ТЕМА 20. СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ЭРВИНГА ГОФФМАНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Краткое содержание лекции: Эрвинг Гоффман: биографические сведения; работы. — Своеобразие гоффмановской социологии, множественность ее толкований. — Взаимодействие лицом-к-лицу как предмет исследований Гоффмана раннего и среднего периода. — Базовый понятийный аппарат для изучения взаимодействия лицом-к-лицу: «столкновение», «социальное событие», «сборище» («социальный контакт», «несфокусированные» и «сфокусированные сборища»), «социальная ситуация», «социальное учреждение». — Основные пресуппозиции исследований Гоффмана. — «Ритуалистическая» перспектива анализа повседневных взаимодействий. «Ритуал взаимодействия», его элементарная схема (по Р. Коллинзу). — Множественность понятийных инструментов для анализа взаимодействий как ритуалов: «лицо» и «лицевая работа»; «позитивные» и «негативные» ритуалы; «взаимообмены» («поддерживающие» и «исправительные»); «уважение» и «уважительные манеры поведения»; «Я» как «священный объект»; «территории Я» («личностные вотчины»); «ритуалы доступа». — «Представление себя другим»: общая схема работы. — «Экспрессии» и «впечатления». — «Управление впечатлениями». — «Стратегическое взаимодействие», его принципиальная структура. — «Драматургическая» перспектива («рамка») анализа повседневных взаимодействий. — Понятие «рабочего консенсуса». — Frontstage (front region) и backstage (backstage region). — Исследования «Стигма» и «Приюты». — Понятие «тотальных институтов».

 

Эрвинг Гоффман (1922-1982) — американский социолог канадского происхождения.

Родился в небольшом городке Манвилл (провинция Альберта).

Изучал социологию в университете Торонто (закончил в 1945 г.: степень бакалавра) под руководством Ч.У.М. Харта (сотрудника Рэдклифф-Брауна по программе исследования австралийских племен в первой половине 30-х гг.).

Затем продолжил обучение в Чикаго. — Чикагские учителя: У.Л. Уорнер, Э.Ч. Хьюз.

1949 г. — магистр.

1949-1951 гг. — работа в Эдинбургском университете (факультет социальной антропологии); полевое исследование на Шетландских островах.

1953 г. — докторская диссертация «Коммуникативное поведение в островном сообществе» (написана под руководством А. Стросса, ученика Хьюза и Блумера).

1954-1957 гг. — сотрудник Национального института душевного здоровья (Вашингтон); полевое исследование в психиатрической больнице святой Елизаветы в Вашингтоне (в течение года) с использованием метода включенного наблюдения.

1958-1968 гг. — в Калифорнийском университете в Беркли (с 1962 г. — профессор социологии). Рождение «культа» Гофмана. Соприкосновение с этнометодологами.

1969 г. — переезд в Филадельфию. С 1968 г. — работа на факультете антропологии и социологии университета штата Пенсильвания.

1981 г. — избран президентом АСА. Президентское обращение опубликовано посмертно.

 

Особенности социологии Гофмана / различные оценки его работы:

стиль: «perspective by incongruity» («перспектива несообразности», термин К. Бёрка); понятия, их нагромождение и постоянная замена; использование неконвенциональных терминов и неконвенциональное использование конвенциональных; видимость художественности; использование нестандартного для социологии «эмпирического» материала; качественная социология. — Тесная связь с чикагской традицией.

 

Основные работы:

1956 (новое издание 1959) — «Представление себя другим в повседневной жизни» («The Presentation of Self in Everyday Life»).

1961 — «Приюты: очерки о социальной ситуации пациентов психиатрических клиник и иных заключенных» («Asylums»).

1961 — «Столкновения: два исследования по социологии взаимодействия» («Encounters»).

1963 — «Поведение в общественных местах: заметки о социальной организации сборищ» («Behavior in Public Places»).

1963 — «Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью» («Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity»).

1967 — «Ритуал взаимодействия: очерки о поведении лицом-к-лицу» («Interaction Ritual»).

1969 — «Стратегическое взаимодействие» («Strategic Interaction»).

1971 — «Отношения на публике: микроисследования публичного порядка» («Relations in Public»).

1974 — «Рамочный анализ: очерк об организации опыта» («Frame Analysis»).

1981 — «Формы разговора» («Forms of Talk»).

1983 — «Интеракционный порядок» (посмертно опубликованное президентское обращение к АСА).

 

(Далее в лекции затрагивается содержание социологической работы Гоффмана раннего и среднего периода — до «Рамочного анализа», который резонно вынести в далее читаемый курс «Современные социологические теории»).

 

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: область взаимодействия лицом-к-лицу (как область, заслуживающая самостоятельного изучения) и тот фундаментальный социальный порядок, который в ней поддерживается («интеракционный порядок», или «публичный порядок»). — Другая сквозная тема рассматриваемых исследований Гоффмана, тесно связанная с первой: человеческое Я в обществе, его формирование, сохранение и трансформация в различных социальных средах, ситуациях и обстоятельствах повседневной жизни. — (Микросоциология; социология повседневной жизни.)

 

Гоффман очерчивает эту предметную область с помощью небольшого набора основных понятий, которые он (в отличие от многих других) использует регулярно и устойчиво во всех своих работах, вплоть до самых последних.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЦОМ-К-ЛИЦУ — «взаимное влияние индивидов на действия друг друга, имеющее место во время их пребывания в непосредственном физическом присутствии друг друга». В область взаимодействия лицом-к-лицу включаются события, происходящие во время соприсутствия и благодаря соприсутствию, причем только такие, которые должны продолжаться до завершения, если уж они начались.

