Учебный предмет: Качественные и количественные методы в диагностике управления просвещением.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕФЕРАТ

 

Учебный предмет: Качественные и количественные методы в диагностике управления просвещением.

Руководитель работы:

 



Шяуляй, 2001

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мотивация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. 1. Определение и суть мотивации. . . . . . . . . . . . . . . . .

2. 2. Основные источники мотивации. . . . . . . . . . . . . . . .

2. 3. Обзор теорий мотиваций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

2. 4. Методы мотивации и факторы, определяющие их выбор. .  

2. 5. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. 1. Определение и суть управления. . . . . . . . . . . . . . . .

3. 2. Обязательные способности руководителя. . . . . . . . . . .

3. 3. Основные функции управления. . . . . . . . . . . . . . . . 

3. 4. Управление как процесс воздействия. . . . . . . . . . . . .

3. 5. Черты и ценности эффективного руководителя. . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

4

4

6

7

11

 

12

14

14

14

16

18

19

21

22

23

ВВЕДЕНИЕ

Почему люди работают? Почему одни люди делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно сделать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание работать? Эти и многие другие вопросы возникают тогда, когда происходит управление персоналом.

В нашей стране уделялось и уделяется очень мало внимания данной проблеме, несмотря на всю ее сложность и неразработанность. На протяжении десятилетий в экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу угла ставили технологию, производственные планы, бюджеты, административные распоряжения, а роль работников отодвигалась на второй план. В целом, это привело к сужению трудовой мотивации и к отчужденности работников, к падению заинтересованности в труде и низкой производительности. Поэтому неудивительно, что по данным сравнительного исследования, работу считают главным делом жизни в США 50% населения, в Швеции — 45%, в ФРГ — 25%, а в пределах бывшего СССР — всего лишь 10% (В.В. Травин, В.А Дятлов.1995, с. 251).

Произошедшие в последние годы изменения отношений собственности, экономический кризис в стране, социальная неуверенность, лишь усугубило проблему трудовой мотивации. Поэтому предприятиям и организациям приходится идти методом проб и ошибок, самостоятельно нащупывая наиболее подходящий и действенные методы организации и поощрения труда.

Организации просвещения, такие же организации со своими трудностями и проблемами. В них также остро стоит вопрос о развитии человеческих отношений внутри организации. Однако процесс управления происходит здесь еще сложнее. Здесь управление – передача полномочий членам общества, согласование отношений, творчество и вовлечение общество в процесс управления. Школьная общественность сложнее, чем организация, потому что здесь много иррациональности, неформальности, многоплановости человеческих отношений. ( R. Dobranskienė, 1996, с.18 ).

Целю руководителей должно стать создание положительных отношений в управляемой ими организации, для которых важны три компонента: управление, мотивация и общение. Они не разделимы и часто соприкасаются в прямой деятельности. Это три основных навыка, которые следует развивать, для достижения основных целей и задач организации, и продолжении эффективной ее деятельности. ( V. Baršauskienė, B. Janulevičiutė, 1999, с. 78 ).

Поэтому в данной работе мы рассмотрим названные выше три компонента человеческих отношений, определим, что такое мотивация и управление, выясним их основные методы и функции, укажем источники этих двух взаимосвязанных процессов.

В приложении предъявим результаты опроса, целью которого было выявить мотивацию и удовлетворенность работой, по теории Ф. Герцберга.

 

 

МОТИВАЦИЯ

Каждый человек в определенном отношении похож на других, на некоторых и ни на кого другого.

Клакхон

Рис. 1. Упрощенная модель мотивационного процесса.

 

1 СТАДИЯ. Возникновение потребности: физиологической, психологической или социальной.

2 СТАДИЯ. Поиск путей устранения таковой.

3 СТАДИЯ. Определение целей ( направлений) действия. Человек фиксирует что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, чтобы устранить потребность.

4 СТАДИЯ. Осуществление действия.

5 СТАДИЯ. Получение вознаграждения за осуществленные действия (либо то, что нужно, либо то, на что он может обменять).

