www.gov.ru - сайт Правительства РФ
www.cbr.ry - сайт Центрального банка РФ
www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики РФ
www.cefir.ru - сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок в Российской экономической школе (ЦЭФИР)
Конкурентоспособность экономики России на мировом рынке товаров, капиталов и рабочей силы. Оценка сильных и слабых позиций. Варианты использования возможностей конкурентоспособности России для активизации внешнеэкономической деятельности.
Проблемы включения российской экономики в мирохозяйственные связи и структуры. Негативные последствия ускоренной либерализации внешней торговли. Структура внешней торговли. «Бегство» капиталов, валюты. Импортозамещающая политика и ее результаты.
Пути решения проблем. Переход к новой экспортной стратегии. Формирование новой инфраструктуры внешней торговли, ее правовой и нормативной базы.
2.2 Тематический план лекций по дисциплине «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Тематический план дисциплины для студентов дневной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, (отдельной темы) | Кол - во часов по дневной форме обу - чения | Виды занятий и контроля | |||||||||||||||
лекции | ПЗ (С) | ТР | Самостоятель - ная работа | Тесты | Контрольные работы | ПЗ(С) | ТР (Деловая игра) | Конференция | ||||||||||
Аудит. | ДОТ | Аудит. | ДОТ | Аудит. | ДОТ | |||||||||||||
ВСЕГО | 170 | 60 | 8 | 16 | 4 | 8 | 6 | 68 66 |
| |||||||||
1. | Система мировой экономики и МЭО | 20 | 8 |
|
| 12 | №1 | |||||||||||
1.1 | Мировое хозяйство и МЭО | 4 |
|
|
|
| ||||||||||||
1.2 | Ресурсный потенциал современного мирового хозяйства | 4 |
|
|
|
| ||||||||||||
2. | Международная торговля и торговая политика | 36 | 16 | 2 | 6 | 2 | 4 | 3 | 3 | №2 | ||||||||
2.1 | Международная торговля и мировой рынок | 4 |
| 2 |
|
|
| №1 | ||||||||||
2.2 | Государственная внешнеторговая политика. Либерализация и протекционизм | 8 | 2 | 4 | 2 |
|
| №2 | ||||||||||
2.3 | Конкуренция и конкурентоспособность на мировом рынке | 4 |
|
| 4 | 3 |
|
| №1 | Дело - вая игра | ||||||||
3. | Глобальная финансовая система | 36 | 12 | 2 | 2 |
| 20 | №3 | ||||||||||
3.1 | Международные валютно - финансовые отношения | 8 | 2 |
|
|
| ||||||||||||
3.2 | Международная миграция капитала | 4 |
| 2 |
|
|
| №3 | ||||||||||
4 | Международная миграция факторов производства и развитие международного рынка услуг | 20 | 8 |
| 4 |
| 8 | №4 | ||||||||||
4.1 | Международная миграция факторов производства | 4 |
|
|
|
| ||||||||||||
4.2 | Международный рынок услуг | 4 |
| 4 |
|
|
| |||||||||||
5 | Интеграция в мировой экономике. Теория, развитие, политика | 36 | 12 | 2 | 8 | 2 | 12 | №5 | ||||||||||
5.1 | Международная экономическая интеграция | 4 | 2 | 4 |
|
|
| №4 | ||||||||||
5.2 | Международные экономические организации | 8 |
| 4 | 2 |
|
| №5 | ||||||||||
6 | Россия в мировой экономике | 22 | 4 |
|
| 4 | 3 | 11 | №6 | |||||||||
6.1 | Роль и место России в мировой экономике | 4 |
|
| 4 | 3 |
|
| Конференция | |||||||||
Тематический план дисциплины для студентов ОЧНО - ЗАОЧНОЙ формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, (отдельной темы) | Кол - во часов по дневной форме обу - чения | Виды занятий и контроля | |||||||||||||||
лекции | ПЗ (С) | ТР | Самостоятель - ная работа | Тесты | Контрольные работы | ПЗ(С) | ТР (Деловая игра) | Конференция | ||||||||||
