Задачи исследования
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1) провести анализ литературных данных по изучаемому вопросу;
2) оценить морфофункциональные показатели у участников групп различной тренированной направленности на начальном этапе;
3) определить влияние аэробных и анаэробных физических упражнений на морфофункциональные возможности занимающихся;
4) провести сравнительный анализ показателей исследуемый у участников групп в динамике тренировочного процесса.
Методы исследования
Метод исследования – это способ (инструментарий) получения фактического (цифрового, информации) материала исследования.
Методика исследования – сумма методов исследования и варианты их возможного применения (возможности для решения тех или иных задач).
Технология исследования – реальное применение метода исследования в зависимости от конкретных условий и задач исследования.
Современные знания еще не позволяют дать обоснованную классификацию специфических педагогических методов. Можно говорить об их условной группировке. Ниже приводится группировка методов, предложенная Б.А. Ашмариным (1978).[2]
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
1) анализ литературных источников по данному вопросу;
2) оценка антропометрических показателей;
3) оценка функциональных показателей;
4) метод математических обработки данных.
Анализ литературных источников по данному вопросу
Для решения поставленной задачи было проанализировано сорок девять литературных сточников, пять из которых были получены с Интернет сайтов.
Для решения поставленных в дипломной работе научных задач были проанализированы: диссертация д.м.н. В.В. Абрамова "Становление функций эндокринной и кардио – респираторной системы у спортсменок пубертатного возраста"[1], автореферат диссертации к.п.н. Дикаревич Л.М. "Педагогические проблемы управления нагрузкой на занятиях оздоровительной аэробикой женщин различного уровня функционального состояния"[10], автореферат дисертации д. б. н. Тамбовцева Р.В. "Возрастные и типологические особенности энергетики мышечной деятельности"[40],диссертация к.м.н.Ю.С.Филипповой"Морфофункциональные и психофизиологические особенности спортсменок, занимающихся спортивной аэробикой"[44].
Были проанализированы работы Абрамовского И.Н. "Влияние развития мышечной массы на двигательные качества спортсмена" и "Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего Севера" из Сборника научных статей [2], работы Корниенко И.А., Сонькина В.Д., Тамбовцева Р.В. "Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности": Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I и II. Структурно-функциональные перестройки, "Зоны мощности" и их возрастные изменения[17,18], работа Ромашова А.В. "Особенности развития двигательных способностей" из Межвузовского сборника научных трудов[31], работа Спирина В.К. "Типологические особенности взаимосвязи физической подготовленности и частоты заболеваний" в Межвузовском сборнике научных трудов.[36].
Оценка антропометрических показателей
Для оценки морфологического статуса были измерены следующие параметры:
- длина тела (см);
- масса тела (кг);
- обхватные параметры (см).
Оценка функциональных показателей
Функциональные показатели включают в себя:
- частоту сердечных сокращений (ЧСС);
- артериальное давление (АД);
- индекс функциональных изменений (ИФИ).
Индекс функциональных изменений (ИФИ) – интегральная характеристика, отражающая адаптационные возможности системы кровообращения.
Рассчитывается по формуле:
ИФИ = 0,011*ЧП + 0,014*САД + 0,008*ДАД + 0,014*В + 0,009*МТ – 0,009*Р – 0,273,
где: ЧП – частота пульса (уд/мин); САД и ДАД – систолическое и диастолическое артериальное давление (мм.рт.ст.); В – возраст (годы); МТ – масса тела (кг); Р – рост (см).
Величина ИФИ обратно пропорциональна адаптационному потенциалу, то есть, чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значения ИФИ.
Выделяется 4 состояния:
1) функциональные возможности достаточные, хорошая адаптация – ИФИ до 2,59 баллов;
2) состояние функционального напряжения, адаптация удовлетворительная – ИФИ от 2,60 до 3,09 баллов;
3) функциональные возможности снижены, неудовлетворительная адаптация – ИФИ от 3,10 до 3,49 баллов;
4) резко сниженные функциональные возможности, срыв адаптации – ИФИ более 3,50 баллов (Рубанович В.Б., 1998).
Метод математической обработки данных
Средняя арифметическая величина выборки :
характеризует средний уровень значений изучаемой случайной величины в наблюдавшихся случаях и вычисляется путем деления суммы отдельных величин исследуемого признака на общее число наблюдений:
где Хi- значение конкретного показателя,
∑ - знак суммирования,
n- число показателей (участников групп).
Организация исследований
В исследовании приняли участие 10 женщин в возрасте от 20 до 40 лет, занимающиеся по разным программам: аэробными и анаэробными упражнениями. Участницы первой группы (5 человек) занимались по программе аэробной направленности Step. Это аэробика с использованием степ – платформы. Комбинация шагов на развитие координации, подъемов на степ-платформу под музыку в сочетании с танцевальными движениями и силовой нагрузки. Нагрузка средней и умеренной интенсивности. Вторая группа (5 человек) анаэробного направления – ABS. Занятие направлено на тренировку мышц брюшного пресса и нижней части спины, для всех уровней подготовленности. Продолжительность 30 мин. Это нагрузка с малым потреблением кислорода. Их цель – развитие силы. Дополнительным источником энергии становится гликоген – отсюда небольшая продолжительность тренинга с тяжестями.
Тренировочный стаж участников двух групп составил от 1,5 до 4 лет. Занятия в двух группах проводились три раза в неделю. Наблюдения осуществлялись с марта месяца по май. Измерялись антропометрические показатели, давление, пульс и индекс функциональных изменений.
Минимальной кратностью занятий , обеспечивающих повышение уровня физического состояния, являются занятия проводимые три раза в неделю. Существенно, что по мере повышения кратности занятий ускоряются сроки проявления тренировочного эффекта, особенно в показателях физической подготовленности: так, гибкость при трехкратных занятиях улучшается лишь к 4–й неделе занятий; быстрота – через две недели занятий; скоростно – силовые качества при занятиях, проводимых два, три и пять раз в неделю улучшаются соответственно через четыре и две недели занятий.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 396.