6 СТАДИЯ. Полное или частичное устранение потребности либо не устранение

(В.В. Травин, В.А Дятлов.1995, с. 255-264).

Но, бесспорно, на мотивацию работника можно воздействовать, создавая лишь условия для возникновения (а не саму) мотивации.

2. 2. Основные источники мотивации

 

Д. Риль указывает пять основных источников мотивации.

1. Общие социальные мотиваторы. Многие люди работают из чувства долга. Связанное с этими мониваторами вознаграждение – личное удовлетворение, возникающее из чувства выполненного долга.

2. Цели организации. Считается, что люди, чьи цели совпадают с целями организации, чувствуются себя мотивированными, потому что могут помочь организации достигнуть этих целей. Однако не всегда цели организации являются сильными мотиваторами, потому что они не ясны, трудно определяемы, или потому что люди больше времени уделяют своим конкретным профессиональным целям, чем абстрактным целям организации.

3. Содержание работы является главным мотиватором для большинства людей. Однако организации довольно сложно его контролировать. Кроме того, встречаются трудности: существуют работы выполнение, которых врят ли кому понравится (например, вывоз мусора); люди, любящие свою работу хотят ее выполнять своим способом, что может быть неприемлемым для организации.

4. Условия работы. Здесь выделяются три категории:

· Физическое и психологическое окружение

· Различные льготы и поддержка работников

· Автономная степень работников

5. Деньги. Материальная заинтересованность основной стимул трудовой активности, но срабатывает не всегда (иногда важнее иметь больше свободного времени, более комфортные условия труда, менее напряженный труд). Удовлетворенность работников заработной платой зависит не столько от ее размера, а столько справедливостью в оплате труда. ( V. Baršauskienė, B. Janulevičiutė, 1999, с. 81-84 ).

 

С другой точки зрения западных специалистов (М. Вудкока и Д. Фрэнсиса), мотивами эффективного трудового поведения являются:

n Рабочая среда. Рабочая среда оказывает мощное влияние на работника, поэтому организациям не стоит жалеть средства и усилий на создание благоприятной обстановки для работающих.

n Вознаграждения. Вознаграждение сейчас обычно включает не только зарплату, но и много других выплат, а также выходные дни и особенно дополнительные выгоды: жилье, личное медицинское страхование, персональные автомобили и др.

n Безопасность. Чувство безопасности. Это чувство связано с наличием работы, с отсутствием неуверенности в завтрашнем дне, с признанием и уважением окружающих, принадлежностью группе и др.

n Личное развитие и профессиональный рост. Сейчас происходит эволюция взглядов руководителей на отношение к личности. Ранее главное внимание уделялось повышению квалификации работников, теперь - развитию человеческих ресурсов, а в фирмах и на предприятиях создаются соответствующие службы. Признается, что вклад в личностное развитие работников имеет и экономическое и гуманитарное значение. 

n Чувство причастности. Это чувство присуще каждому работнику, он хочет ощущать свою необходимость организации. Сюда можно отнести: владение информацией, консультации, совместное принятие решений и коммуникация.

n Интерес и вызов. Часть людей ищут работу в которой содержался бы “вызов”, которая требовала бы мастерства и не была слишком простой. Даже чисто исполнительские работы надо стремиться превратить в интересные, приносящие удовлетворение. Интересные проекты, развивающий опыт, возрастающая ответственность, обратная связь с продвижением к цели. (Вудкок М., Фрэнсис Д,.1993, с. 119)

Однако все вышеуказанные мотивы имеют различные значения для различных людей, поэтому организация, желая эффективно мотивировать своих работников, должна составить отдельный мотивационный пакет для каждого работника индивидуально.

 

 

Обзор теорий мотивации

 

Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют лю­дей действовать так, а не иначе. К ним относятся теории Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга и некоторых других исследователей.

 Более современные процессу­альные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, - это теория ожидания, теория справед­ливости и модель мотивации Портера-Лоулера.

