Стратегическая цель производственной стратегии - удовлетворение запросов рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции.
Начиная с 1980-х гг. все большее число компаний заботятся о стратегическом развитии своих производственных возможностей. Эти производственные стратегии, или динамика принятия решений во времени, должны поддерживать и расширять конкурентные преимущества, на которые нацелена вся стратегия компаний. И в самом деле, каждая из функциональных стратегий фирмы (производственная, финансовая, маркетинговая, исследовательская и др.) должна быть увязана с общими стратегическими целями бизнеса и даже, можно сказать, подчинена им.
Производственную стратегию не следует сводить к воспроизведению лучших достижений и реализации самых современных программ развития производственных технологий. Производство обращается в источник стратегического преимущества, когда усилия нацелены на те процессы и виды деятельности, которые удаются компании лучше, чем ее конкурентам. В силу этого основой производственной стратегии является наращивание возможностей на выбранных направлениях. Эти возможности создают фундамент процветания компании в динамичном, изменчивом мире современной конкуренции.
Основные цели производственной стратегии:
1. оптимальная загрузка мощностей
2. снижение затрат на производство
3. качество производства
4. качество производственных поставок
5. соответствие производства спросу
Производственная стратегия должна комплексно решить производственные задачи в соответствии с общей корпоративной стратегией и позволить перейти предприятию от ориентации на выпуск номенклатуры продукции, к рыночно ориентированному производству с необходимой гибкостью по спросу и системой “продукт-сервис”.
Основные позиции производственной стратегии:
1. Производственные мощности.
Стратегическая задача направления - сфокусировать производственные мощности по следующим параметрам:
- Оптимально максимальная загрузка мощностей производственных фондов (ограничение - состав и производительность оборудования)
- Приоритетный выпуск наиболее востребованных рынком продуктов и дозагрузка мощностей другими продуктами по остаточному принципу (ограничение - обеспечение сырьем в должном количестве).
- Размещение видов продукции (ассортимента) и создание запасов (ограничение - заявки сбыта и прогноз маркетологов).
Стратегическое указание - изучить, разработать и утвердить план фокусировки производственных мощностей.
Конкретные мероприятия:
1. изучить;
2. разработать план фокусировки мощностей;
3. утвердить план фокусировки мощностей.
2. Управление производством.
Стратегическая задача направления - создать эффективную систему координации производства с высоким качеством менеджмента:
- Улучшить работу инженерной службы производства и увеличить степень ее вовлеченности в функционирование вертикальной интеграции руководителей производства.
- Создать и внедрить эффективные элементы управления, способные увязать жестко формализованный контроль над замкнутой производственной системой с изменениями рынка и интересами потребителей.
Стратегическое указание - повысить эффективность управления производством и его взаимодействие с другими подразделениями.
Конкретные мероприятия:
1. внедрить систему оперативного планирования и контроля материальных затрат;
2. внедрить процедуру оперативного недельного планирования выпускаемой продукции и плана продаж;
3. реализовать выполнение производственной программы, и в соответствии с п. 1 и продуктово - маркетинговой стратегией перевести производство на работу по программе.
3. Технологические процессы.
Стратегическая задача направления - использование наиболее эффективных имеющихся на производстве технологий и внедрение новых, в соответствии с рыночными тенденциями и инновациями в отрасли.
Стратегическое указание - создать подразделение по разработке и внедрению новых технологий и рецептур, механизм его работы, вовлекающий в равной степени со специалистами- технологами финансистов и маркетологов.
Конкретные мероприятия:
1. организовать работу по новым продуктам и технологиям. В дальнейшем (при необходимости для реализации продуктово - маркетинговой стратегии) перейти к созданию и работе инновационного комитета;
2. определить производственные возможности, произвести переналадку оборудования и перейти на выпуск нового продукта;
3. произвести модификацию станка и освоить выпуск;
4. изучить проблему и разработать решение автоматизации процесса выпуска на имеющемся оборудовании без значительных капитальных вложений;
5. приступить к выпуску;
6. изучить проблему возникновения брака и снизить его.