(1) Взаимодействие лицом-к-лицу начинается, когда хотя бы два индивида оказываются в непосредственном присутствии друг друга.

(2) Оно заканчивается, когда предпоследний участник покидает место события.

То, что происходит в промежутке между этими двумя временными точками, и является основным предметом исследований Гоффмана.

 

Родственное понятие, выделяющее единичные взаимодействия:

 

v Столкновение (encounter) — (примерно то же, что и «взаимодействие лицом-к-лицу»): «событие взаимодействия лицом-к-лицу, начинающееся, когда индивиды осознают, что они вошли в непосредственное присутствие друг друга, и заканчивающееся их доступным восприятию удалением из взаимного участия». (Единичная интеракция, имеющая начало и конец.) — Например: разговорное столкновение.

 

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ (3):

 

v Социальное событие (social occasion) — единое и целостное определение участниками столкновения того, что произошло между началом и концом взаимодействия; (или) «событие, которое видится заранее или впоследствии как нечто единое, имеет время и место протекания и задает тональность того, что происходит внутри и во время его протекания».

Например: «ужин в компании»; «деловая беседа»; «шахматная партия».

 

v Сборище (gathering) — «любой набор из двух или более индивидов, охватывающий всех и только тех, кто в данный момент находятся в непосредственном физическом присутствии друг друга».

Например: пара людей, ужинающих у себя дома; толпа людей, ожидающих автобуса на остановке; большое скопление людей в магазине; зрители в кинозале…

= Состав сборища может постоянно меняться.

 

Различаются два типа сборищ:

(1) несфокусированные: сборища, в которых люди присутствуют друг перед другом, но не вовлечены в разговор или иного рода общение.

(2) сфокусированные: это такие сборища, в которых люди, находящиеся в физическом соприсутствии, поддерживают общий фокус визуального и когнитивного внимания, взаимно ратифицируя друг друга как людей, открытых друг другу для разговора или какого-то его замещения.

 

Например: два человека на остановке поглядывают друг на друга в ожидании автобуса, но не вступают в общение (несфокусированное сборище); они же вступают в беседу (сфокусированное сборище).

 

Гоффмана интересуют прежде всего сфокусированные сборища, в которых происходят сфокусированные взаимодействия (прежде всего разговорные). — Они отличаются от несфокусированных наличием социального контакта.

 

Социальный контакт — постоянный компонент столкновения, наряду с более сложными: «В полном смысле слова можно говорить о наличии контакта, когда индивиды одновременно обращены друг к другу, когда они одновременно об этом знают и когда им известно, что каждый другой это знает». (Значимость визуального контакта между участниками.)

 

v Социальная ситуация — «вся пространственная среда, в которой входящий в нее человек становится членом сборища, находящегося или возникающего в ней. Ситуация начинается с того, что происходит взаимный мониторинг, и заканчивается, когда предпоследний человек покидает ее»; — «любая среда, содержащая возможности взаимного мониторинга, которая существует на протяжении того времени, пока индивиды находятся в непосредственном физическом присутствии друг друга, и охватывает собой всю территорию, в пределах которой этот взаимный мониторинг возможен».

= Деятельность индивида происходит либо в одиночестве, либо в социальной ситуации: для большинства из нас повседневная жизнь проходит по большей части в непосредственном присутствии других — взаимодействия размещены в социальных ситуациях.

 

Родственное понятие, используемое в некоторых работах (например, «Приюты» или «Представление себя другим в повседневной жизни»):

 

Социальное учреждение (social establishment) — это «любое место, ограниченное физическими барьерами для восприятия, в котором регулярно происходит определенная деятельность». (Синонимичный термин: «институты».)

 

Дополнительное определение из книги «Приюты»:

«Социальные учреждения – институты, в повседневном смысле этого термина, – это места, такие, как комнаты, многокомнатные помещения, здания или территории, в которых регулярно протекает особого рода деятельность».

 

Отсюда интерес к замкнутым социальным средам и их экологическая трактовка: поведение людей изучается в контексте «институтов» («учреждений»), в этом широком смысле, поскольку по большей части протекает внутри них; особое значение исследования «тотальных институтов» как предельного случая, показывающего, как эти контексты влияют на поведение и человеческое Я, причем не только в «тотальных институтах», но и (в более мягкой и ненавязчивой форме) во всех «институтах» вообще.

(Здесь очевидно влияние интерпретативной экологии институтов Хьюза.)

 

РЕЗЮМЕ: Столкновение (или взаимодействие лицом-к-лицу) происходит в определенной социальной ситуации, когда люди, оказываясь в зоне взаимной доступности для восприятия друг друга (в непосредственном физическом присутствии друг друга), образуют сборище, которое может превратиться из несфокусированного в сфокусированное, если индивиды осуществляют взаимный мониторинг, вступают в социальный контакт и ратифицируют друг друга (гласно или негласно) как соучастников определенного совместного дела. Сфокусированное взаимодействие воспринимается участниками как нечто целостное, т.е. как социальное событие.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРЕСУППОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОФФМАНА:

(1) Интеракционный порядок основан на поддержании видимости согласия между участниками по поводу смысла происходящего; поддержание такой видимости — постоянная обязанность участников взаимодействия.

(2) Каждый участник взаимодействия вольно или невольно стремится достичь своих целей, извлечь из взаимодействия какие-то выгоды и преимущества для себя.

(3) Поскольку достижение участниками собственных целей может быть полным лишь при сохранении видимости согласия, каждое взаимодействие является рискованным предприятием, в котором каждый ставит на кон свое Я и свою репутацию (как человека, с которым можно иметь дело).

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 225.