Аудит. | ДОТ | Аудит. | ДОТ | Аудит. | ДОТ | |||||||||||||
ВСЕГО | 170 | 30 | 42 | 8 | 10 | 4 | 8 | 68 |
| |||||||||
1 | Система мировой экономики и МЭО | 20 | 2 | 4 |
| 14 | №1 | |||||||||||
1.1 | Мировое хозяйство иМЭО | 2 |
|
|
| |||||||||||||
1.2 | Ресурсный потенциал современного мирового хозяйства | 2 | 2 |
|
|
| ||||||||||||
2 | Международная торговля и торговая политика | 36 | 10 | 10 | 4 | 4 | 4 | 4 | №2 | |||||||||
2.1 | Международная торговля и мировой рынок | 4 | 4 | 2 |
|
| №1 | |||||||||||
2.2 | Государственная внешнеторговая политика. Либерализация и протекционизм | 4 | 4 | 2 |
|
| №2 | |||||||||||
2.3 | Конкуренция и конкурентоспособность на мировом рынке | 2 | 2 |
| 4 | 4 |
|
| Деловая игра | |||||||||
3 | Глобальная финансовая система | 36 | 6 | 8 | 2 | 20 | №3 | |||||||||||
3.1 | Международные валютно - финансовые отношения | 4 | 4 |
|
|
| ||||||||||||
3.2 | Международная миграция капитала | 2 | 4 | 2 |
|
| №3 | |||||||||||
4 | Международная миграция факторов производства и развитие международного рынка услуг | 20 | 4 | 8 |
| 8 | №4 | |||||||||||
4.1 | Международная миграция факторов производства | 2 | 4 |
|
|
| ||||||||||||
4.2 | Международный рынок услуг | 2 | 4 |
|
|
| ||||||||||||
5 | Интеграция в мировой экономике. Теория, развитие, политика | 36 | 6 | 8 | 4 | 18 | №5 | |||||||||||
5.1 | Международная экономическая интеграция | 2 | 4 | 2 |
|
| №4 | |||||||||||
5.2 | Международные экономические организации | 4 | 4 | 2 |
|
| №5 | |||||||||||
6 | Россия в мировой экономике | 22 | 2 | 4 |
| 6 | 6 | 4 | №6 | |||||||||
6.1 | Роль и место России в мировой экономике | 2 | 4 |
| 6 | 6 |
|
| конференция | |||||||||
Тематический план дисциплины для студентов ЗАОЧНОЙ формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, (отдельной темы) | Кол - во часов по дневной форме обу - чения | Виды занятий и контроля | |||||||||||||||
лекции | ПЗ (С) | ТР | Самостоятель - ная работа | Тесты | Контрольные работы | ПЗ(С) | ТР (Деловая игра) | Конференция | ||||||||||
Аудит. | ДОТ | Аудит. | ДОТ | Аудит. | ДОТ | |||||||||||||
ВСЕГО | 170 | 16 | 60 | 10 | 4 | 12 | 68 |
| ||||||||||
1 | Система мировой экономики и МЭО | 20 | 2 | 8 |
| 10 | №1 | |||||||||||
1.1 | Мировое хозяйство иМЭО | 4 |
|
|
| |||||||||||||
1.2 | Ресурсный потенциал современного мирового хозяйства | 2 | 4 |
|
|
| ||||||||||||
2 | Международная торговля и торговая политика | 36 | 4 | 16 | 4 | 6 | 4 | №2 | ||||||||||
2.1 | Международная торговля и мировой рынок | 2 | 4 | 2 |
|
| №1 | |||||||||||
2.2 | Государственная внешнеторговая политика. Либерализация и протекционизм | 2 | 8 | 2 |
|
| №2 | |||||||||||
2.3 | Конкуренция и конкурентоспособность на мировом рынке | 4 |
| 6 |
|
| Деловая игра | |||||||||||
3 | Глобальная финансовая система | 36 | 4 | 12 | 2 | 18 | №3 | |||||||||||
3.1 | Международные валютно - финансовые отношения | 2 | 8 |
|
|
| ||||||||||||
3.2 | Международная миграция капитала | 2 | 4 | 2 |
|
| №3 | |||||||||||
4 | Международная миграция факторов производства и развитие международного рынка услуг | 20 | 2 | 8 |
| 10 | №4 | |||||||||||
4.1 | Международная миграция факторов производства | 4 |
|
|
| |||||||||||||
4.2 | Международный рынок услуг | 2 | 4 |
|
|
| ||||||||||||
5 | Интеграция в мировой экономике. Теория, развитие, политика | 36 | 4 | 12 | 4 | 16 | №5 | |||||||||||