4. Гибкость производства.
Стратегическая задача направления - бесперебойное выполнение производственной программы и оперативное изменение ассортимента и характеристик выпускаемой продукции в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, прогнозами и анализом маркетологов.
Основные критерии: объем и ассортимент производства, удовлетворяющий заявки отдела продаж; изменения в составе выпускаемого портфеля продукции в установленные сроки.
Стратегическое указание - четко определить в соответствии с генеральной стратегической целью:
- Масштаб производства традиционно выпускаемых продуктов;
- Масштаб производства новых/модифицированных продуктов;
- Определить продуктовый профиль предприятия.
Конкретные мероприятия:
1. определить продуктовый профиль первого уровня (перечень всех продуктов, которые выпускались) в соответствии с производственными возможностями, исключив нерентабельные;
2. разработать программу освоения выпуска новых продуктов с учетом п. 3.1. и в соответствии с продуктово - маркетинговой программой;
3. внедрить временную процедуру выполнения заявок отдела продаж;
4. перейти на четкое планирование выпуска продукции по программе выполнения заявок отдела продаж и упреждения их срыва с учетом ограничения по обеспечению сырьем.
5. Использование производственного персонала.
Стратегическая задача направления - эффективное использование производственного персонала для выполнения производственной программы.
Выполнение данной позиции возможно в сочетании с реализацией стратегии управления персоналом и кадровой политики, цель которых в бесперебойном обеспечении трудовыми ресурсами предприятия в нужном количестве и надлежащей квалификации, а так же учет человеческого фактора, роль которого имеет тенденцию к росту его значимости.
Стратегическое указание - обязать службу персонала сохранить имеющийся кадровый потенциал и обеспечить комплектацию рабочими основное производство.
Конкретные мероприятия:
1. определить конкретных специалистов, уход которых приведет к невосполнимым кадровым потерям. Внести их в золотой фонд, с целью закрепления;
2. поставить задачу службе персонала обеспечить набор рабочих и разработать меры по снижению текучки персонала, его стимулированию и эффективной оплате;
6. Управление качеством.
Стратегическая задача направления - выпуск продукции с качеством, удовлетворяющим потребители и позволяющим удерживать конкурентное преимущество.
Стратегическое указание - организовать интегрированную систему контроля за качеством на производстве.
Конкретные мероприятия:
1. организовать комитет потребительского качества и его работу;
2. перейти на стандарт качества ISO- 9001.
7. Производственная инфраструктура.
Стратегическая задача направления - обеспечение общей эффективности производства и снижение затрат на него.
Стратегическое указание -разработать программу оптимизации производственной инфраструктуры (тепло, водо, энергоснабжения, размещение элементов производственного комплекса и коммуникаций).
Конкретные мероприятия:
1. обязать службу главного инженера изучить возможности улучшения производственной инфраструктуры и предложить пути их реализации;
2. разработать и утвердить программу оптимизации производственной инфраструктуры;
3. произвести реконструкцию транспортеров на участке погрузки из цеха;
4. снизить потери холода.
8. Взаимоотношения с партнерами и поставщиками.
Стратегическая задача направления - установление долгосрочных, устойчивых и взаимозависимых отношений с поставщиками на основе выгоды и доверия.
Стратегическое указание:
- формирование кооперативного подхода к построению отношений с поставщиками сырья.
- формирование конкурентного подхода к построению отношений с поставщиками оборудования и вспомогательных материалов.
Конкретные мероприятия:
1. определить стратегически важных поставщиков и политику отношений с ними;
2. определить перечень и количество необходимых материалов;
3. произвести исследования рынка поставщиков с целью наиболее полного удовлетворения потребностей производства и закупок на конкурсной основе с оптимальным соотношением цена/качество;
4. разработать и внедрить эффективную систему снабжения предприятия.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 207.