Характеристика гжельской местности (месторасположение)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гжель - один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла. Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посуды для царева двора.

Гжелью называют небольшой регион Раменского района Московской области, расположенный к востоку от Москвы. Если посмотреть на карту, то можно видеть, что он расположен, вдоль Егорьевского шоссе (Касимовского тракта) и вытянулся на 15 километров (от деревни Обухово на западе до деревни Сидорово, служащей крайней точкой гжельского региона на востоке). В состав гжельского региона входит около 27 деревень, объединенных несколькими сельскими округами [1, c.43].

Если ехать на электричке от Москвы, то можно видеть как дорога то и дело ныряет в лес, вьется, неоднократно пересекая идущее рядом Егорьевское шоссе.

Густые, порой кажущиеся непроходимыми заросли, заставляют вспомнить, что вот так же, по густому лесу ехал в Золотую Орду шесть с лишним веков назад князь Иван Данилович Калита. Это благодаря ему Гжель впервые попадает в официальный документ - "духовную грамоту".

Гжель, по более поздним описаниям XVII века, занимала обширное лесное пространство в верховьях речки Гжелки и ее притока Дорки. На каменистой и глинистой почве изобиловали топкие болота. За Гжелью начиналась подмосковная тайга, с редким населением, которое в основном занималось охотой и бортничеством. По всей видимости таковы же были занятия и у первых гжельских жителей.

В числе других дворцовых волостей Гжель из поколения в поколение передавалась членам великокняжеской семьи. После Ивана Калиты она принадлежала его сыну Ивану Красному, затем Дмитрию Ивановичу Донскому, его сыну-Василию I, затем вдове Василия княгине Софье Витовтовне. Вряд ли эта волость имела большое хозяйственное значение. Но зато во время эпидемии чумы в 1426 г., когда "мор был велик в градах русских", внук Дмитрия Донского князь Василий Васильевич укрылся от "заразы" в глухих гжельских лесах, принадлежавших его матери.

Софья Витовтовна в 1453 г. завещала Гжель своему внуку Юрию Васильевичу, и только в 1472 г. в его завещании впервые говорится о том, что он передает своей матери княгине "Гжелю со всеми деревнями", а в 1519 г. названы в писцовых книгах "Гжель, да во Гжели дворцовое село Гжель".

Волостной центр превращается в крупное село. В 1628 г. в нем отмечены два деревянных храма: действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Димитрия Селунского. В 1646 г. в Гжельской волости записаны 30 деревень с 232 крестьянскими дворами. Если в деревнях было от 2 до 13 дворов, то село отличалось уже в это время своей многолюдностью: в нем насчитывалось 38 дворов крестьян, 2 двора бобыльских и два пустых двора, оставшихся после умерших жителей, да на церковной земле двор попа, дьячка, пономаря, просвирницы и 2 двора бобылей [9, c. 55-57].

Повинности гжельских крестьян были таковы же, как и у крестьян соседних дворцовых волостей. В круг этих повинностей не входил распространенный в Гжели гончарный промысел. Он составлял их личное дело. Первоначально далеко не все крестьяне могли принимать в нем участие, а следовательно и хозяйства их развивались неравномерно: одни богатели и выходили в купцы, другие еле сводили концы с концами.

Согласно Экономическим примечаниям 1760 гг., в селе Гжель насчитывались 72 двора, 248 жителей мужского и 214 женского пола. В целом по волости землепашеством занималось мало жителей, из 14,4 тысячи десятин земли под усадьбами и пашней было занято только 6 процентов, почти столько же, сколько под неудобьями, зато покосы занимали 26 процентов, а леса - 60 процентов всей земельной площади. В Экономических примечаниях говорилось: "Земля пашенная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной. Крестьяне на оброке. Промышляют деланием разных сортов посуды и сервизов, которые отпускаются в разные города сухим и водяным путем".

Большое значение этот промысел приобрел в XVIII веке, тогда с промыслами было связано 125 семейств, или 240 человек, из них 194 человека - вне своего села, поскольку вынуждены были искать средства к жизни на промышленных предприятиях в соседних деревнях. Главным промыслом был керамический. Небольшое число гжельцев работало в Москве и в других местах портными, прислуживало в богатых домах. В самом селе имелось 7 торговых заведений и 3 промышленных предприятия. Возле церкви проводились известные в округе ярмарки. Сюда на три дня съезжались купцы и крестьяне со своими товарами [11, c. 15-17].

