенным фактором, так как могут оказать воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к снижению сбережений, потому что для потребителей естественно стремление избежать уплаты более высоких цен.

Колебание уровня потребительской задолженности вызывает у домохозяйств стремление направлять текущий доход или на потребление, или на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла значительной величины, то потребители будут сокращать уровень своих сбережений. И наоборот, если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережений населения может повыситься.

Изменения в налогообложении также приводят к изменению в уровне сбережений, так как налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения. Поэтому рост налогов приведет к снижению уровня сбережений. И наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично идти на сбережения населения, вызывая таким образом увеличение общего уровня сбережений.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.