5.1 | Международная экономическая интеграция | 2 | 4 | 2 |
|
| №4 | |||||||||||
5.2 | Международные экономические организации | 2 | 8 | 2 |
|
| №5 | |||||||||||
6 | Россия в мировой экономике | 22 | 4 |
| 4 | 6 | 8 | №6 | ||||||||||
6.1 | Роль и место России в мировой экономике | 4 |
| 4 | 6 |
|
| конференция | ||||||||||
2.4 Временной график изучения дисциплины
№ | Наименование разделов и тем | Продолжительность изучения темы |
1 | Раздел 1. Система мировой экономики и МЭО | 5 дней |
1.1 | Мировое хозяйство и международные экономические отношения | |
1.2 | Ресурсный потенциал современного мирового хозяйства | |
2 | Раздел 2. Международная торговля и торговая политика | 9 дней |
2.1 | Международная торговля и мировой рынок | |
2.2 | Государственная внешнеторговая политика. Либерализация и протекционизм | |
2.3 | Конкуренция и конкурентоспособность на мировом рынке | |
3 | Раздел 3. Глобальная финансовая система | 9 дней |
3.1 | Международные валютно - финансовые отношения | |
3.2 | Международная миграция капитала. | |
4 | Раздел 4. Международная миграция факторов производства и развитие международного рынка услуг | 5 дней |
4.1 | Международная миграция факторов производства | |
4.2 | Международный рынок услуг | |
5 | Раздел 5. Интеграция в мировой экономике. Теория, развитие, политика | 9 дней |
5.1 | Международная экономическая интеграция | |
5.2 | Международные экономические организации | |
6 | Раздел 6. Россия в мировой экономике | 5 дней |
6.1 | Роль и место России в мировой экономике | |
Итого | 42 дня |
Практический блок
2.5.1 Семинарские и творческие занятия для студентов
№ | Тема семинарского занятия | Вид задания | Кол - во часов | |||||
очная | очн/заоч. | заочн. | ||||||
А | ДОТ | А | ДОТ | А | ДОТ | |||
1 | Международная торговля и мировой рынок | Вопросы для обсуждения. Построение графика нефтяных шоков | 2 | - | - | 2 | - - | 2 |
2 | Государственная внешнеторговая политика. Либерализация и протекционизм | Вопросы для обсуждения. Выполнение эссе (2 - 3) страницы с изложением доводов «За» и «против» вступления России в ВТО. | 4 | 2 | - | 2 | - | 2 |
3 | Международная миграция капитала | Вопросы для обсуждения. Анализ инвестиций по данным World Investment Report (сайт ЮНКТАД) накопленный объем прямых инвестиций и его распределение по регионам и основным странам мира | 2 | 4 | - | 2 | - | 2 |
4 | Международная экономическая интеграция | Вопросы для обсуждения. Построение графика перехода на евро | 4 | 4 | - | 2 | - | 2 |
5 | Международные экономические организации | Вопросы для обсуждения. Выполнение эссе (2 - 3 страницы) с изложением вашей точки зрения относительно: «Что дает России участие в международных экономических организациях?» | 4 | 4 | - | 2 | - | 2 |
6 | Творческое задание Конференция «Вступление России в ВТО» | Формат конференции рассматривается отдельно в п.2.5.2.1. | - | 3 | - | 6 | - | 4 |
7 | Творческое задание Деловая игра «Рейтинг российских предприятий в соответствии с международными стандартами корпоративного управления» | Программа деловой игры подробно рассматривается в п.2.5.2.2. | 4 | - | - | 6 | - | 6 |
Семинарские занятия позволяют существенно ускорить процесс формирования необходимых знаний у студента. Непосредственно семинарские занятия состоят из нескольких блоков, которые являются автономными.