Во второй половине XVIII века Гжель прославилась своей яркой народной майоликой с ее неповторимыми формами изделий, как кувшинов, кумганов и квасников. В это время складывался национальный характер гжельской керамики, который определил развитие в XIX веке полуфаянса, фаянса и фарфора. Гжельские изделия покаряют особой образностью, их отличает оригинальное конструктивное решение формы, обилие пластического декора. Лучшие традиции прошлого нашли свое отражение в современном искусстве Гжели.

От прошлых лет в селе остались столетние избы и кирпичные дома фабрикантов. Село пересекает перекрытая плотиной речка Гжелка, сооружено обширное водохранилище.

В селе находится АО "Синь России", где изготавливают фарфоровую скульптуру, посуду и другие изделия. Здесь же имеются дом культуры и библиотека, кафе "Гжель" и несколько магазинов, дом быта, амбулатория, центр сельского округа, памятник погибшим в годы Великой Отечественный войны, отделение АО "Гжельское", детский сад и средняя школа на 640 учащихся. В школьном музее созданы стенды с фотографиями и документами гжельских жителей - участников Великой Отечественной войны. Хранятся в музее и другие реликвии; ведется работа по восстановлению обычаев прошлых поколений гжельцев. Так, например, в младших классах созданы фольклорные коллективы, исполняющие песни местных композиторов и поэтов о Гжели и Гжельском крае.

На 1 января 1993 г. в Гжели проживало 780 человек, усадебная земля занимала 242 гектара [16, c. 71-73].

Современные дома усадебного типа - одно- и двухэтажные. Село составляет несколько улиц, одна из которых носит имя земляка - ученого физика, академика Копнина.

Говоря о красоте гжельской земли, нельзя не упомянуть о том, что совершенно особую атмосферу подмосковной провинции создают храмы Гжели. Выстроенные за какие-то полвека, они демонстрируют различные этапы развития русской архитектуры середины XIX и начала XX столетия.

Вплоть до начала XIX века каменных и кирпичных храмов здесь (за исключением Успенской церкви села Гжель) не строили. В округе, как никакой другой, богатой лесом, предпочитали воздвигать церкви из дерева, которые, впрочем, не дошли до нас. Но сохранились церкви, выполненные из кирпича и укладывающиеся в столь короткий временной отрезок – 1859 – 1910 годы. В этом состоит своеобразная черта Гжели и ее ближайших окрестностей.

Начиная с середины прошлого века во многих уголках России новые краснокирпичные храмы стали подражать известным древнерусским образцам. В церковном зодчестве этого периода широко распространилось традиционное пятиглавие, основательно позабытое в эпоху классицизма. Церкви "о пяти главах", строившиеся в ту пору, старались перенять у XVII века сложность декоративного наряда, многоцветие внешнего облика.

Тропинка, параллельно речке Карповке (проходящей под железной дорогой), как раз и приведет вас к Кунай-колодцу, к которому можно пройти и со стороны села Гжель от Егорьевского шоссе [20, c. 17-18].

О Кунай-колодце на сегодняшний день известно немного. Мы знаем только, что еще до революции на этом месте существовала купальня. Сюда приходили люди, страдающие разными болезнями, чтобы, искупавшись в источнике, получить исцеление. Но особенно много сюда приходило детей. Ибо воды этого источника имели особую благодатную силу в исцелении детских болезней. И, видимо, дети часто по своей вере и вере родителей получали испрашиваемое у Бога исцеление. После купания в водах источника детей одевали в новые одежды, а старую одежду оставляли у источника. Ее потом сжигали.

И сегодня на Кунай-колодец приходит много людей, не только из гжельской округи, но и даже из Москвы.

По традиции на Кунай-колодце совершаются клириками Успенской церкви села Гжель молебны: 1 августа на праздник Изнесения древ Креста Господня, на праздник Успения Богородицы и в др. дни [18, c. 20-23].

Подводя итог рассказу о гжельской земле, скажем, что мест, подобных Гжели, в России множество. И каждое из них своим многоцветием культурных богатств и традиций создает необыкновенный, знакомый каждому из нас образ любимой России. И Гжель в этом прекрасном соцветии занимает одно из самых ярчайших мест.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 162.