Содержание.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача.
1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7.
1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача. . . . . . . . . . . . . . . . . .12.
1.3 Психологический портрет врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19.
Глава II. Экспериментальное исследование психологического портрета врача.
2.1 Методы исследования психологического портрета врача. . . . . . . . . . . . .25.
2.2 Эмпирическое исследование психологического портрета врача. . . . . . . 28.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44.
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..49.
Введение.
Актуальность темы.
В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека все больше определяется психологическими факторами, а это значит, что лечение многих заболеваний, стабилизация аутодеструктивных форм поведения является невозможным без учета социально – психологических факторов отношения человека с окружающей микросредой, что требует, в свою очередь, умения врача строить доверительные отношения с пациентом. В этой связи Эдинбургская декларация Всемирной федерации по медицинскому образованию установила, что каждый пациент должен иметь возможность ожидать в лице врача встретить человека, подготовленного в качестве внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения.
Исходя из этого, в последние годы широкое признание получила точка зрения, согласно которой социально – психологическую подготовку необходимо включать в программу обучения врачей. Расширенное внедрение курсов социальной психологии в практику подготовки врачей всех уровней представляется чрезвычайно злободневной проблемой, поскольку социально – психологическая компетентность врача, лежащая в основе установления терапевтического альянса с пациентом и коррелирующая с психологическим эффектом лечения позволит:
· Лучше распознавать и правильно реагировать на вербальные и невербальные знаки пациента и извлекать из больше относящейся к делу информации;
· Наиболее эффективно проводить диагностику, так как эффективная диагностика зависит не только от установления телесных симптомов болезни, но также и от способности врача выявлять те соматические симптомы, причины которых могут иметь психологическую природу, что требует иных планов лечения;
· Действовать наиболее эффективно в особо «чувствительных» аспектах взаимоотношений «врач – пациент»;
Таким образом, изучение и углубление в данную тему позволит врачам повысить свою компетентность, а пациентам даст возможность лечиться у профессионалов.
Разработанность проблемы.
В настоящее время тема психологического портрета врача изучена не достаточно хорошо. Однако она нашла свое отражение в некоторых публикациях.
В. А. Ташлыков в своей работе «Психология лечебного процесса» освещает психологические закономерности лечебного процесса на моделях личностного подхода к больным, подробно раскрывает формы контакта «врач – больной», особое внимание уделяет психологическим факторам, повышающим эффективность лечебного процесса, показывает значения психологической подготовки врача.
В работе Н. А. Магазаника «Искусство общения с больными» изложены приемы, помогающие врачу завоевать доверие и расположение больного; показано как снять различные страхи пациентов и добиться психологической приемлемости больным врача.
Книга «Мудрость взаимности», написанная в соавторстве В. П. Петленко и И. А. Шамова так же заслуживает внимания. Здесь авторы рассматривают этику взаимоотношений врача и больного, анализируют те качества врача, от которых зависит успех лечебного процесса.
Нельзя обойти стороной и труд Г. Г. Ковалева и В. В. Коршуновой «Индивидуально – психологические особенности личности врача – хирурга». Исследователи анализируют в данной работе некоторые индивидуально – психологические особенности врача – хирурга в связи со спецификой профессии, показывают значение психо – эмоциональных состояний врача при общении с пациентом.
Цели и задачи исследования.
Цель данной работы – исследовать психологический портрет врача в зависимости от типа оказываемых им услуг.
Задачи:
1. Рассмотреть психологические факторы в деятельности врача;
2. Изучить психологический портрет врача;
3. Дать анализ экспериментальному исследованию психологического портрета врача.
Методы исследования.
В ходе данного исследования была использована комплексная методика, включающая в себя наблюдение, беседу, опрос, анализ результатов деятельности, тестирование. Во время проведения исследования было протестировано 30 врачей МУЗ Городской поликлиники №1, которые были разделены на две группы: I группа – врачи – стоматологи и II группа – врачи – гинекологи, и были использованы: тест «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова, методика «Многофакторный личностный опросник» Р. Кэттелла, тест «Опросник на «выгорание» MBI К. Маслача и С. Джексона.
Гипотеза исследования.
Врачи, обладающие высоким уровнем эмпатии, в меньшей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания. Основными составляющими психологического портрета врача являются общительность, высокая нормативность поведения и высокий самоконтроль.
Практическая значимость.
Результаты проведенного исследования могут использоваться в учебной и образовательной деятельности врачей, в работе уже практикующих врачей, кроме того, результаты исследования помогут работникам отдела кадров в медицинских учреждениях подобрать высоко квалифицированный персонал.
