ГЛАВА 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

За нарушение требований законодательства по ведению делопроизводства, архивного хранения документов, а также уничтожения документов установлена[ административная ответственность, в соответствии с которой предусматриваются штрафные санкции за наиболее существенные нарушения в этой сфере.

С 1 марта 2007 года вступил в законную силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП).

КоАП предусмотрена административная ответственность за совершение следующих правонарушений в сфере архивного дела и делопроизводства:

1. Незаконный отказ в доступе к архивному документу (ст.22.10). Незаконный отказ должностного лица в доступе к архивному документу - влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

2. Нарушение законодательства об архивах (ст.22.11).

Выделение помещений для размещения документов с нарушением установленных законодательством норм, изъятие у архивов помещений и использование их не по назначению, отказ от передачи документов на государственное хранение в установленных законом случаях - влекут предупреждение или наложение штраф в размере до двадцати базовых величин.

3. Нарушение законодательства о делопроизводстве (ст.22.12).

Несоблюдение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в оформлении документов или требований, предъявляемых к порядку их обработки, движения или хранения - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.-

4. Утрата или незаконное уничтожение документов постоянного или долгосрочного хранения (статья 23.37).

Утрата или незаконное уничтожение индивидуальным предприни­мателем или должностным лицом документов постоянного или долгосрочного хранения, а равно причинение им непоправимых повреждений — влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

В соответствии с ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях, перечисленных выше, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь в области архивного дела и делопроизводства (государственные инспектора архивов и делопроизводства), а также должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Дела об административных правонарушениях рассматривают и назначают наказание:

по статьям 22.10, 22.11, 23.37 КоАП — единолично судья районного (городского) суда;

по статье 22.12 КоАП - административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации районов в городе;

по всем указанным выше статьям КоАП - органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь в случаях, когда протоколы о совершении административных правонарушений составлены должностными лицами этих органов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После того, как документы утрачивают свою необходимость для управленческой деятельности, и истекает срок временного хранения документов в государственных органах, организациях, предприятиях, они могут быть либо уничтожены, либо переданы на постоянное хранение в соответствующий архив.

В курсовой работе рассмотрены вопросы организации экспертизы ценности документов.

Документы передаются в государственный архив по утвержденным экспертно-проверочной комиссией архивного учреждения описям дел.

Экспертизе ценности подлежат все архивные документы независимо от способа их создания.

В Республике Беларусь действуют Перечни, в которых содержится информация о сроках хранения и дальнейшей судьбе документов после минования надобности.

Соблюдение сроков хранения документов, установленных Перечнями, являются обязательными. До проведения экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается.

Исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

Для определения сроков хранения документов необходимо, найдя соответствующую статью в Перечне, проводить полистный просмотр дел.

Отбор дел (документов) на хранение или уничтожение только по заголовкам в описях или на обложках дел не допускается.

Организация проведения и оформление отбора документов на хранение, и их уничтожение регламентируются законодательством Республики Беларусь.

В работе организаций, предприятий, учреждений не всегда соблюдается законодательство в области архивного дела:

утрата документов постоянного хранения;

отсутствие актов приема-передачи документов при смене руководителей;

несвоевременное упорядочение документов.

Для устранения пробелов, встречающихся в организации и проведении экспертизы ценности документов необходимо:

тщательно изучить действующее законодательство по архивному делу и ведению делопроизводства в Республике Беларусь и изданные на его основе организационно-распорядительные документы и нормативно-методические документы;

с целью повышения персональной квалификации специалистов, посещать республиканские семинары и совещания, проводимые Белорусским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела;

выписывать специализированные издания.

Все это позволит более осознанно подойти к организации хранения и использования документов.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Давыдова Э.Н., Рыбаков А.Е. Делопроизводство: Учебно-практическое руководство. – Минск: ТетраСистемс, 2003. С.113 - 120.

2. Кузнецов И.Н. Офисная документация: Подготовка и оформление. – Минск: Книжный Дом, 2004. С. 292 – 295.

3. Жумарь С.В. и др. Основные правила работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятия Республики Беларусью – Минск: 1997.

 4. Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь по организации системы управления, ценообразования, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 06.08.2001 № 38, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 24.04.2004 № 4 (Перечень 2001);

5. Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально-техническому обеспечению, административно-хозяйственной деятельности, де­лопроизводству, работе архивов организаций с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.12.2006 № 82 (Перечень 2006).

6. Паневчик В.В., Некраха С.В., Акулич В.В. Секретарское дело: Практическое пособие. – Минск: Дикта, 2006. С. 231 – 234.

7. Паневчик В.В. Делопроизводствою – Минск: Вышэйшая школа, 3-е изд. – С. 210 – 218.

8. Архивы и делопроизводство . 2001 – 2006.

9. Жук О. Нормативно-правовое регулирование работы с электронными документами в Республике Беларусь //Секретарское дело. 2007. № 3. С. 72 – 76.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.