Экономико-географическое положение, уровень развития инфраструктуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Санкт-Петербург, располагаясь в северо-западной части России, на берегах Балтийскою моря, где, помимо него, расположены также (по часовой стрелке) Эстония, Латвия, Литва, Калининградская область России, Польша, Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, занимает выгодное геополитическое положение. Относительно дешевым морским транспортом он может осуществлять экспортно-импортные связи со всеми названными странами, через Северное море имеет выход в Атлантический океан, а через него и другие моря и океаны на все континенты.

Один из старейших в России Санкт-Петербургский морской порт обеспечивает перевалку примерно 12 млн. т. грузов в год. После реконструкции мощность возрастет не менее, чем на одну треть. Кроме того, на побережье Финского залива будут построены новые порты, общий грузооборот которых составит не менее 100 тыс. т. грузов в год. Город на Неве занимает выгодное положение на авиалиниях. Через него пролегают воздушные трассы из Великобритании, Скандинавских стран на восток — в страны Индокитая и Японию. Аэропорт "Пулково" осуществляет пассажирские и грузовые перевозки во все аэропорты России и зарубежные страны. Предполагается строительство нового, более мощного аэропорта.

От города отходят 12 железных дорог, главная из них - на Москву. Все дороги соединены кольцевой линией, позволяющей обеспечивать пропуск транзитных грузов, минуя город. Закончены подготовительные работы по сооружению первой в России высокоскоростной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой. Одиннадцать отходящих от города автодорог (на Москву, Киев, Мурманск, Выборг, Приморск и др.) соединены между собой полукольцевой автодорогой. После завершения строительства дамбы через Финский залив закончится формирование кольцевой автодороги. Между Москвой и Санкт-Петербургом будет проложена новая автомагистраль ("автобан"), отвечающая самым высоким требованиям автодорожного строительства. Специфика экономико-географического положения города сказалась на его промышленных функциях. С самого начала в Петербурге ускоренными темпами развивались машиностроение и металлообработка на импортном металле, текстильная промышленность — на импортном хлопке, резиновая промышленность на импортном каучуке и т.д. Эти отрасли промышленности и в настоящее время доминируют в городской экономике. В советский период к ним добавился ряд новых производств: энергетическое и электротехническое, производство оптических приборов, пластмасс, красителей. Ориентация промышленности в основном на привозное сырье отразилась на внутренней структуре города. Основная часть промышленных предприятий разместилась либо вблизи судоходных путей, либо вдоль железных дорог. В целом для промышленной застройки характерна радиально-кольцевая направленность, а именно: от центра на север и северо-запад ("Выборгская сторона"), от центра на юг ("Московская застава"), от центра на юго-запад ("Нарвская застава"). Плотная промышленная застройка проходит вдоль Обводного канала.

Санкт- Петербург относится к группе регионов России с уровнем развития выше среднего, для которых характерны высокие показатели душевого валового регионального продукта, объема инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности, вовлеченности во внешние экономические связи, использование инвестиционной привлекательности регионов, относительно высокая покупательная способность населения, более низкая доля бедного населения. Он стабильно второй после Москвы в рейтинге уровня социально- экономического развития регионов, лидирует по численности предприятий с иностранным участием, объему произведенных ими товаров и услуг, ряду других показателей развития экономики и социальной сферы. Растет значение Санкт- Петербурга, как крупного международного контактного центра региона Балтийского моря.

В 2007 г промышленность Санкт- Петербурга росла быстрее, чем в целом по России. При этом основу промышленного роста составляет производство сложной продукции и транспортно-логистических услуг. В нем концентрируется почти половина всего объема иностранных и большая часть федеральных инвестиций в Северо-западном федеральном округе. Система управления государственным долгом Санкт- Петербурга признана одной из лучших в Центральной и Восточной Европе. Санкт- Петербург относится к наиболее кредитоспособным субъектам федерации. Рейтинговые агентства регулярно повышают его валютный рейтинг при стабильном прогнозе. В последнем рейтинге самых удобных городов мира (от компании Mercer Human Consulting, 2007г) Санкт- Петербург оказался выше всех российских городов – 183 место (Москва- 215).

Население

Санкт-Петербург находится на четвертом месте по населению в Европе после Лондона, Москвы и Парижа. Наличное население 4596 тыс. женщин 2529 тыс. 55% мужчин 2067 тыс. 45% из них в возрасте от 0 до 15 лет 680 тыс. 14% трудоспособных 2835 тыс. 62% старше трудоспособного 1081 тыс. 24%

Плотность населения в Санкт-Петербурге составляет 3186 жителей на квадратный километр. Состояние сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга в последние месяцы (сентябрь-ноябрь 2008г) не претерпело заметных изменений по сравнению с другими периодами года и продолжает оставаться относительно стабильным.

Экономически-активное население составило 2726,0 тыс. человек.

Предприятия осуществляют набор кадров. По данным Петростата за сентябрь 2008 года число замещенных рабочих мест на крупных и средних предприятиях приросло, по сравнению с соответствующим периодом 2007 года, на 4,6%.

Организации практически всех видов экономической деятельности имели прирост численности к 2007 году.

Помимо внутренних резервов, трудовые ресурсы Санкт-Петербурга пополняются за счёт трудоизбыточных регионов Северо-Западного и Центрального федеральных округов, дальнего и ближнего зарубежья. В течение девяти месяцев 2008 года в экономике Санкт-Петербурга было занято 103,7 тыс. иностранных трудовых мигрантов.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 182.