 

Современный подход

Теория Х Теория Y Теория Z 1.Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности её избегать. 1.Работа является желанной для большинства сотрудников. 1. Необходима забота о каждом сотруднике в целом ( забота о качестве жизни) 2.Большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу, оказывая административное, экономическое и психологическое давление. 2. Сотрудники способны к целеустремлённости и самоконтролю, способны самостоятельно определять стратегии достижения целей.   2.Привлечение сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений. 3. Большинство сотрудников заинтересованы только в безопасности. 3. Заинтересованность работников зависит от системы вознаграждений по окончательному результату. 3. Периодическая ротация кадров и пожизненная гарантированность занятости. 4.Большинство сотрудников предпочитает быть исполнителями и избегает ответственности. 4. Сотрудник стремится к ответственности и самостоятельно принимает управленческие функции.   5. Почти все сотрудники не имеют творческих способностей и инициативы. 5. Многие сотрудники имеют развитое воображение, творческие способности, изобретательность.  

 

Теория потребности в достижении результатов Д. Мак Клелланда объясняет желание человека работать в соответствии со степенью развитости у него потребности добиваться успеха. Он считал, что людям присущи 3 потребности: власти, успеха и причастности. У разных людей может доминировать та или другая из них.

Известный австрийский ученый В. Франкл дал основательный анализ еще одной человеческой потребности - потребности в смысле жизни. Он рассматривал потребность в смысле жизни как наиболее важную в структуре личности, имеющую отношение к различным видам деятельности людей, включая и трудовую.

 

Двойная теория мотивации Ф. Герцберга , согласно которой у индивида имеются две системы (иерархии) потребностей:

ü гигиенические факторы, связанные с условиями труда; это психологические, создающие настрой на труд. К таковым относил: условия работы; заработок; межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными; политика фирмы и администрация; степень непосредственного контроля за работой; социальное положение работника; гарантия сохранения работы; стиль личной жизни.

ü мотиваторные, связанные с “внутренними потребностями: трудовые успехи работника, признание его заслуг, предоставление самостоятельности, служебный рост, профессиональное совершенство, обогащение труда элементами творчества.

Гигиенические факторы закрепляют и стабилизируют персонал, а побуждают к производительной работе мотиваторы.

 

ПРОЦЕСУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Теория ожидания (оценки ) чаще всего ассоциируемое с работами Виктора Врума, исходит из того, что мотивационные усилия достижения успеха индивида формируются на основе высокой ценности результатов деятельности в будущем. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей:

Ø Ожидание в отношении затрат труда - результатов (З-Р) - это соотношение между затрачиваемыми усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то мотивация будет ослабевать.

Ø Ожидание в отношении результатов - вознаграждений (Р-В) есть ожидание определенного вознаграждения или поощрение в ответ на достигнутый уровень результатов. Аналогично, если человек уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь или достигнутые результаты не повлекут за собой ожидаемые вознаграждения, то мотивация в этих двух случаях будет слаба.

Ø Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания - это валентность или ценность поощрения или вознаграждения.Валентность - это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности (приведенный выше пример с чемоданом долларов).

Если значение любого из этих трех критически важных для определения силы мотивации факторов будет мало, то мотивация и результаты труда будут слабыми. Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой:

МОТИВАЦИЯ = (З-Р) х (Р-В) х ВАЛЕНТНОСТЬ

 

Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.

Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения.

 

Синтезом теории ожидания и теории справедливости явилось модель Портера-Лоулера. В их модели показанной на рис. 1, фигурирует 5 переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

Рис. 2. Модель Портера-Лоулера.

 

Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения за достигнутые результаты.

Один из наиболее важных выводов – результативный труд ведет к удовлетворению.

Но данная модель обладает, с нашей точки зрения, некоторыми существенными недостатками.

1) В неё не включен такой объективный фактор, как условия труда.

2) В модели отсутствует основополагающий фактор - потребности. Ведь без существования действующих потребностей человек не будет вступать в трудовые отношения. В связи с этим можно отметить, что в модели отсутствуют условия входа и выхода из трудовых отношений и предполагается, что работник уже вступил в них.