Апробация работы.
С результаты исследования были ознакомлены медицинские работники, принявшие участие в исследовании, а также дирекция МУЗ Городской поликлиники №1.
Заключение.
В настоящее время остро встал вопрос о необходимости включения психологической подготовки в курсы обучения и повышения квалификации медицинских работников. Эта проблема мотивирована тем, что профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с пациентами, их родственниками, медицинским персоналом. От степени коммуникативной компетентности врача во многом зависит его успешная профессиональная деятельность.
Первая глава нашей работы посвящена рассмотрению психологических аспектов деятельности врача. В первом параграфе был освящен вопрос о последовательности построения терапевтического сотрудничества врача и пациента с учетом психологических факторов, придерживаясь которых врач может значительно повысить доверие пациента к себе, сформировать доброжелательные отношения, собрать наиболее точный и полный анамнез предполагаемого заболевания. Так же описывается план и стратегия лечения пациента, которые должны быть психологически выстроены так, чтобы созданный терапевтический альянс сохранялся на протяжении всего лечебного процесса.
Во втором параграфе рассматриваются два типа взаимоотношений в диаде «врач – больной», один из которых основан на директивно – авторитарной позиции врача, который занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегическую тактику лечения, все решения по ключевым вопросам лечебно – диагностического процесса принимает сам и берет на себя всю полноту ответственности. Партнерский тип взаимоотношений между врачом и пациентом более демократичен: он подразумевает активное участие пациента в лечебном процессе, при этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения. Так же в параграфе освещены некоторые приемы, помогающие врачу завоевать доверие больного и расположить его к себе. Рассмотрены методы, с помощью которых врач может снять необоснованные страхи пациента и добиться психологической приемлемости необходимого лечения.
В третьем параграфе работы описываются профессионально значимые качества врача. Здесь были рассмотрены такие качества, как эмпатия – способность к сочувствию, сопереживанию, аффилиация – стремление находится с другими людьми, устанавливать эмоциональные отношения с окружающими, эмоциональная стабильность – сохранение контроля над своими эмоциональными реакциями и поведением в целом, сенситивность к отвержению, предоставляющая врачу своеобразную «обратную связь» с пациентом. Так же приведены представления больных об идеальном образе и тех качествах, которые ему просто необходимы. Наиболее важными пациенты считают уважительность, внимание, которое должно быть оказано в должной мере каждому больному, эмпатия, любовь к профессии, тактичность и другие.
Во второй главе представлены и описаны методики исследования психологического портрета врача. Был выявлен уровень эмпатии, степень выгорания, а так же выраженность тех или иных факторов, составляющих личностный профиль, в зависимости от области врачебной практики респондентов.
Проанализировав результаты тестирования можно сделать следующие выводы:
1. Исследуемым двум группам врачей, первая из которых работает в области стоматологии, а вторая – в области гинекологии, в большей степени присущ нормальный уровень эмпатии, но респонденты второй группы, в отличие от респондентов первой, имеют более высокие баллы по данному качеству. Высокие показатели эмпатийности таких исследуемых способствуют установлению хорошего психологического контакта с пациентами, который помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном, обеспечивает взаимопонимание и способствует доверию в отношениях между больным и врачом, эффективности лечебного процесса;
2. Исследование показало, что у респондентов второй группы менее выражен синдром эмоционального выгорания, хотя и присущ в той или иной степени каждому испытуемому. Лишь два испытуемых показали низкий уровень выгорания в целом и по каждой шкале в отдельности. В первой группе уровень выгорания значительно выше;
3. Респондентам второй группы в большей степени, чем исследуемым врачам первой группы, присущ высокий уровень по фактору Е. Такие испытуемые действуют смело и энергично, а значит, что вероятнее всего именно они применят новаторский подход в лечении какого – либо заболевания, не побояться нарушить устоявшиеся каноны во врачебной практике;
4. Только пяти респондентам первой группы и одному респонденту второй группы свойственен высокий показатель фактора Н, который свидетельствует о стрессоустойчивости, смелости, решительности; испытуемые не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Данные испытуемые более подготовлены в случаях необходимости оказания скорой медицинской помощи, когда просто необходимо адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия, ведь во многом от своевременной реакции врача зависит жизнь его пациента;
5. Подавляющее количество испытуемых – испытуемые с высоким уровнем фактора L. Такие испытуемые часто мнительны, подозрительны, осторожны, что в той или иной степени необходимо врачу, так как в зависимости от способа адаптации пациента к заболеванию, от сформированной им внутренней картины болезни, от используемых механизмов психологической защиты в практике врача встречаются самые разнообразные психологический реакции пациентов на свое заболевание и поэтому не все, что говорит больной о своих ощущениях является объективным. Часто пациентам свойственно либо преувеличивать, либо преуменьшать, либо вообще симулировать какое – либо сове состояние;
6. По фактору N респонденты второй группы в большинстве своем имеют высокие значения, в отличие от исследуемых первой группы (таких всего три). Они держатся в общении корректно, вежливо, в некоторой степени отстраненно. Одновременно с этим они мягки, следят за речью и манерами. Умение выбирать способ общения с каждым конкретным пациентом очень важно для врача, так как существуют различные представления больных о том, какой должен быть их лечащий врач. Некоторые пациенты, приходя на прием, хотят увидеть в роли врача понимающего друга, с которым бы он мог в непринужденной обстановке обсудить все свои проблемы. Другие же приходят за помощью не к «другу», а профессиональному клиницисту и «теплые», по их мнению, отношению не уместны.
