Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Российской педагогической  энциклопедии дается такое определение: «Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания». Для ребенка дошкольного возраста игра, по мнению К. Д. Ушинского, представляет собой «посильный способ войти во всю сложность окружающего его мира». [2]

Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развитие игры в этот период проходит путь от предметной игры к ролевой, окружающей отношения между людьми. Игровая деятельность, как отмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. А. Коротковой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая их, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие, игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер. При таком развитии она максимально выполняет свои функции (воспитательную, развивающую, дидактическую, коррекционную, коммуникативную, социальную, психотерапевтическую и др.). Ранний возраст - период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком ее понимании. Воображаемая ситуация, являющаяся показателем сюжетно-ролевой игры, вырабатывается у детей к 3 годам. Взрослый постепенно учит ребенка действовать в воображаемом, условном плане начиная с 1 года. Это происходит в процессе усвоения детьми первого и второго года жизни действий с предметами-игрушками (перевозка кукол, кубиков; кормление, укладывание спать кукол, животных и т. п.). Действия ребенка с сюжетно-образными игрушками основаны на реальном опыте маленького человека и уже несут элемент условности (кукла «ест» из пустых тарелок, «спит», «пьет» из пустой кружки и т. п.). С расширением реального (жизненного) и игрового опыта, манипуляции с игрушками становятся обобщеннее, сокращается количество вспомогательных действий, они приобретают все большую условность. В игре отражается эмоциональный и интеллектуальный опыт, представления об окружающем мире, заинтересовавшие ребенка события. На втором и третьем годах жизни дети отражают действия с игрушками, предметами в соответствии с их назначением, передают знакомые им ситуации (кормление, лечение, прогулку, поездки на транспорте, катание в машине кукол, животных, занятие в ДОУ и др.); [3] на втором году жизни учатся переносить в игру знакомые бытовые ситуации; на третьем году – понятные им фрагменты трудовой, общественной жизни, элементы хорошо знакомых сказок. Сначала дети учатся воплощать действия с помощью игрушек, затем с предметами – заместителями и воображенными предметами. Для детей третьего года жизни характерны игры, возникающие по ассоциации (разговаривают по телефону, катаются на коньках, заменяя их кирпичиками). К 3 годам ребенок осознает условность в игре, обозначая ее словами «как будто», «понарошку». В игре часть игрушек заменяется предметами-заместителями, предметы окружающего мира также несут особый смысл (подушка – кровать; упаковка от телевизора – машина), действие направлено на выполнение понятной условной цели (накормить куклу, уложить спать, построить кроватку для мишки и др.). дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения близких и знакомых им людей. Сначала появляется «роль в действии», когда ребенок выполняет действия, присущие какой-либо роли (мамы, но она не осознает и не обозначается словом). Ребенок, подражая другому лицу, действует от своего имени. Осознание и словесное обозначение своей роли соотносятся с годами, и выходит за рамки раннего детства. Появление этого новообразования делает возможным возникновение ролевых игр детей друг с другом. Они отображают знакомые трудовые, семейные, а затем и общественные отношения, взаимодействуют в реальном и ролевом планах. Совместные игры ситуативно, строятся на основе объединений вокруг заинтересовавшей игрушки, игрового действия сверстника. Распределение ролей происходит по ходу игры, действия просты, повторяются несколько раз (ребенок начинает кого-то лечить, к нему походят другие «больные»). Для детей 2 и 3 лет характерно наличие самостоятельной игровой деятельности, в которой они проигрывают знакомые им действия, на третьем году ставят и решают простые задачи. Значительное место в игровой деятельности детей раннего возраста занимают сюжетные игры со строительным материалом.[10] В основе их лежат конструктивные умения детей. Такие игры разворачиваются вокруг простых построек (дорожка, по которой идут куклы, едут машины; забор, за которым живут животные; домик, башенка, мебель, которые обыгрываются с куклами,; гараж для машин и др.). Для организации игр на третьем году жизни педагог использует крупный, средний, мелкий строительный материал, крупные и средние по величине конструкторы, дополняет его игрушками (куклы, животные, машины и др), различными атрибутами для оформления построек (флажки, деревья и др.). Сюжетные игры со строительным материалом включают в себя два этапа: создание постройки (взрослым, детьми совместно со взрослым, самими детьми) и ее обыгрывание (создание вокруг постройки цепочки игровых действий). Игры детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений.

Таким образом, игра – реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично «играючи».

Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.