( Stoner J. A. F. ir kt., 1999 ,с. 434-452; Baršauskienė V., Janulevičienė B., 19 9 9, с 84-88; Želvys R., 2001 , с.59-67; Jucevičienė P., 1996 ; Виханский О. С., Наумов А. И., 1994, с. 156-178; Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф., 1994, с. 172-189.)

УПРАВЛЕНИЕ

                                                                      Кто много работает, тот много ошибается.

                                                                 Кто мало работает, тот мало ошибается

                                                      Кто не работает, тот не ошибается.

                             Кто не ошибается, того

                                                                                                           повышают в должности.

 

Рис. 3. Изменения руководящих способностей на различных уровнях управления.

                    100                         

                                                                                  Концептуальные способности

                    

         50                                      Человеческие способности

            0   Технические способности

                  Руководитель                 Руководитель               Руководитель

                нижнего уровня             среднего уровня           высшего уровня

 

( Jucevičienė P., 1996 , с . 169 )

 

Другой автор (Р. Разаускас) выделяет следующие часто используемые требования к руководителям, которые часто употребляются в различной литературе авторов США и Европы.

1. Руководитель должен совмещать интересы конкретной организации и всего общества.

2. Должен знать соотношения рынка и приспособиться к ним. (Данное требование больше относится к руководителям фирм).

3. Руководитель должен быть лидером. Лидер (от анг. Leader – ведущий) – авторитетный член организации или малой группы, личное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Роль лидера и руководителя не всегда совпадают. (Краткий словарь по социологии, 1989, с. 141)

4. По мнению американцев, руководитель отвечает за «7 М»:

§ Men – люди,

§ Methods – методы,

§ Money – деньги,

§ Machines – оборудование,

§ Materials – материал, ресурсы,

§ Management – управление,

§ Marketing – связь с рынком.

5. К требованиям относят и возраст руководителя.

6. Организационные способности.

§ Желание быть руководителем.

§ Умение общаться и сотрудничать.

§ Умение говорить и умение слушать.

§ Интересоваться своими подчиненными.

§ Чувство юмора.

§ Умение экономить время.

§ Трудолюбие.

§ Адекватно реагировать на критику.

§ Рисковать, принимая решения.

§ Стремление к новшествам

7. Здоровый карьеризм.                                                     ( Razauskas R., 1997 , с. 24-33 . )

 

По мнению российских ученых-исследователей. Для каждого руководителя самая важная способность – это способность эффективно управлять. Это:

§ способность управлять собой;

§ четкие личные цели;

§ упор на постоянный личный рост;

§ навык решать проблемы;

§ изобретательность и способность к инновациям;

§ высокая способность влиять на окружающих;

§ знание современных управленческих подходов;

§ способность руководить;

§ умение обучать и развивать подчиненных;

§ способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

(Герчикова И. Н., 1997, с. 347).

 

Основные функции управления

Управление – это непрерывный процесс, состоящий из перманентно повторяющихся и взаимосвязанных действий.

Эти действия определяются в качестве функций управления. Различные авторы разрабатывали различные функции. Например, по обзору литературы можно определить следующие:

1. Маркетинг.

2. Прогнозирование.

3. Планирование.

4. Организация.

5. Распорядительство (командование).

6. Мотивация.

7. Руководство.

8. Координация.

9. Контроль.

10. Коммуникация.

11. Исследование.

12. Оценка.

13. Принятие решений.

14. Политика персонала.

15. Представительство.

16. Ведение переговоров и заключение сделок.

 

Подробнее остановимся на основных функциях, упоминание о которых встречается наиболее часто.

Планирование - эта функция представляет собой процесс подготовки решений. Его назначение состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму.

Планирование включает этапы:

· Постановка целей.

· Определение исходных предпосылок.

· Выявление альтернати.

· Выбор наилучшей альтернативы.

· Ввод и исполнение плана.

Организация – нацелена на упорядочение деятельности руководителя и исполнителей. Это, прежде всего оценка руководителем своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил. Организация ставит вопрос: Кто и как будет реализовывать план действий?