Каждое семинарское занятие содержит несколько вопросов для исследования и обсуждения студентами в аудитории, выполнение задачи и написание эссе. При этом в составе занятия выделяются следующие логические части:
§ Теория темы семинара. В зависимости от занятия, теория темы может быть представлена как простой ссылкой на источник, так и более подробными справочными комментариями.
§ Вопросы для обсуждения рассматриваются студентом на примере, в котором описываются состав исходных данных, необходимые замечания и комментарии.
§ Написание эссе и выполнение конкретной задачи по теме семинара.
§ Обобщение и вывод по теме семинара.
Рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
§ Предварительно прочитайте теорию темы семинарского занятия, внимательно изучите непосредственно относящиеся к теме источники;
§ Проанализируйте вопросы для изучения и выполнения семинарского занятия.
§ Напишите эссе по предлагаемому вопросу.
§ Выполните задание.
§ Подготовьте отчет в виде тезисов по теме семинарского занятия.
Семинарские занятия должны быть выполнены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним:
§ Самостоятельный характер выполнения.
§ Связь теоретических положений с практикой, вынесенных для обсуждения.
§ Наличие творческих подходов к решению заявленных для обсуждения вопросов.
§ Оформление в точном соответствии с существующими правилами.
Отчет по семинарскому занятию выполняется в форме:
§ Изложения кратких тезисов по теме семинарского занятия.
§ Анализа отдельного вопроса, вынесенного для обсуждения в аудитории.
§ Выполнения задачи в виде графика.
§ Написания эссе по указанному вопросу.
Правильно оформленный отчет включает в себя:
1. Титульный лист;
2. Краткие тезисы по теме семинарского занятия;
3. График;
4. Эссе;
5. Список использованных источников;
6. Выводы.
Темы семинарских занятий
1. Международная торговля и мировой рынок
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое мировой рынок и его структура?
2. Какое значение имеет международное регулирование торговли между государствами.
3. Охарактеризуйте ценообразование в международной торговле. Дайте понятие ценам международной торговли и мировым ценам.
4. Укажите динамику цен на мировом рынке: современные тенденции.
5. Проследите динамику мировых цен на нефть за последний год, используя данные периодической печати.
Задание для исследования
1. Постройте график нефтяных шоков.
2. Государственная внешнеторговая политика. Либерализация и протекционизм
Вопросы для обсуждения :
1. Значение государственного регулирования внешней торговли и внешнеторговая политика.
2. Дайте характеристику тарифным и нетарифным ограничениям.
3. Дайте характеристику Всемирной торговой организации: ее история и современное развитие.
Задание для исследования
Напишите эссе (2 - 3) страницы с изложением доводов «за» и «против» вступления России в ВТО.
3. Международная миграция капитала
Вопросы для обсуждения:
1. Покажите международное движение капитала как форму международных экономических отношений.
2. Что такое - вывоз предпринимательского и ссудного капитала, прямые и портфельные инвестиции?
3. Дайте понятие инвестиционного климата.
4. В чем заключается международное налоговое планирование. Что такое оффшорные центры?
Задание для исследования
Изучите по данным World Investment Report (сайт ЮНКТАД) накопленный объем прямых инвестиций и его распределение по регионам и основным странам мира (напоминаем, что данные за 2006 год публикуются на сайте на английском языке).
4. Международная экономическая интеграция
Вопросы для обсуждения:
1. Поясните сущность и формы международной экономической интеграции.
2. Проследите основные этапы интеграции в западной Европе.
3. Укажите принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза.
4. В чем особенности интеграционных процессов в Северной Америке, Латинской Америке и других регионах мира.
Задание для исследования
Составьте в хронологической последовательности график перехода на евро.
5. Международные экономические организации
Вопросы для обсуждения:
1. В чем выражается влияние международных экономических организаций?
2. Что такое Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ)?
Задание для исследования
Подготовьте эссе (2 - 3 страницы) с изложением Вашей точки зрения относительно вопроса: «Что дает России участие в международных экономических организациях?»
2.5.2 Творческие занятия студентов
Основными формами индивидуальной и творческой работы студентов являются аналитические комментарии и выступления на предлагаемой в конце изучения дисциплины научно - практической конференции, а так же участие в деловой игре в рамках конференции.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.