Понятие подведомственности.
Подведомственность – это круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа. Подведомственность устанавливается законами и иными нормативными актами.
Виды подведомственности.
Исключительная подведомственность предусматривает возможность рассмотрения определенных категорий дел каким-либо одним (указанным в законе) органом. Эти дела не могут разрешаться другими органами. К исключительной подведомственности, например, относятся разрешаемые общим судом споры о восстановлении на работе, о лишении родительских прав, о расторжении брака, о признании забастовки незаконной и др.
Альтернативная подведомственность допускает рассмотрение тех или иных категорий дел не только в суде, но и в другом юрисдикционном органе. При этом обращение в соответствующий орган зависит от усмотрения истца (заявителя). Примером альтернативной подведомственности является подведомственность дел третейским судам. Граждане вправе передать любой возникший между ними спор (кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений) на разрешение третейского суда.
Условная подведомственность
Для данного вида подведомственности характерным является то, что до суда спор о праве должен стать предметом рассмотрения другого органа (досудебная стадия рассмотрения спора). Так, большинство индивидуальных трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого – судом (ст. 236 ТК).
Подведомственность связанных между собой требований. Суть этого вида подведомственности дел закреплена в ст. 38 ГПК, согласно которой в случае предъявления нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие – иному суду или иному государственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено законодательством.
Споры о подведомственности.
По общему правилу подведомственность дел определяется тем органом, к которому обращаются за их разрешением заинтересованные лица. В гражданском процессе подведомственность спора о праве определяется судьей, принимающим дело к своему производству, или судом, в производстве которого дело находится (ст. 40 ГПК).
закон закрепляет приоритет общего суда перед хозяйственным судом и иными юрисдикционными органами в случае коллизии их компетенции по рассмотрению связанных между собой требований. Вместе с тем закон не закрепляет приоритет общего суда, когда разрешается вопрос о подведомственности требований, не связанных между собой. В данном случае требования разрешаются раздельно – в соответствии с характером правоотношений, из которых эти требования возникли
Разграничение подведомственности дел между общими и третейскими судами.
Основными критериями разграничения подведомственности дел между общими и третейскими судами являются:
1. гражданско-правовой характер спора; Иные споры, в том числе вытекающие из семейных и трудовых правоотношений, не могут быть предметом третейского разбирательства.
2. соглашение сторон. Это соглашение оформляется в виде письменного договора (третейской записи), в котором должны содержаться следующие сведения: а) наименования сторон и их места жительства; б) предмет спора; в) имена избранных судей; г) срок разрешения спора; д) место и время составления договора.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12
Вопрос 1
Приказное производство
1.1. Понятие и сущность приказного производства.
Приказным производством является производство по заявлению кредитора о взыскании денежной суммы или истребовании движимого имущества с должника без проведения судебного заседания и вызова сторон.
В приказном производстве сторонами по делу являются:
− заявитель (взыскатель) – лицо, обращающееся в суд с определенным требованием;
− должник – лицо, с которого взыскатель требует произвести взыскание денежной суммы или имущества. Взыскателем и должником по делу могут быть как юридические лица, так и граждане.
Требования, рассматриваемые в приказном производстве.
1) требование основано на нотариально удостоверенной сделке, за исключением нотариально удостоверенной сделки, на основании которой возникает обязательство по уплате денежных средств;
2) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, но оно не связано с установлением материнства и (или) отцовства либо необходимостью привлечения третьих лиц для участия в деле;
3) заявлено требование о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, с лица, обязанного возмещать такие расходы, неработающего либо работающего, но не в полном объеме в течение шести месяцев возмещающего в добровольном порядке по его заявлению указанные расходы. В случаях, когда место жительства (место пребывания) данного лица неизвестно, взыскание с него таких расходов осуществляется в порядке искового производства;
4) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.