Сам термин организация в управлении употребляется в двух значениях:

1. упорядочение деятельности работников,

2. раскрытие структуры предприятия, учреждения, ведомства.

Контроль – это одна из важнейших функций управления. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения исправлений в запланированные показатели развития фирмы, предприятия.

В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности, сравнение их с планом, выявление отклонений и ошибок, анализ их причин, разработка программ для достижения целей фирмы.

Принятие решений – это процесс выбора альтернативных способов действия для достижения цели.

Политика персонала. В данном процессе руководитель выбирает, принимает и обучает персонал.

В индивидуальных предприятиях, малых фирмах, а также некоторых организациях просвещения (например, школах) принимают и увольняют работников сами руководители. Он принимает их на работу, сам объясняет их обязанности, составляет рабочие договора. В больших организациях этим занимаются специальные отделы кадров.

Выделим их основные функции управления человеческими ресурсами:

§ Прогнозирование новых рабочих мест.

§ Поиск новых работников.

§ Отбор работников и принятие их на работу.

§ Ознакомление новых работников с работой.

§ Создание должностных инструкций.

§ Составление программ совершенствования работников.

§ Контроль.

§ Исследование и разбор жалоб.

§ Создание и поддержка системы поощрения.

§ Фиксация достижений работников.

§ Организация оценки работников и многое другое.

Отдел кадров собирает и хранит все данные о работниках и при необходимости предоставляют их руководителю организации.

Коммуникация – процесс перехода информации в организации от одного лица к другому. Выделяются три основных направления движения информации:

1. Связь направленная вниз указывает на способ передачи целей и указаний для подчиненных.

2. Связь направленная вверх указывает на способ сбора информации руководителем от работников.

3. Горизонтальная связь – общение работников на одном уровне.

(Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 1994, с. 202-209;

Виханский О. С., Наумов А. И., 1994, с. 192-196;

V. Baršauskienė, B. Janulevičiutė, 1999, с. 102-103 )

Процесс руководства персоналом делится на три части:

Ø Указание означает установку правил, приказ, задание.

Ø Реагирование означает руководство через мотивы и потребности, создание хороших условий труда, решение возникающих проблем и конфликтов, стимулирование за отличную работу.

Ø Представительство тесно взаимосвязано с реагированием и означает, что руководитель представляет своих подчиненных перед высшими звеньями власти. А также решает конфликты между потребностями работников и целями руководства.                                     (V. Baršauskienė, B. Janulevičiutė, 1999, с.103)

 

Так как мы говорим об организациях просвещения, считаем необходимым отдельно выделить и конкретизировать функции директора школы:

· Администрации.

· Поиск новшеств.

· Вдохновление учителей.

· Обучение педагогов своей школы.

· Поддержание хороших связей школы с обществом.

· Поощрение трехстороннего сотрудничества между родителями, учителями и школой.

· Хорошо познать себя, чтобы иметь возможность учиться и совершенствоваться.

· Создание доброжелательной атмосферы. 

( Kjaergaard E., Martinienė R., 1996, с. 30) .

Таблица 3.

Работники подчиняются из-за Удовлетворение работой Деятельность организации
Референтное воздействие Большое Эффективная
Воздействие эксперта Большое Эффективная
Поощрение Среднее Средней эффективности
Приказ Среднее Взаимоотношений нет
Насилие Незначительное Взаимоотношений нет

(V. Baršauskienė, B. Janulevičiutė, 1999, с.104)

 

 

3. 5. Черты и ценности эффективного руководителя

Для того, чтобы полноценно работать, проявляя себя и внося что-то новое в предприятие, каждый руководитель должен обладать определенными личностными качествами. Например, Ф. Тейлор считал, что идеальным считается умный, образованный, тактичный руководитель, обладающий высокими техническими знаниями, решительный, энергичный, честный. Другой классик управления А. Файоль считал, что руководитель должен обладать предвидением, организаторскими способностями, быть компетентным, отличаться здоровьем, иметь развитый интеллект, высокий уровень культуры и нравственности.                                                               (Stoner J. A. F. ir kt., 1999 , с . 35-36) .

