Проблема создания музея «Гжель»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Традиционный народный художественный промысел - это одна из форм искусства, осуществляемая на основе коллективного развития традиций народного искусства в определенной местности из материалов, характерных для данной местности, в процессе творческого ручного или механического труда мастеров народных художественных промыслов на базе школ мастерства, созданной данным коллективом. Гжельский промысел - это промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свой современный художественный стиль, имеющий художественную школу, кадровое образование и являющийся частью культурного достояния России.

Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.

Ситуация с современными разделами провинциальных музея «Гжель», сложна. Сегодня сине-белую керамику можно увидеть в залах Гжель, расположенных в музеях России.

Не хватает средств, на закупку экспонатов, крайне узок круг специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками.

К объективным причинам наших трудностей следует отнести и то, что „актуальное“, как нынче говорят, искусство Гжели существует, по сути, только в столицах, а провинциальная художественная жизнь - это по-прежнему вотчина местных отделений Союза художников России, таких как Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Троице-Сергиев музей-заповедник и т.д.

Ситуация с современными разделами провинциальных музея «Гжель», сложна. Сегодня сине-белую керамику можно увидеть в залах Гжель, расположенных в музеях России.

Не хватает средств, на закупку экспонатов, крайне узок круг специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками.

К объективным причинам наших трудностей следует отнести и то, что „актуальное“, как нынче говорят, искусство Гжели существует, по сути, только в столицах, а провинциальная художественная жизнь - это по-прежнему вотчина местных отделений Союза художников России, таких как Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Троице-Сергиев музей-заповедник и т.д. Задача создания музея - так перестроить работу с этой частью художественного процесса, чтобы музейные и финансовые порядки не мешали жизни подобной структуры. Возможно, имеет смысл просто создавать при больших музеях центры, лаборатории, позволяя произведениям жить не только в культурном, но и рыночном обороте.

Настраивая систему, приспосабливая ее к требованиям музея «Гжель», все глубже погружаешься в сложности музейного информационного хозяйства, сопоставляли организацию работы в различных музеях, сталкивались с новыми задачами и проблемами, учились на опыте собственных ошибок.

Создание комплексной автоматизированной информационной системы, охватывающей различные виды деятельности целой организации и объединяющей десятки сотрудников, - сложный и трудоемкий процесс, порождающий множество проблем - финансовых, технических, информационных и организационных. Возникающая система должна органично вписаться в музейную деятельность и максимально соответствовать специфике и традициям музея «Гжель».

Гжель – это изделия НХП РФ «Гжель» признанного художественного достоинства, прославляющие многонациональную культуру народов Российской Федерации, чьи высокохудожествченные изделия хорошо известны во многих музеях мира и традиционно входят в подарочный фонд Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России.

НХП РФ «Гжель» – в настоящее время, в условиях коррупции, превратился в объект особого внимания и преступных посягательств коррумпированных чиновников, юридических и физических лиц, злоупотребляющих своими правами, охотящихся за всемирно признанным брендом, включая рейдеров (захватчиков);

- производящих и наполняющих потребительский рынок фальсификатом, контрафакцией и подделками «в стиле Гжель» под образцы высокохудожественных изделий всемирно признанного НХП РФ «Гжель», причиняющих объекту многонациональной культуры России ущерб и убытки в особо крупных размерах (не менее 100 миллионов рублей в год);

- нарушающих конституционные гарантии и права создателя и правообладателя объекта интеллектуальной собственности в сфере творческой деятельности НХП РФ «Гжель» - современных художественно-стилевых особенностей НХП РФ «Гжель» [19, c. 107-109].

Весьма спорно, что проблемы духовного богатства нации, куда входят и народные художественные промыслы, следует решать под углом зрения дикого рынка и сиюминутной выгоды. Потеряв высокий эстетический уровень гжели, в случае удушения логиновского предприятия, вряд ли Россия восстановит его потом. А “псевдогжель” вскоре тоже окажется ненужной на одной кухне с “тефалью”, “меламином” и штампованным фарфором.



Заключение

 

Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом.

Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Общение с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных личностей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.

Завидна историческая судьба Гжели. Став одним из известнейших центров русского народного искусства более двух веков назад, она и сегодня вызывает заслуженную гордость своим искусством, одновременно старинным и остро современным, соединяющим разделенные столетиями берега отечественной культуры. Искусство ее плодотворно и прекрасно, как люди и земля этого исконно русского края.

