Современная функция потребления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                                                                                         

Доход, получаемый физическими лицами, делится на три части – на оплату налогов, расходы на текущее потребление и на личные сбережения.

Среди множества налогов, которыми облагается личный доход, основным является "федеральный подоходный на­лог". К нему присоединяются налоги на "сверхдоходы", на наследство, недвижимость, местные и т. д.

Доход, оставшийся после уплаты налогов, называется "чистым личным доходом". Именно по отношению к нему каждый доходополучатель решает одну и ту же проблему: как распределить его между "потреблением" (расходами на текущий спрос) и "сбережением"?

Проблема возникает из того, что решение принимается в рыночной экономике, в которой вся обстановка програм­мирует стремление к наиболее выгодному использованию полученного дохода. Стремление к максимальной выгоде может склонить доходополучателя к увеличению потреби­тельских расходов (в условиях "галопирующей" инфляции), а может – при условии высокого процента – заставить отказаться от части потребительских расходов, склонив к увеличению сберегаемой части дохода.

Таким образом, даже на индивидуальном – предельно микроэкономическом уровне – решаются серьезные пробле­мы, требующие от массы рядовых доходополучателей ка­честв рыночного субъекта.

Не следует снисходительно относиться к проблеме, ре­шаемой каждым доходополучателем, ибо ни в какой другой сфере не обнаруживается такая непосредственная взаимо­зависимость макро- и микроэкономики. Более того, пропор­ция, в которой масса доходополучателей решает разделить доход на "потребляемую" и "сберегаемую" части, может буквально разрушить (а может и оживить) экономику всей страны.

Соотношение между "сбережением" и "потреблением" чистого личного дохода зависит прежде всего от его величины и уровня процента.

Полное потребительское применение дохода означало бы его равенство с расходами. Однако в реальности увеличение размера дохода сопровождается опережающим увеличением его "сберегаемой" части[1].

Исключительная сложность рыночной экономики состо­ит в том, что пропорция между "потреблением" и "сбере­жением" доходов предопределяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе (со всеми вытекающими отсюда последствиями для макроэкономичес­ких процессов), и в то же время эта пропорция сама отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов. Вот почему искусство регулирования рыночной экономики заключается не в нахождении неких универсаль­ных "рецептов" управления ею а, в умении определить доминирующий фактор в данной рыночной ситуации.

Наибольшая часть чистого личного дохода направляется на личное текущее потребление. Это имеет макроэкономи­ческую важность, означая, что основная масса личных доходов сразу же возвращается в экономику в виде потре­бительских расходов доходополучателей. Следовательно, объем и структура производства во многом зависит от размера и структуры "потребляемой" части доходов.

Выделяют три основных направления потребительских расходов: товары кратковременного пользования, товары длительного пользования и услуги (жилье, медицина, ту­ризм).

Каждый из трех соответствующих рынков характеризу­ется различной степенью свободы доходополучателей. Оче­видно, что наименьшей свободой они располагают по отношению к товарам краткосрочного пользования (про­дукты питания, одежда, обувь). Удельный вес расходов на продукты питания в структуре личного дохода – объектив­ный показатель уровня жизни в данной стране: чем меньше эти расходы, тем выше уровень благосостояния.

Динамика объема каждого из трех направлений потре­бительских расходов – своего рода барометр экономической конъюнктуры. В период экономического подъема происхо­дит "бум" на товары длительного пользования и услуги Но именно они испытывают и первые удары при ухудшении экономической ситуации, – не случайно многие кризисы в рыночном хозяйстве начинаются как раз с трудностей сбыта товаров длительного пользования (к ним относят товары, срок службы которых превышает год). Вот почему динамике рынка этих товаров аналитики уделяют особое внимание.

Отсюда следует, что спросу на товары длительного пользования и услуги присущи более значительные колеба­ния, чем рынку краткосрочных товаров. Это придает за­нятому здесь бизнесу рискованный характер.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 175.