В принципе у каждой страны свои критерии оценки качеств специалиста.

В настоящее время, как считают специалисты, утвердилась американская и английская система качеств и черт характера руководителя. См. приложение. Таблица 5.

 

Охарактеризуем некоторые черты эффективного руководителя:

Оптимистичность. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, так как ожидает плохих новостей.

Любовь к людям (открытость). Его интересует, что делают другие. Он человечен, человечен, отдает себе отчет в собственных слабостях, что делает его терпимее к слабостям других.

Смелость. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

Тактичность и внимательность. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы.

Справедливость (объективность) – тоже важная черта руководителя. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслу­жить, вероятно, появится десяток недовольных. Когда подчинен­ный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее при­знать, а потом надо забыть об этом.

Честолюбие. Он радуется не только за себя, но и за дости­жения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет, таким образом, других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.

Скромность. Он не нуждается в лести окру­жающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.

Уверенность. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного руководителя.                       

Эмпатия. Умение почувствовать себя на месте другого и оценить ситуацию с точки зрения другого лица.

Гибкость. Умение приспособиться к изменяющейся среде.

Рациональность. Рациональные действия руководителя опираются на объективные причины, а не эмоциональные решения и интуицию и др.

( Razauskas R., 1997 , с 12-14.; V. Baršauskienė, B. Janulevičiutė, 1999 , с.105-108 . )

                                                     

Важную роль в личности руководителя играют его ценности.

Ценности руководителя – это цели, обязанности, интересы, чувства и убеждения. Руководитель должен анализировать свое поведение, понять свое место в организации, быть готовым при необходимости меняться и совершенствоваться. В таблице 4 сравним ценности присущие руководителю и подчиненным.

 

Таблица 4. Сравнение ценностей руководителя и подчиненного.

Ценности руководителя Ценности подчиненного
Обязанность перед всей организацией. Обязанность перед группой или отделом организации.
Результаты оцениваются по длительным достижениям. Результаты оцениваются по краткосрочным достижениям.
Мотивация из внутренних источников. Мотивация из внешних источников.
Готовность принять ответственность за действия других. Ответственность только за себя.

(V. Baršauskienė, B. Janulevičiutė, 1999, с.109)

 

Руководить – это прежде всего управлять людьми, а чтобы осуществлять эффективное управление, руководитель должен прежде всего быть предан делу, которым занимается. Он обязан быть профессионалом и иметь лидерские способности. При этом очень важно, чтобы руководитель не удовлетворялся лишь достижением сиюминутных целей, а смотрел в перспективу. Неспособность руководителя видеть отдаленное будущее расценивается как отсутствие управленческих способностей. Составляющими структуры таких способностей являются: умение обучать, умение слушать, умение ставить себя на место подчиненного. Наиболее значимой чертой характера считается справедливость. Вряд ли можно возражать по поводу того, что и наш руководитель должен иметь подобного рода психологический профиль. Руководство группами качества, которые формируется на добровольных началах и действуют на принципах полной автономии, требует от руководителя тонкого чутья, эрудиции и профессионального такта. В общем, можно сделать вывод, что руководитель должен быть не только очень грамотным, знающим свое дело, но и обладать хорошими человеческими качествами.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В организациях просвещения, как и во всех существующих организациях очень важны человеческие отношения. От того, как они складываются, зависит эффективность деятельности организации, успешное достижение поставленных целей.

 В данном реферате мы рассмотрели основные компоненты человеческих отношений – это мотивацию и руководство.

 

В общем случае мотивация – это процесс побуждения к труду. В ли­те­ра­ту­ре встре­ча­ет­ся мно­го оп­ре­де­ле­ний мо­ти­ва­ции и мо­ти­вов, кроме того теории мотивации прошли историческую эволюцию. В них всех пы­та­ют­ся раз­лич­ны­ми тер­ми­на­ми вы­ра­зить глав­ное в мо­ти­ва­ции: речь идет о про­цес­се, ко­то­рый про­ис­хо­дит внут­ри че­ло­ве­ка, на­прав­ля­ет его по­ве­де­ние и вы­бор или, ины­ми сло­ва­ми, за­став­ля­ет его вес­ти се­бя в ка­кой-то кон­крет­ной си­туа­ции оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом.

Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться. Традиционно считается, что раз работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. В случае плохого отношения к служебным обязанностям его можно уволить.

Однако для того, что бы работник был заинтересован в труде, руководитель должен знать источники мотивации, методы мотивации и факторы, определяющие их выбор, а также как поддержать мотивацию рабочих в продолжительный период времени работы. Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами.

 

Процесс управление – это сложный и непрерывный процесс, процесс влияния, состоящий из перманентно повторяющихся и взаимосвязанных действий, выполняющий множество функций (таких как организации, планирование, контроль, мотивирование, управление персоналом и многие другие).

Многое в данном процессе зависит и от личности руководителя, от его личных способностей, качеств и ценностей.

 

Сле­до­ва­тель­но, по­ни­мая про­цесс мо­ти­ва­ции и управления, мы мо­жем зна­чи­тель­но луч­ше по­нять как се­бя, так и по­ве­де­ние лю­дей, с ко­то­ры­ми мы об­ща­ем­ся, в раз­лич­ных си­туа­ци­ях. 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Baršauskienė V., Janulevičienė B. Žmogiškieji santykiai. Kaunas, 1999.

2. Dobranskienė R. Mokyklos gyvenimo tvarkymas. Klaipėda, 1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 5. Характеристика руководителя в США и Англии.

 

Англия США
1 Способность делегировать власть Развитость ума
2 Коммуникабельность Честность
3 Доступность Логичность
4 Умение слушать Техниковооруженность
5 Авторитетность Широта познаний
6 Компетентность Перспективность
7 Техниковооруженность Коммуникабельность
8 Честность Цельность характера
9 Твердость Лидерство
10 Заинтересованность в людях Способность делегировать власть
11 Позитивность Ораторские способности
12 Решительность Умение принимать решение
13 Юмористичность Твердость
14 Широта способностей Умение сосредотачиваться
15 Продуктивность Умение воспитывать
16 Дружелюбие Чувство юмора
17 Прилежание Умение слушать
18 Общительность Желание слушать
19 Знание специальности Объективность
20 Отсутствие болтливости Организаторские способности

(Цандер Э. Практика управления. Москва, 1993, с.286 )

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПО ТЕОРИИ Ф. ГЕРЦБЕРГА

 

 Общие сведения об исследовании

 

Как говорилось выше удовлетворенность работой и мотивация играют огромную роль в жизнедеятельности человека. Для проверки данного факта на практике проводилось исследование в Шяуляйском центре общественного здоровья. Было опрошено 37 работников данной организации. Опрос проводился с помощью анкет составленных на основе теории мотивации Ф. Герцберга. Анкеты были анонимными, каждому из опрашиваемых нужно было ответить на 18 вопросов. Анкеты были одинаково содержания на литовском языке. Кроме этого устно общалась и беседовала со многими опрошенными работниками.

 Результаты исследования показали ряд интересных особенностей мотивации работников данной организации, о чем подробнее и будет говориться ниже.  

Данные каждой анкеты обрабатывались по следующему принципу:

Вопросы Баллы  Сумма группы

 

1            ............        

3            ............      ...............   : 4 = ................. Успех

11         .............                    

13         .............        

 

5           .............

6           .............      ................   : 2 = .................. Ответственность

 

7           .............

8           .............       ................  : 3 = ................. Признание

12         .............

 

16         .............      .................        = ................. Прогресс

 

2           .............. 

4           ..............

14         ..............     ..................   : 4 = ................. Работа

15         ..............