Гжель - это массовость и неповторимость. Это большой ассортимент, это утилитарность и красота. Веками отшлифовывались форма и роспись – и сформировался особый гжельский стиль - бело-синий с плавным переходом от темных тонов к светлым. Гжельские изделия выполнены ручным способом. Все это вместе создает популярность, привлекает интерес.



Список литературы

 

1. 100 великих музеев мира. Автор-составитель Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2007. – 512 с.

2. Арбат Ю.А. Фарфоровый городок. Из истории завода Гарднер - ныне Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках. – М.: "Моск. рабочий", 2007, 248 с.

3. Арбат Ю.А. Канаковские умельцы. – М.: Калинин, 1957, 208 с.

4. Безбородов М.А. Дмитрий Иванович Виноградов. Создатель русского фарфора. - Просвещение, 2005. – 510 с.

5. Бржезицкая Аста Давыдовна. Выставка произведений. Москва. 1983. Расписной фарфор. Скульптура. Каталог выставки. – М.: "Сов. художник", 2003, 24 с.

6. Бубнова Е.А. Канаковский фаянс. – М.: "Из. искусство", 2003. – 290 с.

7. Бубнова Е.А. Старый русский фаянс. – М.: "Искусство", 2003. – 187 с.

8. Врубель М.А. Выставка майоликовых работ и театральных экспонатов. Абрамцево. 1956-1957. К 100-летию со дня рождения. Каталог. Сост. и предисл. Онуфриева С.А. – М.: Просвещение, 2007, 53 с.

9. Гамелкин С.В. и Калитин М.Г. Гжель и гжельцы. На родине русского фарфора. - "Моск. рабочий", 2004. – 129 с.

10. Гжель. Фотоальбом. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. Сост. В.М. Логинов. - М.: "Планета", 2008. - 184 с.

11. Гжель - Российская жемчужина. Авт. текста Аверьянова М.Г. – 2003. – 46 с.

12. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели XVIII-XX веков. - "Художник России", 2006. – 212 с.

13. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С., Астраханцева Т.Л. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: Издательство: Планета, 2006. - 184 с.

14. Искусство Гжели. Альбом. Авт. и сост. Якимчук Н.А. – М.: "Сов. Россия", 2005. - 167с.

15. Искусство Гжели Издательство: Советская Россия, 1985. – М.: Коробка, 168 с.

16. Логинов В.М. Новь древней Гжели. - М.: "Моск. рабочий", 2006. – 112 с.

17. Морозов А. Фигуры Гарднера по гравюрам "Волшебного фонаря". Очерк. - Гос. муз. Фарфора, 2004. – 19 с.

18. Музей и школа: Пособие для учителя/Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др.; Сост. Э.А. Павлюченко; Под общ. ред. Т.А. Кудриной.- М.: Просвещение, 2005. - 192 с.

19. Музееведение. Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высш. шк. – 2004. – 431 с.

20. Мусина Р.Р. Искусство Гжели. – М.: "Знание", 2005. – 48 с.

21. Никифорова Л.Р. Родина русского фарфора. О Виноградове Д.И. – СПб.: Питер, 2004. - 102с.

22. Никифорова Л.Р. Создатель русского фарфора. Жизнь и деятельность Д.И.Виноградова. – М.: Изд. Гос. Эрм., 1962, 35с.

23. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996. - М., 2004. - С. 228.

24. Салтыков А. Гжельская керамика. - Гос. ист. муз. – 2005. - 38с.

25. Салтыков А.Б. Майолика Гжели. – М.: "Искусство", - 2006, 182 с.

26. Тельчаров, Александр Дмитриевич. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций/А.Д. Тельчаров; послесл. И.В. Кондакова. - М.: Омега-Л, 2005. - 184 с.

27. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1992.-159 с.

28. Фарфор Гжели. Каталог выставки. Сост. и ред. Розанов В.Г. – М.: "Сов. художник", 2006. – 21 с.

29. Фарфор первых лет Октябрьской революции. – М.: Гос. ист. муз. Автор текста Булочкин Н.В. – М.: "Внешторгиздат", 28 с.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 189.