7. Большинство испытуемых, независимо от группы, показали высокую выраженность фактора Q3, который свидетельствует об организованности испытуемых, умении хорошо контролировать свои эмоции, четком осознании целей и мотивов своего поведения. Это означает, что респонденты рациональны, умеют подавлять отрицательные эмоции, возникшие по тем или иным причинам к пациентам, лечение каждого больного доводят до конца;
8. Высокий уровень фактора Q4 присущ в большей степени респондентам второй группы, которые более устойчивы к фрустрации, т. е. к трудностям, возникающим в их врачебной практике. Они более уверены в своих силах, так в меньшей степени боятся неудач. Это значит, что такие врачи к каждому пациенту подходят с «новыми силами», большим желанием помочь;
9. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, о том, врачи, обладающие высоким уровнем эмпатии, в меньшей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания и основными составляющими психологического портрета врача являются общительность, высокая нормативность поведения и высокий самоконтроль подтвердилась.
Рекомендации:
1. Испытуемым с высоким уровнем эмпатии необходимо помнить, что излишняя вовлеченность в переживания больного, его внутренний мир, чревата для самого респондента чрезмерными эмоциональными перегрузками, которые могут привести к профессиональной деформации;
2. Респондентам необходимо регулярно проходить диагностику, выявляющую степень «синдрома эмоционального выгорания»;
3. В периоды обострения «синдрома эмоционального выгорания» врачам необходимы отдых, перемена деятельности, психологическая «разгрузка», участие в профессиональных тренингах или терапевтическая помощь;
4. Независимо от области практики, исследуемым необходимо повышать уровень своих знаний в области социальной и клинической психологии.
Список использованной литературы:
1. Батаршев А. В. Психологическое тестирование. М.: Дело, 2003;
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1997;
3. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М.: МГУ, 1987;
4. Гройсман А. Л. Медицинская психология. М.: Магистр, 1998;
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб, 2003;
6. Канторович Н. В. Медицинская психология. Ташкент, 1978;
7. Караванов Г. Г., Коршунова В. В. Индивидуально – психологические особенности личности врача – хирурга. Львов, 1974;
8. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. СПб, 2004;
9. Косарев И. И. Путь в медицине. Челябинск, 1983;
10. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. М, 1984;
11. Магазаник Н. А. Искусство общения с больными. М.: Медицина, 1991;
12. Макшанов И. Я. Врачебная деонтология. Минск, 1998;
13. Матвеев В. Ф. Основы медицинской психологии, этики, деонтологии: Учебное пособие. М.: медицина, 1989;
14. Мохина И. В. Медицинская психология. Ростов на Дону, 1978;
15. Платонов К. К. Методические проблемы в медицинской психологии. М.,1977;
16. Петленко В. П., Шамов И. А. Мудрость взаимности. Л.: Лениздат, 1989;
17. Практическая психодиагностика. Под ред. Райгородского Д.Я. Самара, 2004;
18. Самсонов В. А. Записки молодого врача. Петрозавод, 1998;
19. Ташлыков В. А. психология лечебного процесса. Л., 1984;
20. Тылевич И. М., Немцева А. Я. Руководство по медицинской психологии. 2 – е издание. Л.,1985
Содержание.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача.
1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7.
1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача. . . . . . . . . . . . . . . . . .12.
1.3 Психологический портрет врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19.
Глава II. Экспериментальное исследование психологического портрета врача.
2.1 Методы исследования психологического портрета врача. . . . . . . . . . . . .25.
2.2 Эмпирическое исследование психологического портрета врача. . . . . . . 28.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44.