 

9          ...............                                                        Совершенствование

10         ..............      .................    :2 = ..................        личности

Общая сумма _________________

 

 

Следует заметить, что данное анкетирование оценивает не конкретного работника, а то какие возможности продвижения к успеху, ответственности, совершенствованию и так далее, по мнению опрашиваемых, предоставляет их работа. Выделенные категории по Ф. Герцбергу являются мотиваторами, вы­зы­ваю­щие удов­ле­тво­рен­ность ра­бо­той, свя­зы­ва­лись с со­дер­жа­ни­ем ра­бо­ты и вы­зы­ва­лись внут­рен­ни­ми по­треб­но­стя­ми лич­но­сти в са­мо­вы­ра­же­нии.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Исследовав мнения работников одной из организации г. Шяуляй о их возможности продвижения к успеху, ответственности, совершенствованию и так далее, которые по мнению опрашиваемых, предоставляет их работа. Пришли к следующим выводам.

РЕФЕРАТ

 

Учебный предмет: Качественные и количественные методы в диагностике управления просвещением.

Руководитель работы:

 



Шяуляй, 2001

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мотивация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. 1. Определение и суть мотивации. . . . . . . . . . . . . . . . .

2. 2. Основные источники мотивации. . . . . . . . . . . . . . . .

2. 3. Обзор теорий мотиваций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

2. 4. Методы мотивации и факторы, определяющие их выбор. .  

2. 5. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. 1. Определение и суть управления. . . . . . . . . . . . . . . .

3. 2. Обязательные способности руководителя. . . . . . . . . . .

3. 3. Основные функции управления. . . . . . . . . . . . . . . . 

3. 4. Управление как процесс воздействия. . . . . . . . . . . . .

3. 5. Черты и ценности эффективного руководителя. . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

4

4

6

7

11

 

12

14

14

14

16

18

19

21

22

23

ВВЕДЕНИЕ

Почему люди работают? Почему одни люди делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно сделать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание работать? Эти и многие другие вопросы возникают тогда, когда происходит управление персоналом.

В нашей стране уделялось и уделяется очень мало внимания данной проблеме, несмотря на всю ее сложность и неразработанность. На протяжении десятилетий в экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу угла ставили технологию, производственные планы, бюджеты, административные распоряжения, а роль работников отодвигалась на второй план. В целом, это привело к сужению трудовой мотивации и к отчужденности работников, к падению заинтересованности в труде и низкой производительности. Поэтому неудивительно, что по данным сравнительного исследования, работу считают главным делом жизни в США 50% населения, в Швеции — 45%, в ФРГ — 25%, а в пределах бывшего СССР — всего лишь 10% (В.В. Травин, В.А Дятлов.1995, с. 251).

Произошедшие в последние годы изменения отношений собственности, экономический кризис в стране, социальная неуверенность, лишь усугубило проблему трудовой мотивации. Поэтому предприятиям и организациям приходится идти методом проб и ошибок, самостоятельно нащупывая наиболее подходящий и действенные методы организации и поощрения труда.

Организации просвещения, такие же организации со своими трудностями и проблемами. В них также остро стоит вопрос о развитии человеческих отношений внутри организации. Однако процесс управления происходит здесь еще сложнее. Здесь управление – передача полномочий членам общества, согласование отношений, творчество и вовлечение общество в процесс управления. Школьная общественность сложнее, чем организация, потому что здесь много иррациональности, неформальности, многоплановости человеческих отношений. ( R. Dobranskienė, 1996, с.18 ).

Целю руководителей должно стать создание положительных отношений в управляемой ими организации, для которых важны три компонента: управление, мотивация и общение. Они не разделимы и часто соприкасаются в прямой деятельности. Это три основных навыка, которые следует развивать, для достижения основных целей и задач организации, и продолжении эффективной ее деятельности. ( V. Baršauskienė, B. Janulevičiutė, 1999, с. 78 ).

Поэтому в данной работе мы рассмотрим названные выше три компонента человеческих отношений, определим, что такое мотивация и управление, выясним их основные методы и функции, укажем источники этих двух взаимосвязанных процессов.

В приложении предъявим результаты опроса, целью которого было выявить мотивацию и удовлетворенность работой, по теории Ф. Герцберга.

 

 

МОТИВАЦИЯ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.