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..49.
Введение.
Актуальность темы.
В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека все больше определяется психологическими факторами, а это значит, что лечение многих заболеваний, стабилизация аутодеструктивных форм поведения является невозможным без учета социально – психологических факторов отношения человека с окружающей микросредой, что требует, в свою очередь, умения врача строить доверительные отношения с пациентом. В этой связи Эдинбургская декларация Всемирной федерации по медицинскому образованию установила, что каждый пациент должен иметь возможность ожидать в лице врача встретить человека, подготовленного в качестве внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения.
Исходя из этого, в последние годы широкое признание получила точка зрения, согласно которой социально – психологическую подготовку необходимо включать в программу обучения врачей. Расширенное внедрение курсов социальной психологии в практику подготовки врачей всех уровней представляется чрезвычайно злободневной проблемой, поскольку социально – психологическая компетентность врача, лежащая в основе установления терапевтического альянса с пациентом и коррелирующая с психологическим эффектом лечения позволит:
· Лучше распознавать и правильно реагировать на вербальные и невербальные знаки пациента и извлекать из больше относящейся к делу информации;
· Наиболее эффективно проводить диагностику, так как эффективная диагностика зависит не только от установления телесных симптомов болезни, но также и от способности врача выявлять те соматические симптомы, причины которых могут иметь психологическую природу, что требует иных планов лечения;
· Действовать наиболее эффективно в особо «чувствительных» аспектах взаимоотношений «врач – пациент»;
Таким образом, изучение и углубление в данную тему позволит врачам повысить свою компетентность, а пациентам даст возможность лечиться у профессионалов.
Разработанность проблемы.
В настоящее время тема психологического портрета врача изучена не достаточно хорошо. Однако она нашла свое отражение в некоторых публикациях.
В. А. Ташлыков в своей работе «Психология лечебного процесса» освещает психологические закономерности лечебного процесса на моделях личностного подхода к больным, подробно раскрывает формы контакта «врач – больной», особое внимание уделяет психологическим факторам, повышающим эффективность лечебного процесса, показывает значения психологической подготовки врача.
В работе Н. А. Магазаника «Искусство общения с больными» изложены приемы, помогающие врачу завоевать доверие и расположение больного; показано как снять различные страхи пациентов и добиться психологической приемлемости больным врача.
Книга «Мудрость взаимности», написанная в соавторстве В. П. Петленко и И. А. Шамова так же заслуживает внимания. Здесь авторы рассматривают этику взаимоотношений врача и больного, анализируют те качества врача, от которых зависит успех лечебного процесса.
Нельзя обойти стороной и труд Г. Г. Ковалева и В. В. Коршуновой «Индивидуально – психологические особенности личности врача – хирурга». Исследователи анализируют в данной работе некоторые индивидуально – психологические особенности врача – хирурга в связи со спецификой профессии, показывают значение психо – эмоциональных состояний врача при общении с пациентом.
Цели и задачи исследования.
Цель данной работы – исследовать психологический портрет врача в зависимости от типа оказываемых им услуг.
Задачи:
1. Рассмотреть психологические факторы в деятельности врача;
2. Изучить психологический портрет врача;
3. Дать анализ экспериментальному исследованию психологического портрета врача.
Объект и предмет исследования.
Объектом данного исследования явились врачи МУЗ Городской поликлиники №1. Предметом исследования является психологический портрет врача.
Методы исследования.
В ходе данного исследования была использована комплексная методика, включающая в себя наблюдение, беседу, опрос, анализ результатов деятельности, тестирование. Во время проведения исследования было протестировано 30 врачей МУЗ Городской поликлиники №1, которые были разделены на две группы: I группа – врачи – стоматологи и II группа – врачи – гинекологи, и были использованы: тест «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова, методика «Многофакторный личностный опросник» Р. Кэттелла, тест «Опросник на «выгорание» MBI К. Маслача и С. Джексона.
Гипотеза исследования.
Врачи, обладающие высоким уровнем эмпатии, в меньшей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания. Основными составляющими психологического портрета врача являются общительность, высокая нормативность поведения и высокий самоконтроль.
Практическая значимость.
Результаты проведенного исследования могут использоваться в учебной и образовательной деятельности врачей, в работе уже практикующих врачей, кроме того, результаты исследования помогут работникам отдела кадров в медицинских учреждениях подобрать высоко квалифицированный персонал.
Апробация работы.
С результаты исследования были ознакомлены медицинские работники, принявшие участие в исследовании, а также дирекция МУЗ Городской поликлиники №1.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.